Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности по физике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучение трения скольжения.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Историческая реконструкция опытов Кулона и Амонтона по определению величины силы трения скольжения.
Первые искусственные спутники Земли.
Как отличаются механические процессы на Земле от механических процессов в космосе?
Тела Солнечной системы.
Открытия на кончике пера.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 3. ИМПУЛЬС. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА – 3 ЧАСА
Импульс. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Реактивное движение в природе.
Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 4. МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ – 2 ЧАСА.
Механическая работа, мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Механическая энергия системы тел. Изменение механической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Лабораторные работы:
Вычисление работы силы.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Определение средней мощности человека за сутки.
Расчет изменения механической энергии баскетбольного мяча за дин удар/серию ударов и графическое представление зависимости изменения энергии от количества ударов.
Экспериментальные задачи на использование закона сохранения энергии.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 5. СТАТИКА – 2 ЧАСА.
Равновесие тела. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Простые механизмы.
Лабораторные работы:
Определение центров масс различных тел (три способа).
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба.
Исследование конструкции велосипеда.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 6. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 3 ЧАСА.
Механические колебания. Преобразование энергии при механических колебаниях. Математический и пружинный маятники. Свободные, затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.
Механические волны. Длина и скорость волны. Звук.
Лабораторные работы:
Изучение колебаний нитяного маятника.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Струнные музыкальные инструменты.
Колебательные системы в природе и технике.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 7. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 2 ЧАСА.
Переменный электрический ток. Колебательный контур. Вынужденные и свободные ЭМ колебания.
ЭМ волны и их свойства.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Принципы радиосвязи и телевидения.
Влияние ЭМ излучений на живые организмы.
Изготовление установки для демонстрации опытов по ЭМИ.
Электромагнитное излучение СВЧ-печи.
Историческая реконструкция опытов Ампера.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 8. ОПТИКА – 4 ЧАСА.
Источники света. Действия света. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале.
Закон преломления света на плоской границе двух однородных прозрачных сред. Преломление света в призме. Дисперсия света. Явление полного внутреннего отражения. Линзы. Тонкие линзы. Построение изображений, создаваемых тонкими линзами. Глаз и зрение. Оптические приборы.
Лабораторные работы:
Экспериментальная проверка закона отражения света.
Измерение показателя преломления воды.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
История исследования световых явлений.
Историческая реконструкция телескопа Галилея.
Изготовление калейдоскопа.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 9. ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА – 3 ЧАСА.
Строение атома. Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Альфа- и бета-распады. Правила смещения.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Источники энергии Солнца и звезд.
Регистрация ядерных излучений. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной энергетики.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
История изучения атома.
Измерение КПД солнечной батареи.
Невидимые излучения в спектре нагретых тел.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА»
9
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Историческая реконструкция опытов Кулона и Амонтона по определению величины силы трения скольжения.
Первые искусственные спутники Земли.
Как отличаются механические процессы на Земле от механических процессов в космосе?
Тела Солнечной системы.
Открытия на кончике пера.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 3. ИМПУЛЬС. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА – 3 ЧАСА
Импульс. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Реактивное движение в природе.
Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 4. МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ – 2 ЧАСА.
Механическая работа, мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Механическая энергия системы тел. Изменение механической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Лабораторные работы:
Вычисление работы силы.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Определение средней мощности человека за сутки.
Расчет изменения механической энергии баскетбольного мяча за дин удар/серию ударов и графическое представление зависимости изменения энергии от количества ударов.
Экспериментальные задачи на использование закона сохранения энергии.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 5. СТАТИКА – 2 ЧАСА.
Равновесие тела. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Простые механизмы.
Лабораторные работы:
Определение центров масс различных тел (три способа).
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба.
Исследование конструкции велосипеда.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 6. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 3 ЧАСА.
Механические колебания. Преобразование энергии при механических колебаниях. Математический и пружинный маятники. Свободные, затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.
Механические волны. Длина и скорость волны. Звук.
Лабораторные работы:
Изучение колебаний нитяного маятника.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Струнные музыкальные инструменты.
Колебательные системы в природе и технике.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 7. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 2 ЧАСА.
Переменный электрический ток. Колебательный контур. Вынужденные и свободные ЭМ колебания.
ЭМ волны и их свойства.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Принципы радиосвязи и телевидения.
Влияние ЭМ излучений на живые организмы.
Изготовление установки для демонстрации опытов по ЭМИ.
Электромагнитное излучение СВЧ-печи.
Историческая реконструкция опытов Ампера.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 8. ОПТИКА – 4 ЧАСА.
Источники света. Действия света. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале.
Закон преломления света на плоской границе двух однородных прозрачных сред. Преломление света в призме. Дисперсия света. Явление полного внутреннего отражения. Линзы. Тонкие линзы. Построение изображений, создаваемых тонкими линзами. Глаз и зрение. Оптические приборы.
Лабораторные работы:
Экспериментальная проверка закона отражения света.
Измерение показателя преломления воды.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
История исследования световых явлений.
Историческая реконструкция телескопа Галилея.
Изготовление калейдоскопа.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 9. ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА – 3 ЧАСА.
Строение атома. Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Альфа- и бета-распады. Правила смещения.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Источники энергии Солнца и звезд.
Регистрация ядерных излучений. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной энергетики.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
История изучения атома.
Измерение КПД солнечной батареи.
Невидимые излучения в спектре нагретых тел.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА»
1 | 1 | Способы описания механического движения как способы описания функциональных зависимостей. | Обсуждение статьи сайта www. elementy.ruо способах описания движения. Демонстрация цифровой лаборатории | | | |
2 | 2 | Прямолинейное равномерное движение по плоскости? Смотря из какой точки наблюдать… | Вывод формулы изменения координаты. Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по указанной теме. | | | |
3 | 3 | Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений. | Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач по теме «Моя задача на относительность движения» | | | |
4 | 4 | Лабораторные работы: «Изучение движения свободно падающего тела», «Изучение движения тела по окружности» | Выполнение практических работ в малых группах, презентация и обсуждение результатов | | | |
5 | 5 | Как и куда полетела вишневая косточка? Расчет траектории движения тел и персонажей рассказов Р.Распэ о Мюнхаузене. | Работа в малых группах над созданием алгоритма решения расчетных задач на составление авторских задач по теме «Моя задача на расчет движения тела, брошенного под углом к горизонту» | | | |
6 | 6 | Историческая реконструкция опытов Галилея по определению ускорения g. | Выполнение практических работ в малых группах, презентация и обсуждение результатов | | | |
7 | 7 | Определение скорости равномерного движения при использовании тренажера «беговая дорожка». Принципы работы приборов для измерения скоростей и ускорений. | Обсуждение презентаций и результатов проектных работ учащихся по предложенной тематике. Решение заданий ОГЭ по кинематике. | | | |
8 | 1 | Сила воли, сила убеждения или сила – физическая величина? | Чтение и обсуждение текста статьи сайта www. elementy.ru о классах сил. Обсуждение произведений классической литературы, в которых описываются различные силы. | | | |
9 | 2 | Лабораторная работа: «Измерение массы тела с использованием векторного разложения силы» | Практическая работа в малых группах, решение задачи в общем виде, предсказание результата и его проверка опытным путем, расчет погрешности прямых и косвенных измерений. | | | |
10 | 3 | Движение тела под действием нескольких сил | Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач; составление авторских задач по теме «Моя задача на применение законов Ньютона» | | | |
11 | 4 | Движение системы связанных тел | Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения задач на применение законов Ньютона. Составление и решение авторских задач по теме: «Моя задача на применение законов Ньютона» | | | |
12 | 5 | Лабораторные работы: «Изучение кинематики и динамики равноускоренного движения (машина Атвуда)», «Изучение трения скольжения» | Практическая работа в малых группах, расчет погрешности прямых и косвенных измерений. Презентация и обсуждение результатов работ. | | | |
13 | 6 | Динамика равномерного движения материальной точки по окружности. | Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения задач на применение законов Ньютона. Составление и решение авторских задач по теме: «Моя задача на применение законов Ньютона» | | | |
14 | 7 | История развития представлений о Вселенной. Солнечная система. Движение планети их спутников.Строение и эволюция Вселенной. | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «История развития представлений о Вселенной». Изучение расположения и движения планет с помощью модели-теллурия. | | | |
15 | 8 | Открытия на кончике пера. Первые искусственные спутники Земли. | Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения задач на применение закона всемирного тяготения. Составление и решение авторских задач по теме: «Моя задача на применение ЗВТ» | | | |
16 | 1 | Как вы яхту назовете… | Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о замкнутых системах и законе сохранения импульса. Изучение и анализ иллюстративного материала на примере мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» | | | |
17 | 2 | Реактивное движение в природе. | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Реактивное движение в природе». | | | |
18 | 3 | Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса | Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по указанной теме (на примере видеоматериалов из интернета) | | | |
19 | 1 | Определение средней мощности человека за сутки. | Решение экспериментальных задач. Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. | | | |
20 | 2 | Расчет изменения механической энергии баскетбольного мяча за дин удар/серию ударов и графическое представление зависимости изменения энергии от количества ударов | Практическая работа в малых группах, расчет погрешности прямых и косвенных измерений. Построение графика зависимости изменения энергии от количества ударов. Презентация и обсуждение результатов работ. | | | |
| | | | | | |
21 | 1 | Лабораторная работа: «Определение центров масс различных тел (три способа)» | Решение экспериментальных задач. Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. | | | |
22 | 2 | Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Применение простых механизмов в технике». Изучение и анализ иллюстративного материала на примере мультфильмов «Чебурашка и Гена строят дом», «Мадагаскар» | | | |
23 | 1 | Виды маятников и их колебаний. | Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о видах колебаний и маятников. Изучение и анализ результатов экспериментов с маятниками. | | | |
24 | 2 | Что переносит волна? | Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по указанной теме (на примере видеоматериалов из интернета) | | | |
25 | 3 | Колебательные системы в природе и технике | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему:«Колебательные системы в природе и технике». | | | |
26 | 1 | Экспериментальная проверка свойств ЭМ волн. | Решение экспериментальных задач. Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. | | | |
27 | 2 | Исследование электромагнитного излучения СВЧ-печи | Решение экспериментальных задач. Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. | | | |
28 | 1 | Как исследовали световые явления и как их исследуют теперь. Изготовление модели калейдоскопа. | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему:«Исследование световых явлений». Работа в малых группах над моделью калейдоскопа. | | | |
29 | 2 | Экспериментальная проверка закона отражения света. | Решение экспериментальных задач (создание установки). Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. | | | |
30 | 3 | Лабораторная работа: «Измерение показателя преломления воды» | Решение экспериментальных задач. Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. | | | |
31 | 4 | Как отличаются показатели преломления цветного стекла | Работа в малых группах. Решение экспериментальных задач, обсуждение результатов, построение графической зависимости показателя преломления света от его частоты. | | | |
32 | 1 | Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры. | Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о видах оптических спектров и их применении к химическому анализу состава тел. | | | |
33 | 2 | Измерение КПД солнечной батареи | Решение экспериментальных задач. Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов. | | | |
34 | 3 | Влияние радиоактивных излучений на живые организмы | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему:«Радиация вредная и полезная». | | |
9