Файл: Кодекс Юстиниана, который был составлен в vi веке н э. по указанию императора Юстина i и содержал законы и решения судов Римской империи. Он стал основой для развития правовых систем многих стран, включая Италию, Испанию и Францию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Нарушение закона. Лица, совершившие преступление, могли быть ограничены в своих правах или полностью лишены их.
12. Понятие и содержание дееспособности по римскому праву

Дееспособность – это способность физического или юридического лица совершать юридически значимые действия и нести ответственность за них. В римском праве дееспособность была разделена на две категории: правовую и фактическую.
Правовая дееспособность была связана с возможностью юридического лица иметь права и обязанности, заключать договоры, вести дела в суде и т.д. Она определялась статусом и положением человека в обществе, а также возрастом и полом.
Фактическая дееспособность же относилась к способности человека понимать значение своих действий и осознанно их совершать. Она была связана с умственным состоянием человека и его возможностью контролировать свои поступки.
Таким образом, в римском праве дееспособность была определена как способность человека совершать юридически значимые действия, которая зависела от его статуса, возраста, пола и умственного состояния.
13. Особенности правового положения разных категорий населения Рима
В Римской империи правовое положение населения зависело от его социального статуса. Вот некоторые из основных категорий населения и их правовое положение:

1. Патриции - это была высшая аристократическая элита Римской республики, которая имела полные гражданские и политические права.

2. Плебеи - это была более низшая социальная категория, которая не имела полных гражданских и политических прав. Они имели ограниченный доступ к общественной жизни и могли занимать только определенные должности.

3. Рабы - это были люди, которые были владельцами других людей и использовали их в качестве рабочей силы. Рабы не имели никаких прав и могли быть проданы, куплены или убиты своими владельцами.

4. Иностранцы - это были люди, которые не были гражданами Рима. Они не имели полных гражданских прав, но могли получить определенные привилегии, если они были союзниками Рима.

5. Женщины - это была категория населения, которая также не имела полных гражданских и политических прав. Они не могли занимать должности в правительстве или участвовать в политических дебатах.

Таким образом, в Римской империи правовое положение населения было очень разнообразным и зависело от многих факторов, таких как социальный статус, гражданство и пол.


14. Опека и попечительство в римском праве

Опека и попечительство были двумя важными институтами в римском праве, которые регулировали отношения между опекунами и их подопечными. Опека была установлена для защиты прав и интересов лиц, неспособных самостоятельно управлять своими делами, таких как дети, инвалиды или пожилые люди. Попечительство же было установлено для защиты имущества этих лиц.

Опекуном мог стать только римский гражданин, который был способен управлять своими делами и не имел преступного прошлого. Он должен был быть назначен судом или родственниками подопечного. Опекун должен был заботиться о здоровье, образовании, воспитании и благополучии своего подопечного, а также управлять его имуществом. Он не мог распоряжаться имуществом без разрешения суда.

Попечительство, с другой стороны, было установлено для управления имуществом тех, кто не мог это делать самостоятельно. Попечитель мог быть назначен судом или родственниками подопечного. Он должен был управлять имуществом подопечного в его интересах и не мог распоряжаться им без разрешения суда.

Опека и попечительство были важными институтами в римском праве, которые обеспечивали защиту интересов тех, кто не мог это делать самостоятельно. Они были основаны на принципах заботы и ответственности и продолжают существовать в различных формах в современном праве.

15. Юридические лица и их правосубъектность в римском праве

В римском праве юридическое лицо (persona iuris) – это субъект права, который может иметь свои права и обязанности, но не является физическим лицом. Юридические лица включают в себя коллегии (collegia), кураторские коллегии (collegia curialium), банкиры (argentarii), корпорации (corporationes), общества (societates) и другие организации.
Юридические лица имели свои права и обязанности, которые определялись законами и договорами. Они могли заключать договоры, владеть имуществом, подавать иски в суд, быть ответчиками в судебных процессах и т.д. Однако, юридические лица не могли иметь личных прав и обязанностей, таких как право на жизнь или наследство.
В римском праве юридические лица были созданы для выполнения определенных целей, например, для сбора пожертвований на постройку храмов или для управления городскими делами. Как правило, они были созданы по инициативе государства или частных лиц.
Юридические лица в римском праве существуют и по сей день, их правовой статус и функции определяются законодательством каждой отдельной страны.


16. Становление гоударственной защиты нарушенных прав

Становление государственной защиты нарушенных прав началось с появления первых законов, регулирующих отношения между людьми и государством. В древних государствах, таких как Римская империя и Древняя Греция, были созданы законы, которые защищали права граждан и ограничивали власть правителей.
В средние века в Европе была создана система феодальной власти, в которой права и обязанности были распределены между феодалами и крестьянами. Однако, в этой системе не было единой государственной власти, которая могла бы защищать права всех граждан.
В новое время с появлением конституционных монархий и республик началось становление государственной защиты прав. В 1689 году в Англии была принята Билль о правах, который установил права граждан на свободу слова, вероисповедания и собственности. В США в 1787 году была принята Конституция, которая установила систему разделения властей и защиты прав граждан.
В России становление государственной защиты прав началось в XIX веке. В 1864 году был принят Устав о гражданских правах, который установил права граждан на свободу личности, собственности и вероисповедания. В 1905 году была принята Манифестация о свободе слова, собраний и союзов, которая установила права граждан на свободу выражения своих мыслей и объединения в общественные организации.
В современном мире государственная защита прав является одной из основных функций государства. В большинстве стран существуют законы, которые защищают права граждан на жизнь, свободу, равенство, справедливое судебное разбирательство и другие права. Также существуют международные договоры и конвенции, которые устанавливают стандарты защиты прав человека и обязывают государства их соблюдать.
17. Легисакционный процесс (legis actio) - это первая и древнейшая форма процесса, представляющая собой иск из закона в противоположность самоуправству 1Он состоит из двух стадий: in jure (в праве) и in judicio (у судьи) 2. На первой стадии спорящие стороны являются к претору, который определяет наличие спора и выносит судебный акт (littis contestatio), направленный на засвидетельствование тяжбы. Если у истца есть право, убеждающее наличие нарушенного права, претор дает иск и дело переходит во вторую стадию 2.

На второй стадии процесса присяжный частный судья рассматривает спор по существу и выносит решение на основании норм цивильного права. 
Процесс был состязательный, на каждой из сторон лежало бремя доказания обязанностей участников процесса 2.

18. Характеристика формулярного процесса

Формулярный процесс был введен в судопроизводство законом Эбуция (lex Aebutia) с 17 г. до н. э. Этим законом спорящим сторонам предоставлялось право выбора судопроизводства. Иначе говоря, формулярный процесс вводится как альтернатива, но уже к началу I в н. э. легисакционный процесс утратил свое значение1.

Характеристика формулярного процесса:

  1. Источник – lex Aebutia.

  2. Субъекты: все свободные лица (квериты, латины, перигрины).

  3. Средства защиты нарушенных прав: как законные, так и эдиктальные иски.

  4. Двустадийный процесс, но содержание этих стадий существенно изменяется1.

В формулярном процессе так же существовали две стадии: у магистрата и судьи. Но изменяется содержание этих стадий1.

19. Экстраординарный процесс

Экстраординарный (extra ordinem), или когниционный, процесс (cognitio extra ordinem) – чрезвычайный порядок рассмотрения судебного спора, который вытекал из непосредственной деятельности претора по осуществлению правовой защиты. Был установлен Конституцией 294 г. как единственная форма процесса. Экстраординарный процесс воспринял принципы прежних форм гражданского процесса: диспози-тивности и состязательности1.

В экстраординарном процессе судебные функции осуществлялись административными органами: в Риме и Константинополе (в связи с разделением империи на Западную и Восточную) – praefectus urbi (начальником городской полиции), в провинциях – правителем провинции, а по менее важным делам – муниципальными магистратами. Однако нередко императоры принимали судебные дела и к своему личному рассмотрению. Дело рассматривалось указанными лицами вне формулярного процесса. Они же принимали заявление об иске и, назначив день суда, от своего имени вызывали ответчика1.

Сосредоточившись в руках административных органов, экстраординарный процесс не делился на стадии (in jure и in judicio). Рассмотрение дел утратило публичный характер и происходило в присутствии лишь сторон и особо почетных лиц, которые имели право присутствовать при этом. Если истец не являлся к слушанию дела, оно прекращалось; при неявке ответчика дело рассматривалось заочно1.

Экстраординарный процесс осуществлялся в письменной форме. Документы имели больший вес по сравнению со свидетельскими показаниями. В экстраординарном процессе участвовали адвокаты. Экстраординарное производство предусматривало обязательные судебные пошлины – на покрытие канцелярских расходов, на досудебную подготовку дела и т. п
1.

Решение по делу чиновник выносил в письменной форме. Оно сразу вступало в законную силу и признавалось за истину (в отношении сторон по данному процессу). В противоположность процессу классического периода в экстраординарном процессе впервые было допущено апелляционное обжалование вынесенного решения в следующую, вышестоящую инстанцию. На решение praefectus urbi можно было приносить жалобы императору, на решение правителя провинции – praefectus praetorio (начальнику императорской гвардии), а на его решения – императору1.

20. Понятие и виды исков в римском праве

В римском праве выделяются следующие виды исков: вещный иск – защита вещных прав того или иного лица. Он предъявлялся в отношении любого лица, которое посягнуло на право собственности истца1. Личные иски – подавались в защиту обязательственного права какого-либо лица1.

Также существовали иски строгого права – при их рассмотрении судья действовал в соответствии с договором и не принимал во внимание возражения ответчика1Можно выделить следующие четыре вида деления исков (с подвидами): в зависимости от личности ответчика, по объему, по основанию и по содержанию2.

В римском праве выделяются следующие виды исков: вещный иск – защита вещных прав того или иного лица. Он предъявлялся в отношении любого лица, которое посягнуло на право собственности истца. Личные иски – подавались в защиту обязательственного права какого-либо лица. Также существовали иски строгого права – при их рассмотрении судья действовал в соответствии с договором и не принимал во внимание возражения ответчика. Можно выделить следующие четыре вида деления исков (с подвидами): в зависимости от личности ответчика, по объему, по основанию и по содержанию.