Файл: В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. Васюткино озеро. Черты характера героя и его поведение в лесу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок литературы в 5 классе
Дата: 21. 04. 2022 г.
Учебник: «Литература. 5 класс. Учебник в 2-ух частях», В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин.
Тема:«В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу».
Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством В. П. Астафьева, пробудить интерес к его произведению и герою.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи:
-
Образовательная: познакомить школьников с биографией В. П. Астафьева и его произведением «Васюткино озеро»; учить ориентироваться в тексте, находить проблемы и идею. -
Воспитательная: формирование интереса к изучению литературы, языка; помощь в понимании значения природы в жизни человека. -
Развивающая: развивать в процессе урока мышление, расширять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: иметь представление об автобиографических произведениях В. П. Астафьева; уметь определить значение картин природы в рассказе; уметь понимать тему, идею литературного произведения; уметь ориентироваться в рассказе.
Метапредметные УУД:
Личностные: участие в творческом, созидательном процессе; обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Регулятивные: планирование необходимых действий, операций.
Познавательные: понимание информации, использование различных средств для решения учебных задач.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Методы:
-
лекция; -
беседа; -
метод иллюстраций.
Оборудование:
-
презентация; -
учебник; -
тетрадь; -
ноутбук; -
экран; -
проектор.
Ход урока
-
Организационный момент. Мотивация.
Учитель: «Ребята, сегодня на уроке мы начнём знакомство с писателем В. П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро»».
-
Запись в тетради темы урока. Постановка цели и задач (слайды 1-3). -
Основная часть.
Учитель: "Как вы понимаете значение слова биография?"
Чтение вступительной статьи на стр. 123.
Учитель рассказывает и показывает презентацию: «Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. Когда он был ребенком, его отца арестовали, а мать утонула во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.
После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, в скором времени Виктор оказался на улице, а потом был направлен в детский дом.
В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».
Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. За свою жизнь Астафьев успел побыть и слесарем, и учителем, и кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Но литература волновала его всегда. В 1958 год его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.
За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».
В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.
Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.
Учитель: "Что означает слово автобиография? Давайте запишем его в тетради".
Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Чтение статьи на стр. 124.
Учитель:
«Когда писатель учился в пятом классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». Летом он заблудился в тайге. Сочинение Вити было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя В. П. Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей».
- Ребята, понравился вам рассказ?
- Что интересного вы в нем узнали?
- В рассказе вам встретились малознакомые и непонятные слова, давайте вместе найдем их значение.
Словарная работа (слайды презентации).
Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит не везет.)
Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.
Бурелом – деревья, поваленные бурей.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Затесь– зарубки на стволах деревьев.
Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.
Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.
Тягун – подводное течение.
Анализ произведения. Вопросы на слайдах:
-
зачем Васютка отправился в тайгу? -
что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте: «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать»); -
какой главный таежный закон? (идешь в тайгу - бери еду и спички); -
как Васютка шел по тайге? Какую птицу встретил? (прочитать отрывок охоты на глухаря); -
в какой момент мальчик понял, что заблудился? (найти ответ в тексте); -
что начал припоминать Васютка из рассказов рыбаков и охотников? -
что значит Васютка «взял себя в руки»? (развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесил на ветку, чтобы мыши не достали); -
в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею); -
чем его удивило найденное озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»); -
что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья); -
что помогло Васютке выжить одному в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу); -
как Васютка спасся? (найти ответ в тексте).
IV. Итог урока.
Выводы:
-
чему научило произведение В. П. Астафьева и его герой? (важность изучения природы своего края, умение находить выход из самых сложных ситуаций); -
почему автор так назвал свое произведение?
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание: вопросы 2-6 на стр. 152.