Файл: Задание 7 Найти и проанализировать статью, где приведены исследования специфики поведения во время военных действия различных этнических групп (гражданского населения или военных).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 7
1.Найти и проанализировать статью , где приведены исследования специфики поведения во время военных действия различных этнических групп (гражданского населения или военных)
2. Или выбрать из предложенных: статья Лабунской "Образ врага" и учебных пособий Крысько "Секреты психологической войны" , или Караяни "Прикладная военная психология" любой раздел (параграф) для анализа в рамках данного курса и ситуацией военной спецоперации РФ в Украине.
Психологи, которые в силу профессиональной необходимости постоянно встречаются и общаются с лицами, пострадавшими в чрезвычайных ситуациях (ЧС), выделяют культурно-этническую принадлежность этих людей как один из важнейших регуляторов их поведения, определяющих специфику работы в конкретной ЧС и поэтому требующих первоочередного внимания и учета.
Культурно-специфические реакции упоминаются только в отдельных работах по медицине и практически не упоминаются в исследованиях аспектов поведения людей в ЧС. Однако этнокультурные различия в реакциях людей на ЧС существуют. Продолжая тему исследований специалистов спасательных служб, попробуем описать психологические особенности реакций представителей отдельных этносов в ЧС.
Во время работы психологов на траурных мероприятиях, связанных с процессом опознания пострадавших в катастрофе вертолета Ми-8 с жителями Якутии в 2013 г., у родственников погибших в большинстве случаев обнаруживались реакции эмоциональной ригидности, что внешне выглядело как проявление самоорганизованности, терпения, смирения с обстоятельствами. Сильные реакции плача возникали только в момент опознания и носили острый, кратковременный характер. В остальное время внешнее проявление каких-либо сильных эмоций и истероидные реакции практически отсутствовали. Сходное поведение в связи с ЧС отмечено у этноса алтайцев. «Обращало на себя внимание практически полное отсутствие среди форм реагирования реакций психомоторного возбуждения, агрессивных реакций, включая вербальную агрессию, отсутствие слезливости, плаксивости как среди взрослых, так и среди детей».
Говоря о психологической работе в условиях ЧС с представителями разных культур, нельзя обойти вниманием вопрос о профессиональной дистанции. Он включает аспекты личной психогигиены и профессиональной этики. Из
приведенных выше примеров видно, что оптимальная профессиональная дистанция психологов в разных ЧС разная. Большое влияние при определении оптимальной профессиональной дистанции оказывает культурная принадлежность пострадавших, тогда как личные предпочтения психолога здесь играют второстепенную роль.
В ситуации широкого распространения православия, буддизма и в меньшей степени ислама на территории Алтая, Забайкалья и других областей Сибири одновременно сохраняются дорелигиозные верования и традиции (Тюркские народы…, 2006). Так, до сегодняшнего дня жители Алтайских предгорий могут ходить за советом в трудных жизненных ситуациях к шаманам, но одновременно отмечают основные жизненные события и праздники по православным традициям.
Якуты являются представителями тунгусо-маньчжурской группы народов России, относятся к северным, ранее кочевым народам России. Среди характеристик этноса исследователями (Крысько, 2008; Леонтьев, 1998) часто упоминаются неприхотливость, выносливость и организованность. Можно связать эти характеристики с тяжелыми климатическими условиями жизни якутов. Несмотря на распространение на территории Якутии православия, якуты по-прежнему часто следуют традициям дорелигиозных верований. Одновременно с православием широко распространен шаманизм.
Осетины олицетворяют собой самобытный этнос, результат смешения древних культур. Культура осетин вобрала в себя культуру коренного населения прикавказья и проживавших на этой территории древних племен скифов, сарматов, аланов. Основными традиционными занятиями осетин являются земледелие и скотоводство, в меньшей степени военное дело. Наиболее распространенной религией среди осетин является православие. Меньшая часть осетин— мусульмане-сунниты (Леонтьев, 1998). Траурные мероприятия проходят в соответствии с религиозными канонами.
Такие основные мировые религии, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм, широко распространены на территории нашей страны. Большое количество их последователей придерживаются религиозных канонов, что особенно ярко проявляется в традициях, связанных с основными жизненными событиями, в числе которых смерть. Последователей основных мировых религий в большинстве случаев объединяет принадлежность к одним и тем же народам, этническим группам. Это подтверждает наше утверждение о культурно-специфических факторах регуляции поведения людей в ЧС.
Таким образом, внимание психологов, работающих с пострадавшими в условиях ЧС, не должно быть сосредоточено только на овладении специальными техниками работы, которые при определенных обстоятельствах могут не дать положительного эффекта. Оно должно простираться гораздо шире — на уровень культурно-специфических факторов регуляции поведения. Эти факторы требуют к себе уважения со стороны специалистов, так как являются психологическим ресурсом людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. Учет этих факторов необходим для построения эффективных стратегий оказания психологической помощи в условиях ЧС.