Файл: В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. Васюткино озеро. Черты характера героя и его поведение в лесу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок литературы в 5 классе

Дата: 21. 04. 2022 г.

Учебник: «Литература. 5 класс. Учебник в 2-ух частях», В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин.

Тема:«В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу».

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством В. П. Астафьева, пробудить интерес к его произведению и герою.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить школьников с биографией В. П. Астафьева и его произведением «Васюткино озеро»; учить ориентироваться в тексте, находить проблемы и идею.

  • Воспитательная: формирование интереса к изучению литературы, языка; помощь в понимании значения природы в жизни человека.

  • Развивающая: развивать в процессе урока мышление, расширять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: иметь представление об автобиографических произведениях В. П. Астафьева; уметь определить значение картин природы в рассказе; уметь понимать тему, идею литературного произведения; уметь ориентироваться в рассказе.

Метапредметные УУД:

Личностные: участие в творческом, созидательном процессе; обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Регулятивные: планирование необходимых действий, операций.

Познавательные: понимание информации, использование различных средств для решения учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Методы:

  • лекция;

  • беседа;

  • метод иллюстраций.

Оборудование:

  • презентация;

  • учебник;

  • тетрадь;

  • ноутбук;

  • экран;

  • проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация.


Учитель: «Ребята, сегодня на уроке мы начнём знакомство с писателем В. П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро»».

  1. Запись в тетради темы урока. Постановка цели и задач (слайды 1-3).

  2. Основная часть.

Учитель: "Как вы понимаете значение слова биография?"

Чтение вступительной статьи на стр. 123.

Учитель рассказывает и показывает презентацию: «Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. Когда он был ребенком, его отца арестовали, а мать утонула во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.

После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, в скором времени Виктор оказался на улице, а потом был направлен в детский дом.

В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».

Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. За свою жизнь Астафьев успел побыть и слесарем, и учителем, и кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Но литература волновала его всегда. В 1958 год его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.

За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».

В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.

Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.

Учитель: "Что означает слово автобиография? Давайте запишем его в тетради".

Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
      Чтение статьи на стр. 124.

Учитель: 

«Когда писатель учился в пятом классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». Летом он заблудился в тайге. Сочинение Вити было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя В. П. Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей».

- Ребята, понравился вам рассказ?

- Что интересного вы в нем узнали?

- В рассказе вам встретились малознакомые и непонятные слова, давайте вместе найдем их значение.

Словарная работа (слайды презентации).

Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит не везет.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

Бурелом – деревья, поваленные бурей.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь– зарубки на стволах деревьев.

Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.

Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

Тягун – подводное течение.

Анализ произведения. Вопросы на слайдах:

  • зачем Васютка отправился в тайгу?

  • что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте: «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать»);

  • какой главный таежный закон? (идешь в тайгу - бери еду и спички);

  • как Васютка шел по тайге? Какую птицу встретил? (прочитать отрывок охоты на глухаря);

  • в какой момент мальчик понял, что заблудился? (найти ответ в тексте);

  • что начал припоминать Васютка из рассказов рыбаков и охотников?

  • что значит Васютка «взял себя в руки»? (развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесил на ветку, чтобы мыши не достали);

  • в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею);

  • чем его удивило найденное озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»);

  • что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья);

  • что помогло Васютке выжить одному в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу);

  • как Васютка спасся? (найти ответ в тексте).


IV. Итог урока.

Выводы:

  • чему научило произведение В. П. Астафьева и его герой? (важность изучения природы своего края, умение находить выход из самых сложных ситуаций);

  • почему автор так назвал свое произведение?

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: вопросы 2-6 на стр. 152.