Файл: Вопросы к зачету по Теории государства и права для студентов, обучающихся по направлению Судебная экспертиза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-нормы-дефиниции ( определение понятие нормы, понятие преступления)

-нормы-цели(оперативные нормы, определительно-установочные нормы)

Нормы правила поведения

Имеют представительно обязывающий характер, трехчленную структуру( в этих нормах нельзя выделить гипотезу, диспозицию , санкцию)

  1. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правого акта.

Нормы права и статья нормативно-правового акта (НПА) не тождественны (не одно и то же)

Юридическая норма - это правило поведения, а статья НПА - это средство закрепления (внешнее) нормы.

Т.о. они соотносятся как форма и содержание.

НПА - это форма, юридическая норма - это содержание.

рис.кувшина

Норма права может быть по-разному изложена в статьях НПА:

1. Одна или несколько норм целиком изложены в одной статье. В этом случае используется прямой способ изложения (характерно для исходных норм)

2. Одна норма изложенная в нескольких статьях одного НПА - применяется отсылочный способ, даётся отсылка к другой статье (как правило этого же акта в другой статье)

3. Одна норма изложена в нескольких статьях различных НПА - используется бланкетный способ изложения.

  1. Понятие и виды источников права.

В материальном смысле - это то откуда появляется право и чем оно обусловлено

В идеологическом смысле- правовое создание общества ,правовые учения и доктрины

В формально-юридическом смысле источник права - это внешняя форма выражение права

Виды источников права:

НПА- это официально письменный документ который принят правотворческим органом и содержит норму права. Это основной источник права в России

Нормативный договор - это соглашение между правотворческим субъектами, содержащими нормы права, правовой обычай. Это правило поведения которое сложилось историческим в силу многократного применения и санкционировано государством. применяется источником права в РФ, но не играет существенного значения является источником в странах традиционно-правовой системы.

Правовые принципы - это исходный руководящие начало, лежащие в основе правового регулирования используется, как источник международном праве, а также внутригосударственное право в случае разрешения дела в порядке аналогии права

Правовая доктрина -учение о праве, научные труды правоведов. в России не является источником права, является источником права в странах религиозной правовой системы


  1. Нормативно-правовой акт как источник права, его особенности, система НПА в России.

НПА – это официально письменный документ, который принят правотворческим органом и содержит нормы права.

Это основной источник права в России и в странах романо-германской правовой системы.

Признаки НПА:

1. Принимаются только правотворческими органами (президент, парламент)

2. Содержат нормы права – общеобязательные правила поведения

3. Имеют вид официального письменного документа особой формы (НПА имеет реквизиты, например, дата принятия)

4. Являются результатом правотворчества

5. Обладают юридической силой, которая зависит от уровня правотворческой компетенции принимающего органа

6. Образуют иерархическую систему – систему законодательства.

По уровню юридической силы все НПА делятся на 2 вида:

- законы (обладают большей юридической силой, принимаются от имени народа)

- подзаконные акты (обладают меньшей юридической силой)

Система НПА

Конституция РФ:

- Федеральные конституционные законы – законы (Конституция РФ; Законы субъектов РФ)

- Федеральные законы (кодекс) – законы (Конституция РФ; Законы субъектов РФ)

- Подзаконные акты

Постановления и распоряжения правительства РФ;

Международные договоры и соглашения;

Указы и распоряжения Президента РФ;

Ведомственные нормативные правовые акты;

Внутриорганизационные нормативные акты.

  1. Закон: понятие, признаки, виды.

Законы - это НПА наибольшей юридической силы, применяемые законодательными органами государства по сложной процедуре

признаки закона:

- обладает наибольшей юридической силой. Все инные акты не должны противоречить законам

- применяется только законодательными органами государства или путём референдума

-порядок принятия законов сложный, он определяется Конституцией

-регулирует наиболее важные устойчивые отношения

- законы содержат первичные юридические нормы, которые составляют исходную базу для подзаконных НПА

Виды законов:

-Конституция- основной закон государства

, обладающий высшей юридической силой и устанавливающей основы общественного и государственного строя

-законы о поправках к Конституции - это законы, которыми вносится Изменения и дополнения в Конституцию РФ

-федеральный конституционные законы - это законы применяемые только по вопросам прямо предусмотренным в Конституции России

- федеральные законы - принимаются в виде

А) кодифицированных законов (кодексов ,основ законодательства)

Б) обычных законов

- законы субъектов РФ- применяются законодательными органами субъектов РФ и распространяет своё действие только на территории соответствующего субъекта

  1. Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды.

Подзаконные акты - это акты, принимаемые на основе и для исполнения законов.

Признаки подзаконных НПА:

1. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, не должны им противоречить.

2. Принимаются многочисленными органами (государственными, муниципальными и т.д.).

3. Имеют более простую и быструю процедуру принятия.

4. Содержат вторичные нормы, направленные на исполнение законов.

Виды подзаконных актов в РФ:

- указы президента

- постановления правительства

- акты федеральных министерств, служб, агенств

- акты исполнительных органов власти субъектов РФ (губернаторов, министерств, правительств)

- акты органов местного самоуправления (администрации, представительных органов)

- локальные подзаконные акты

Локальные подзаконные акты - принимаются субъектами управления различных предприятий, учреждений, организаций (в Трудовом праве, например, правило внутреннего трудового распорядка)

  1. Действие нормативно-правового акта во времени.

Действие НПА во времени связано с вступлением акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

НПА вступает в силу:

а) С момента, указанного в самом акте, это может быть:

-конкретная дата

-день подписания

-день опубликования

б) Если ничего не указано, то по общим правилам:

- Законы через 10 дней с момента официального опубликования

- Подзаконные акты – через 7 дней

Официальное опубликование НПА осуществляется в специальных изданиях:

- «Собрание законодательства РФ» (СЗ РФ)

- «Российская газета»


-«Парламентская газета»

- Официальный интернет-портал правовой информации

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы, т.е. не распространяют свое действие на отношения, возникающие до момента их вступления в силу. Однако Конституция РФ предусматривает 2 исключения

Обратную силу имеет закон:

- устраняющий наказуемость деяния

- смягчающий ответственность

НПА утрачивают свою силу(прекращают действие):

- Путем смены акта

-По истечении срока действия временного акта, если этот срок не продлевается

  1. Действие НПА в пространстве и по кругу лиц.

Действие НПА в пространстве:

- Акты Федеральных Органов действуют на всей территории государства

- Акты Органов Субъектов Федерации действуют на территории соответствующего субъекта

- Акты Органов МСУ действуют на территории муниципальных образований

- Локальные акты действуют на территории соответствующих учреждений, организаций, предприятий

Действие НПА по кругу лиц:

По общему правилу, под действие НПА попадают все лица, находящиеся в пространстве действия данного НПА. Однако есть ряд исключений из этого правила:

- Особую группу составляют лица, которые в соответствии с нормами международного права обладают дипломатическим иммунитетом.

- Адресатами некоторых норм или актов выступают специальные субъекты, т.е. не все лица, а лишь определенные категории лиц (гос. служащие, иноагенты).

  1. Правотворчество: понятие, признаки, виды

Правотворчество – деятельность компетентных субъектов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Признаки:

1) Специальный субъект – правотворческие органы, а также народ в случае референдума

2) Сознательно-правовой характер – гос. воля воплощается в НПА

3) Объективно обусловленность – необходимость принятия новых норм обуславливается изменениями в общественных отношениях

4) Стадийность – состоит из ряда последовательных стадий

5) Процедура правотворчества регулируется особыми нормами (они содержатся, например, в Конституции РФ, регламентах палат Федерального собрания и т.д.)

6) Результатом правотворчества является НПА

Виды правотворчества
:

а) В зависимости от субъекта выделяют:

1. Правотворчество компетентных государственных органов (федеральное правотворчество и правотворчество субъектов федерации)

2. Правотворчество органов местного самоуправления

3. Локальное нормотворество – на уровне конкретных предприятий, учреждений, организаций.

4. Народное нормотворчство (референдум)

5. Санкционированное правотворчество – санкционирование норм, сложившихся в виде обычаев

б) По юридической силе принимаемых НПА:

1. Законотворчество – результатом выступают законы

2. Подзаконное нормотворчество – результатом выступают подзаконные акты. Отличается более простой и быстрой процедурой, широким кругом субъектов, гибкостью, закрытостью процесса

  1. Законодательный процесс и его основные стадии.

Законодательный процесс – эта процедура принятия законов, включающая в себя ряд последовательных стадий.

Стадии:

1-ая стадия – Законодательная инициатива (внесение в гос. думу проекта закона субъектом законодательной инициативы

2-ая стадия – рассмотрение проекта закона в комитетах и комиссиях гос. думы

3-я стадия – обсуждение законопроекта в гос. думе

4-я стадия – принятие закона гос. думой

ФЗ принимаются простым большинством голосов

ФКЗ – 2/3 голосов

5-ая стадия – одобрение закона Советом Федерации

ФЗ одобряются простым большинством голосов

ФКЗ – ¾ голосов

6-ая стадия – подписание Президентом РФ (если 14 дней игнорирует, то закон не принят)

Президент может отклонить закон (наложить на него вето), тогда парламент вновь рассматривает этот закон.

7-ая стадия – опубликование(обнародование) закона ( в течении 7 дней с момента подписания)

  1. Принципы правотворчества.

Принципы правотворчества - это исходные руководящие начала, лежащие в основе правотворческой деятельности и направленные на обеспечение качества и эффективности принимаемых НПА.

Принципы:

1) Научность – подготовка и принятие проекта НПА осуществляется с учетом научных данных о различных сферах общественной жизни и с участием представителей разных наук, особенно ученых-юристов.

2) Законность - разработка и принятие НПА должно происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, а сами принимаемые акты должны соответствовать Конституции РФ и действующему законодательству.