Файл: Качество жизни и уровень жизни человека сравнение понятий..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра экономики и управления
Форма обучения: очно-заочная



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Город и устойчивое развитие»
На тему: «Качество жизни и уровень жизни человека: сравнение понятий.»

Группа ЕК21ГУ171в
Студент
С.А. Каплунова

Преподаватель
Долганова Н.А.

МОСКВА 2023 г.

Содержание


Введение………………………………………………………………………….

3

1. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения………

5

1.1 Методологические подходы к определению понятий «уровень жизни» и «качество жизни» населения…………………………………………………….

1.2 Взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………

8

2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях…………..

11

2.1 Общее представление о показателях уровня и качества жизни населения

2.2 Характеристика основных показателей уровня и качества жизни в современных условиях…………………………………………………………..

15

Заключение……………………………………………………………………….

27

Библиографический список……………………………………………………..

29

Приложения………………………………………………………………………

32


Введение

Снижение жизненного уровня подавляющей части населения, крайне высокий уровень обострения социальных проблем на фоне построения экономической системы, не имеющей ничего общего с цивилизованной рыночной системой, объективно обусловливает необходимость изменения курса проводимых реформ. При этом жизненно важно, чтобы данный курс в полной мере учитывал социальные приоритеты общества и нравственные ценности страны. Должен быть создан целостный механизм, вбирающий в себя все необходимые элементы регулирования экономических и социальных процессов. При этом под общественным развитием понимается не реализация социального через экономическое, а целостное, комплексное развитие как экономического, так и социального. Социальное развитие должно рассматриваться, с одной стороны, как предпосылка успешных экономических преобразований, а с другой стороны - как их конечная цель.


В основе современного развития стран мирового сообщества лежит принцип, согласно которому экономика существует для людей, а не люди для экономики. Приоритетом устойчивого развития общества, главным фактором воспроизводства является сам человек. В этих условиях возрастает роль и значение прогнозирования уровня, качества жизни населения как важнейшего инструмента государственного регулирования социальных процессов в стране, направленных на развитие человеческого потенциала.

Повышаются требования к научной обоснованности и эффективности социальных прогнозов на различные временные периоды.

Необходим мониторинг социальной сферы, представляющий собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактически

положением дел в социальной сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию различных очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Одним из основных направлений мониторинга является мониторинг уровня жизни населения. Он призван стать важным инструментом разработки государственной социальной политики.

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и на сколько она полно показывает проблемы в современном обществе.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ показателей уровня и качества жизни населении в современных условиях.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать определение уровню и качеству жизни населения.

  2. Найти взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения.

  3. Иметь общее представления о показателях уровня и качества жизни населения.

  4. Охарактеризовать основные показатели уровня и качества жизни населения.

Объектом исследования является население в современных условиях.

Предметом исследования является содержание и структура уровня жизни населения.

При написании курсовой работы были использованы учебники: Айвазян С.А., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь", Подузов А.А., Кукушкин Д.Н. Индивидуальное благосостояние и его измерение, Баженов, С.А. Качество жизни населения: теория и практика, Мироедов, А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития и др., а также Интернет-ресурсы.



Методами исследования были теоретическая и фактологическая база исследования: научные труды отечественных и зарубежных ученых, законодательства РФ, периодическая печать, глобальная сеть.

Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение; основная часть – два раздела; заключение; библиографический список и приложения.


1. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения

1.1 Методологические подходы к определению понятий «уровень жизни» и «качество жизни» населения
Уровень жизни населения является обобщающим показателем не только социальной политики, но и развития экономической системы в целом. Уровень общественного благосостояния представляет собой степень обеспеченности людей материальными благами, услугами и соответствующими условиями жизни, необходимыми для их комфортного и безопасного существования. Огромное значение для общественного благосостояния имеют все показатели, определяющие уровень жизни. Государство обеспечивает определенный уровень благосостояния населения. Это находит свое отражение в увеличении доходов малоимущих слоев населения, создании системы обучения и переквалификации безработных. Государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.

В мировой практике накоплен определенный опыт выработки методологических и методических подходов к оценке и прогнозированию показателей уровня жизни населения. Однако при анализе, оценке и прогнозировании показателей, характеризующих качественную сторону жизни человека, появляются определенные сложности. Между тем с переходом стран мирового сообщества к оценке населения, исходящей из степени развития человеческого потенциала, именно эти показатели приобретают особую значимость.

Определенный опыт изучения категорий «образ жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «благосостояние населения», «качество населения», их сущности и соподчиненности накоплен учеными советской школы. Среди основных разработчиков данных категорий наиболее известны экономисты и социологи И.В. Бестужев-Лада, И.Т. Левыкин, Я.В. Рейзема, Н.М. Римашевская, Я.И. Рубин, А.Я. Шевяков, Н.П. Федоренко и др.


В многочисленных публикациях Федоренко Н.П., Римашевской Н.М., Шевякова А.Ю. категория «благосостояние» определяется как многомерная структура, включающая образ, уровень и качество жизни (Приложение 2). Благосостояние населения – это «обеспеченность всего населения, социальной группы, семьи, отдельной личности материальными, духовными, социальными благами, необходимыми для жизнедеятельности» [22, с. 37].

Иными словами, в данной категории наблюдается пересечение отдельных составляющих элементов, но это еще не дает права на их отождествление. Народное благосостояние – сложное социально-экономическое состояние, интегрирующее характеристики уровня, образа и качества жизни, каждая из которых отражает лишь определенный срез единого, многомерного и объемного общественного организма. Если уровень жизни характеризует благосостояние с количественной стороны, то качество и образ жизни являются качественными определениями.

В 70-80-х годах среди российских ученых существовали определенные разногласия в вопросах соподчиненности категорий «образ», «уровень», «качество» жизни. И.В. Бестужев-Лада выдвигал на первый план понятие «образ жизни» как социальное явление, поддающееся формированию, прогнозированию и управлению. Данная категория характеризовалась им как совокупность типичных наиболее существенных форм (видов) жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, взятых в единстве с условиями этой жизнедеятельности. Уровень, качество, стиль, уклад, стандарт жизни квалифицировались как составляющие образа жизни. Под уровнем жизни автором понималась экономическая категория, характеризующая одну из сторон условий жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые поддаются непосредственному количественному измерению (уровень денежных доходов и заработной платы на душу населения, потребление продовольственных и промышленных товаров и т.п.). Категория «качество жизни» характеризовалась как социологическая, определяющая другую важную сторону условий жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению (показатели содержательности труда и досуга, условий комфорта в труде и быту, качества питания, одежды, предметов обихода, жилья и окружающей среды, функционирования социальных институтов и т.п.) ( Приложение 4).


Собственный аргументированный подход к вопросу соподчиненности категорий «уровень жизни», «качество жизни» и «качество населения» имеет Я.И. Рубин, он указывает на тесную взаимосвязь уровня жизни и качества среды обитания. Если население, проживающее в сильно загрязненных районах чернобыльской зоны, было бы обеспечено самыми высокими материальными и духовными благами, его уровень жизни все равно никак нельзя было бы считать высоким. Понятие «уровень жизни» в сугубо узком смысле (т.е. как доход среднестатистического жителя страны) уже не более чем составная часть качества жизни [28, c.83].

Анализ и оценка существующих в научной практике теоретико-методологических подходов к определению понятия «уровень жизни» позволяют подразумевать под данной категорией достигнутый уровень потребления и накопления населением материальных и духовных благ, а также степень удовлетворения общественно признанных потребностей, соответствующих данному социально-экономическому развитию страны.

Термин «качество жизни» в мировом обиходе появился в середине 50-х годов, когда стало очевидным, что категория «уровень жизни» не отражает в достаточной мере степень благосостояния людей в условиях прогрессирующего загрязнения окружающей среды, кризисов и других негативных явлений [33, c.61].

Одним из первых к изучению качества жизни приступили американские специалисты. По мнению разработчиков доклада Президентской комиссии США по качеству жизни, это способность различать индивидов посредством отображения динамических факторов восприятия ими благополучия и удовлетворенности жизнью. Качество жизни связано с интерпретацией высших потребностей личности, таких, как достоинство, свобода, наслаждение человеческим общением [22, c. 40].

Вместе с тем наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни — это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей. Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно.

Это предполагает, что критерием оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если степень удовлетворения той или иной потребности невелика, это свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в том или ином секторе экономики. Вместе с тем потребности субъективны. Каждый человек имеет свою шкалу предпочтений, вследствие чего одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности по-разному оценивается разными индивидами. Поэтому определить удовлетворенность людей качеством их жизни на данном этапе развития человеческой цивилизации не представляется возможным.