Файл: Содержание учебного предмета 10 класс Тема География в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание учебного предмета

10 класс

Тема 1. География в современном мире

География как наука. География - система наук. Естественная география. Общественная география. Методы, используемые географической наукой: статистический, описательный, экспедиционный (полевой), сравнительно-географический, математический, моделирование, аэрокосмический, геоинформационный. Пространство. Территория. Акватория. Аэротория.

Практическая работа: Описание основных характеристик одной из географических наук.
Тема 2. География природная и география общественная

Широтная зональность, долготная секторность, высотная поясность. Природные комплексы. Природно-антропогенные комплексы. Физико-географическое районирование.

Эволюция общественной географии. Теория «диффузии нововведений». Концепция полюсов и центров роста. Теория осей развития. Теория территориально-производственных комплексов. Кластерная теория.
Тема 3. Человек и ресурсы Земли

Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.

Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природно-ресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.

Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и регионов.

Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.

Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.

Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.

Практические работы:

1) Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.


2) Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и Саудовской Аравии.

3) Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).

4) Написание эссе на тему «Роль воды в моей жизни».

5) Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).
Тема 4. Политическая карта мира

Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.

Государство - главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное.

Типы государств. Главные критерии типологии.

Политическая география и геополитика.

Практические работы:

1) Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира.

2) Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства.
Тема 5. География населения

Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.

Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов.

Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость населения.

Географические особенности размещения населения. Плотность населения.

Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.

Практические работы:

1) Прогнозирование изменения численности населения мира.

2) Определение на основе статистических данных состава и структуры населения мира.

3) Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран.

4) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.

5) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.

Тема 6. География культуры, религий, цивилизаций

Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.



География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.

Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская.

Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.

Практические работы:

1) Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя).

2) Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира.
Тема 7. География мировой экономики

Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на современном этапе.

Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.

География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство.

Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы.

Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.

Практические работы:

1) Сравнительная характеристика экономик одной из индустриальных и одной из постиндустриальных стран.

2) Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран.

3) Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России.

4) Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда.

5) Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

6) Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности (по выбору учащегося).

7) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору учащегося).

8) Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира.
11 класс


Тема 1. Регионы и страны

Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

Практическая работа:

1) Характеристика (по типовому плану) одной из международных организаций (по выбору учащегося).

Англо-Саксонская Америка.

Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.

Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.

Практические работы:

1) Характеристика одной из отраслей экономики США.

2) Составление экономико-географической характеристики Канады (по типовому плану).

Латинская Америка.

Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития.

Практические работы:

1) Нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской Америки.

2) Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору учащегося).

Западная Европа.

Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.

Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.

Италия. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.

Практические работы:

1) Характеристика одного из регионов Франции или Великобритании (по выбору учащегося).

2) Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы (по выбору учащегося).

3) Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии.

Центрально-Восточная Европа.

Состав региона. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.

Постсоветский регион.


Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия и Молдавия. Страны Закавказья.

Центральноазиатский регион. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.

Практические работы:

1) Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии.

2) Миграционная политика Центральноазиатского региона.

Зарубежная Азия.

Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население.

Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия. Крупнейшие экономические зоны.

Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.

Практические работы:

1) Оценка эффективности демографической политики Китая.

2) Характеристика одной из отраслей экономики Китая.

3) Выполнение теста «Географическое положение Японии».

Юго-Восточная Азия.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.

Южная Азия.

Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.

Юго-Западная Азия и Северная Африка.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.

Практическая работа: Экономико-географическая характеристика одного из государств Аравийского полуострова.

Тропическая Африка и ЮАР.

Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии.

Южно-Африканская Республика - единственное экономически развитое государство Африки.

Практическая работа:

1) Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки.

Австралия и Океания.

Природа. Население. Экономика. Внутренние различия.

Океания: обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние различия. Новая Зеландия.

Практические работы:

1) Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.

2) Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.