Файл: Вопросы к зачету по Теории государства и права для студентов, обучающихся по направлению Судебная экспертиза.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
виды принципов права:
а) ОТРАСЛЕВЫЕ - действуют в рамках только одной отрасли права (напр. добровольность брачного союза - это принцип семейного права)
б) МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ - действуют в нескольких отраслях (напр. принцип свободы договора действует в гражданском, семейном и трудовом праве)
24. Функции права, их виды.
Функции права - это основные направления воздействия права на общественные отношения.
В теории права принято выделять две группы функций:
а) специально-юридические
б) общественные функции
А) СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ - это главные функции права!
1) Регулятивная - направлена на регулирование общественных отношений.
в её составе выделяют:
- регулятивно-статическую функцию - закрепление правового статуса юридических и физических лиц, определение компетенции государственных органов, формы самого государства.
- регулятивно-динамическую функцию - установление правил поведения, которым должны следовать субъекты различных правоотношений.
2) Охранительная - нацелена на охрану наиболее важных общественных отношений. Она осуществляется путём установления запретов совершать нежелательные для общества и государства действия и санкций за их нарушение.
Б) ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ - это дополнительные функции права.
1) Культурно-историческая (право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры, обеспечивает преемственность и развитие правовых систем)
2) Воспитательная (право оказывает воздействие на сознание и волю людей, нацеленное на формирование правосознания и правовой культуры)
3) Функция социального контроля (право стимулирует социально полезное поведение членов общества и ограничивает социально вредное поведение, признавая его неправомерным)
4) Информационная (информирует о стандартах поведения, принятых в данном государстве, о приоритетных направлениях развития общества и государства и др.)
25. Нормативное регулирование: понятие, виды.
Общественные отношения - это связи между людьми, в которые они вступают для удовлетворения различных потребностей.
Для упорядочения общественных отношений в обществе осуществляется социальное регулирование, его целью является достижение общественного порядка, социальное регулирование осуществляется в двух формах:
а) индивидуальное регулирование - это адресное воздействие на поведение субъектов при помощи индивидуальных решений (напр. приговор суда)
б) нормативное регулирование-- это упорядочение общественных отношений при помощи определённых правил поведения (соц.норм)
1) обычное (традиционное) -основано на применении обычаев и традиций
2) моральное
3) религиозное
4) корпоративное - осуществляется внутри социальных групп, организаций.
5) правовое - осуществляется государством
то есть правовое регулирование-это вид нормативного регулирования. понятие нормативного регулирования шире чем правовое регулирование
Норма - это общее правило поведения людей.
Нормы делятся на технические, социальные и технико-юридические.
Социальные нормы - это правила поведения людей в обществе.
Признаки социальных норм:
1. являются образцами поведения людей
2. имеют общий характер, т.е. обращены к индивидуально неопределенному кругу лиц.
3. обеспечиваются соответствующими средствами принуждения
4. регулируют общественные отношения
5. направлены на достижение общественного порядка
Виды социальных норм:
1. обычаи -правила поведения, которые складываются исторически, в результате многократного повторения.
2. нормы морали - это правило поведения, которое основано на нравственных принципах, на представлениях общества о добре и зле, справедливости и несправедливости
3. корпоративные нормы-вырабатываются общественными организациями для регулирования своей внутренней деятельности
4. религиозные нормы-устанавливаются в рамках различных вероисповеданий, закрепляются в религиозных текстах
5. правовые нормы-исходят от государства и являются общеобязательными.
Правовое регулирование - это упорядочивание общественных отношений при помощи правовых норм.
Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей, осуществляемое государством при помощи правовых средств.
Признаки правового регулирования:
1) осуществляется государством
2) осуществляется при помощи правовых норм (средств)
3) обеспечивается мерами государственного принуждения
4) имеет свои пределы (право регулирует не все общественные отношения, а только наиболее важные с точки зрения государства и общества)
5) целью правового регулирования является достижение правопорядка-- это ядро, основа общественного порядка.
Предмет правового регулирования отвечает на вопрос ЧТО? (что регулирует право?)
Предметом правового регулирования являются общественные отношения, которые регулируются правом.
Метод правового регулирования отвечает на вопрос КАК? (как право регулирует общественные отношения?)
Метод правового регулирования - это совокупность способов, с помощью которых право регулирует общественные отношения.
Механизм правового регулирования - это совокупность юридических средств с помощью которых осуществляется правовое регулирование.
Элементы механизма правового регулирования(юр.средства):
1. юридическая норма (норма права)
2. юридические факты
3. правоотношение
4. акты реализации прав и обязанностей
5. охранительный, правоприменительные акты
Цель правового регулирования - это достижение права порядка.
Стадии механизма правового регулирования:
Первая стадия - общая регламентация общественных отношений. На этой стадии в нормах права определяются лица, которые могут быть субъектами права (могут вступать в правоотношения) и устанавливаются правила их поведения (осуществляется правотворчество - издаются нормы)
Вторая стадия - индивидуализация предписаний правовых норм. На этой стадии при наличии юридических фактов между конкретными субъектами возникают конкретные правоотношения.
Третья стадия - реализация прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов реализуется в их действиях, (например, работник работает, работодатель платит).
Четвёртая стадия (дополнительная стадия) - стадия обеспечения права. Возникает в случае совершения правонарушения (невыполнение обязанностей, нарушение закона) Она направлена на:
-восстановление и защиту нарушенных прав
-охрана правопорядка
-наказание виновных
На этой стадии установлены субъект издаёт правоприменительный акт, который имеет индивидуальный характер (приговор или решение суда).
Нормы права- общеобязательное формально-определенное правило поведения установленное и сохраняемое государством.
Признаки:
-общеобязательность
-формально определенность
-связь с государством (государство устанавливает юр. Нормы и озраняет их от нарушения, обеспечивает их мерами принуждения)
-системность (нормы права предполагают под собой систему 3 элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.
Представительно-обязывающий характер- юр.нормы регулируют общественные отношения,путем предоставления прав и возложения юр.обязанностей
Общий характер-юр.нормы распространяют свои дейстыия на инливидуально-неопределенный круг лиц
-многократность применения (применяется. пока не отменят)
Структура юридической нормы – это ее внутреннее строение, включающее 3 элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Элементы юридической нормы:
1. Гипотеза – часть юридической нормы, определяющая условия ее действия
2. Диспозиция – часть юридической нормы, которая содержит само правило поведения
3. Санкция – часть юридической нормы, которая определяет меру ответственности за нарушение диспозиции (правил, установленных диспозицией)
Структуру юридической нормы можно представить в виде формулы:
Если (условие)гипотеза -> то(правило) диспозиция-> иначе(наказание)санкция
Пример: Если сел в маршртку, то оплати проезд, иначе штраф.
Однако существует 3 точки зрения:
1. Каждая юридическая норма включает 3 элемента (без гипотезы – бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкции – бессильна)
2. Реальные юридические нормы состоят из 2 элементов:
- регулятивные нормы (состоят из гипотезы и диспозиции)
- охранительные нормы (состоят из гипотезы и санкции)
3. Компромиссная позиция: разделяет логические нормы и нормы предписания. Логические состоят из 3 элементов, а нормы предписания из двух.
Виды гипотез:
По количеству условий, содержащихся в гипотезах:
- простые (указывает на одно условие)
- сложные (указывает на несколько условий, при одновременном наличии которых норма действует)
- альтернативные (указывают на несколько условий, при наличии любого из которых норма действует)
Виды диспозиций:
По способу изложения:
- простые (называют вариант поведения, но подробно его не изъясняют)
- описательные (списывают все существенные признаки поведения)
- ссылочные (отсылают для ознакомления с правилом к другой норме этого же нормативного акта)
- бланкетные (отсылают к инструкциям, правилам, техническим нормам)
Виды санкций:
- абсолютно-определенные (определяют меру наказания в определенном диапазоне. Пример: штраф 1000 рублей, увольнение )
- относительно-определенные (определяют меру наказания в определенном диапазоне. Пример: лишение свободы от 5 до 10 лет )
- альтернативные (указывают на несколько видов наказаний из которых правоприменитель выбирает какой-то один. Пример: похищение человека наказывается либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок)
1. По функциям прива
Регулятивная (на регулиров общ. отношений Ск РФ)
Охранительная (охрана общ. отношений, УК РФ)
2. По характеру предписания
управомачивающие ( права дозволения)
обязывающие ( обязанности)
Запрещающие ( запрещают )
3. По характеру регулируемых отношений
- Материальные регулируют содержательную сторону
различных общ. отношений )
Процессуальные ( регулируют организационные отношения , направления, процедуру рассмотрения и разрешения различных юр. Дел. (В ГПК, УПК)
4. По методу правового регулирования.
-императивное (устанавливают запреты и обязанности
-Диапозитивные (указывают определенный вариант поведения, но при этом позволяет субъектам урегулировать отношения по собственному усмотрению.
5. Виды юр. норм по роли в МПР (механизм правового регулирования)
Исходние нормы
- нормы-начала (содержаться в конституции)
-нормы-принципы ( закрепляют принципы законности , принципы равноправия)
а) ОТРАСЛЕВЫЕ - действуют в рамках только одной отрасли права (напр. добровольность брачного союза - это принцип семейного права)
б) МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ - действуют в нескольких отраслях (напр. принцип свободы договора действует в гражданском, семейном и трудовом праве)
24. Функции права, их виды.
Функции права - это основные направления воздействия права на общественные отношения.
В теории права принято выделять две группы функций:
а) специально-юридические
б) общественные функции
А) СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ - это главные функции права!
1) Регулятивная - направлена на регулирование общественных отношений.
в её составе выделяют:
- регулятивно-статическую функцию - закрепление правового статуса юридических и физических лиц, определение компетенции государственных органов, формы самого государства.
- регулятивно-динамическую функцию - установление правил поведения, которым должны следовать субъекты различных правоотношений.
2) Охранительная - нацелена на охрану наиболее важных общественных отношений. Она осуществляется путём установления запретов совершать нежелательные для общества и государства действия и санкций за их нарушение.
Б) ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ - это дополнительные функции права.
1) Культурно-историческая (право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры, обеспечивает преемственность и развитие правовых систем)
2) Воспитательная (право оказывает воздействие на сознание и волю людей, нацеленное на формирование правосознания и правовой культуры)
3) Функция социального контроля (право стимулирует социально полезное поведение членов общества и ограничивает социально вредное поведение, признавая его неправомерным)
4) Информационная (информирует о стандартах поведения, принятых в данном государстве, о приоритетных направлениях развития общества и государства и др.)
25. Нормативное регулирование: понятие, виды.
Общественные отношения - это связи между людьми, в которые они вступают для удовлетворения различных потребностей.
Для упорядочения общественных отношений в обществе осуществляется социальное регулирование, его целью является достижение общественного порядка, социальное регулирование осуществляется в двух формах:
а) индивидуальное регулирование - это адресное воздействие на поведение субъектов при помощи индивидуальных решений (напр. приговор суда)
б) нормативное регулирование-- это упорядочение общественных отношений при помощи определённых правил поведения (соц.норм)
1) обычное (традиционное) -основано на применении обычаев и традиций
2) моральное
3) религиозное
4) корпоративное - осуществляется внутри социальных групп, организаций.
5) правовое - осуществляется государством
то есть правовое регулирование-это вид нормативного регулирования. понятие нормативного регулирования шире чем правовое регулирование
-
Социальные нормы: понятие, признаки, виды.
Норма - это общее правило поведения людей.
Нормы делятся на технические, социальные и технико-юридические.
Социальные нормы - это правила поведения людей в обществе.
Признаки социальных норм:
1. являются образцами поведения людей
2. имеют общий характер, т.е. обращены к индивидуально неопределенному кругу лиц.
3. обеспечиваются соответствующими средствами принуждения
4. регулируют общественные отношения
5. направлены на достижение общественного порядка
Виды социальных норм:
1. обычаи -правила поведения, которые складываются исторически, в результате многократного повторения.
2. нормы морали - это правило поведения, которое основано на нравственных принципах, на представлениях общества о добре и зле, справедливости и несправедливости
3. корпоративные нормы-вырабатываются общественными организациями для регулирования своей внутренней деятельности
4. религиозные нормы-устанавливаются в рамках различных вероисповеданий, закрепляются в религиозных текстах
5. правовые нормы-исходят от государства и являются общеобязательными.
-
Правовое регулирование: понятие, признаки, предмет и метод.
Правовое регулирование - это упорядочивание общественных отношений при помощи правовых норм.
Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей, осуществляемое государством при помощи правовых средств.
Признаки правового регулирования:
1) осуществляется государством
2) осуществляется при помощи правовых норм (средств)
3) обеспечивается мерами государственного принуждения
4) имеет свои пределы (право регулирует не все общественные отношения, а только наиболее важные с точки зрения государства и общества)
5) целью правового регулирования является достижение правопорядка-- это ядро, основа общественного порядка.
Предмет правового регулирования отвечает на вопрос ЧТО? (что регулирует право?)
Предметом правового регулирования являются общественные отношения, которые регулируются правом.
Метод правового регулирования отвечает на вопрос КАК? (как право регулирует общественные отношения?)
Метод правового регулирования - это совокупность способов, с помощью которых право регулирует общественные отношения.
-
Механизм правового регулирования.
Механизм правового регулирования - это совокупность юридических средств с помощью которых осуществляется правовое регулирование.
Элементы механизма правового регулирования(юр.средства):
1. юридическая норма (норма права)
2. юридические факты
3. правоотношение
4. акты реализации прав и обязанностей
5. охранительный, правоприменительные акты
Цель правового регулирования - это достижение права порядка.
Стадии механизма правового регулирования:
Первая стадия - общая регламентация общественных отношений. На этой стадии в нормах права определяются лица, которые могут быть субъектами права (могут вступать в правоотношения) и устанавливаются правила их поведения (осуществляется правотворчество - издаются нормы)
Вторая стадия - индивидуализация предписаний правовых норм. На этой стадии при наличии юридических фактов между конкретными субъектами возникают конкретные правоотношения.
Третья стадия - реализация прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов реализуется в их действиях, (например, работник работает, работодатель платит).
Четвёртая стадия (дополнительная стадия) - стадия обеспечения права. Возникает в случае совершения правонарушения (невыполнение обязанностей, нарушение закона) Она направлена на:
-восстановление и защиту нарушенных прав
-охрана правопорядка
-наказание виновных
На этой стадии установлены субъект издаёт правоприменительный акт, который имеет индивидуальный характер (приговор или решение суда).
-
Нормы права: понятие, признаки.
Нормы права- общеобязательное формально-определенное правило поведения установленное и сохраняемое государством.
Признаки:
-общеобязательность
-формально определенность
-связь с государством (государство устанавливает юр. Нормы и озраняет их от нарушения, обеспечивает их мерами принуждения)
-системность (нормы права предполагают под собой систему 3 элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.
Представительно-обязывающий характер- юр.нормы регулируют общественные отношения,путем предоставления прав и возложения юр.обязанностей
Общий характер-юр.нормы распространяют свои дейстыия на инливидуально-неопределенный круг лиц
-многократность применения (применяется. пока не отменят)
-
Структура юридической нормы.
Структура юридической нормы – это ее внутреннее строение, включающее 3 элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Элементы юридической нормы:
1. Гипотеза – часть юридической нормы, определяющая условия ее действия
2. Диспозиция – часть юридической нормы, которая содержит само правило поведения
3. Санкция – часть юридической нормы, которая определяет меру ответственности за нарушение диспозиции (правил, установленных диспозицией)
Структуру юридической нормы можно представить в виде формулы:
Если (условие)гипотеза -> то(правило) диспозиция-> иначе(наказание)санкция
Пример: Если сел в маршртку, то оплати проезд, иначе штраф.
Однако существует 3 точки зрения:
1. Каждая юридическая норма включает 3 элемента (без гипотезы – бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкции – бессильна)
2. Реальные юридические нормы состоят из 2 элементов:
- регулятивные нормы (состоят из гипотезы и диспозиции)
- охранительные нормы (состоят из гипотезы и санкции)
3. Компромиссная позиция: разделяет логические нормы и нормы предписания. Логические состоят из 3 элементов, а нормы предписания из двух.
Виды гипотез:
По количеству условий, содержащихся в гипотезах:
- простые (указывает на одно условие)
- сложные (указывает на несколько условий, при одновременном наличии которых норма действует)
- альтернативные (указывают на несколько условий, при наличии любого из которых норма действует)
Виды диспозиций:
По способу изложения:
- простые (называют вариант поведения, но подробно его не изъясняют)
- описательные (списывают все существенные признаки поведения)
- ссылочные (отсылают для ознакомления с правилом к другой норме этого же нормативного акта)
- бланкетные (отсылают к инструкциям, правилам, техническим нормам)
Виды санкций:
- абсолютно-определенные (определяют меру наказания в определенном диапазоне. Пример: штраф 1000 рублей, увольнение )
- относительно-определенные (определяют меру наказания в определенном диапазоне. Пример: лишение свободы от 5 до 10 лет )
- альтернативные (указывают на несколько видов наказаний из которых правоприменитель выбирает какой-то один. Пример: похищение человека наказывается либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок)
-
Виды юридических норм.
1. По функциям прива
Регулятивная (на регулиров общ. отношений Ск РФ)
Охранительная (охрана общ. отношений, УК РФ)
2. По характеру предписания
управомачивающие ( права дозволения)
обязывающие ( обязанности)
Запрещающие ( запрещают )
3. По характеру регулируемых отношений
- Материальные регулируют содержательную сторону
различных общ. отношений )
Процессуальные ( регулируют организационные отношения , направления, процедуру рассмотрения и разрешения различных юр. Дел. (В ГПК, УПК)
4. По методу правового регулирования.
-императивное (устанавливают запреты и обязанности
-Диапозитивные (указывают определенный вариант поведения, но при этом позволяет субъектам урегулировать отношения по собственному усмотрению.
5. Виды юр. норм по роли в МПР (механизм правового регулирования)
Исходние нормы
- нормы-начала (содержаться в конституции)
-нормы-принципы ( закрепляют принципы законности , принципы равноправия)