Файл: Сидорова Тамара Григорьевна Место работы гбоу нао сш п. Харута общая информация по уроку класс укажите класс, к которому относится урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Сидорова Тамара Григорьевна |
Место работы | ГБОУ НАО «СШ п.Харута» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 11 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Металлы |
Тема урока | Коррозия металлов |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; - оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; | |
Метапредметные Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные УУД: координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего плана; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
| |
Предметные
| |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Явление коррозии, виды коррозии, эксперимент, проблемное обучение. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок изучения нового материала в форме проблемного эксперимента и организацией групповой работы учащихся. Необходимое оборудование – Оборудование для учителя: интерактивная доска, конспект интерактивной доски, железный гвоздь, соляная кислота, дихромат калия. Оборудование и реактивы для учащихся: раствор HCl 5%, кусочек цинка, медная проволока, штатив для пробирок, пробирка, 3 пронумерованные пробирки с железным гвоздём (1), гвоздями, помещёнными 5 дней назад в воду (2) и раствор электролита (3). |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Перед уроком учащиеся разбиваются на группы по 5-6 человек. В каждой группе выбирается координатор. Учитель демонстрирует слайды с изображениями изделий, подвергающихся коррозии. Предлагает учащимся ответить на вопрос, о каком явлении сегодня пойдёт речь? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Учитель организует устный коллективный анализ учебной задачи. Предлагает сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить при изучении темы. Учащиеся формулируют вопросы: Узнать, что такое коррозия? Как она протекает? Что ослабляет или усиливает коррозию? Каковы методы защиты от коррозии? Пробуют дать определение понятию «коррозия». |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься ты узнаешь, ты научишься |
Из поставленных вопросов формулируется цель урока: узнать причины коррозии и научиться от неё защищаться. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Учитель демонстрирует опыты по влиянию внешних факторов на коррозию железа. Организует учебное взаимодействие учеников в группе с целью фиксации результатов и обсуждения проделанных опытов. Ученики фиксируют результаты опытов в виде уравнений реакций, приходят к выводам о химической природе коррозии. Учитель организует учебное исследование для выделения понятия «электрохимическая коррозия»: к кусочку цинка добавьте раствор соляной кислоты. Теперь возьмите медную проволочку и прикоснитесь ей к кусочку цинка. Что наблюдаете? Создание проблемной ситуации: в опыте пузырьки водорода выделяются не только с кусочка цинка, но и медной проволоки. Учащиеся проводят коллективное исследование, Учащиеся выдвигают гипотезы, способные объяснить данное противоречие. Координаторы в группах фиксируют гипотезы. Участвуют в обсуждении содержания материала в ходе приёма «мозговой штурм». Учитель оценивает выдвинутые гипотезы и их обоснованность. Знакомит учащихся со схемой электрохимической коррозии. Учащиеся делают выводы: когда возникает электрохимическая коррозия? Какой из металлов, находящихся в контакте разрушается быстрее? |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Дайте определение понятию «коррозия». Сформулируйте причины возникновения коррозии. В чём отличие химической и электрохимической коррозии? |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Учитель организует самостоятельную работу по применению изученного материала к решению частных задач: защиты изделий от коррозии. Используя полученные сведения предложите меры защиты от коррозии. Учащиеся применяют новый материал для решения практических задач: предлагают методы защиты от коррозии, знакомятся с методами защиты, о которых ещё не знают. Предлагают пути решения задачи защиты от коррозии, затем сверяют свои предложения с материалом в учебнике. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
В подвале дома обнаружили ящик с гвоздями, но от неправильных условий хранения многие из них были покрыты ржавчиной. Каким простым способом можно удалить ржавчину? Молодая хозяйка повесила сушить белье на железную проволоку, натянутую между стойками. Когда белье высохло, она с ужасом обнаружила на чистом белье желтые полосы. Как можно избавиться от этих пятен? В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые в основном изготовлены из металлов и их сплавов. Но вот беда — при хранении металлические изделия подвергаются коррозии. Укажите условия хранения металлических изделий, которые продлят срок их службы. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
В1. Расставьте факторы, влияющие на коррозию металла, в порядке увеличения эффекта коррозии: 1) дистиллированная вода, 2) сухой воздух, 3) раствор хлорида натрия, 4) кипяченая дистиллированная вода. Ответ дайте в виде последовательности цифр. В2. Установите соответствие между процессом и типом коррозии. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту. ПРОЦЕСС ТИП КОРРОЗИИ A) 4Fe + ЗО2 + 6Н2О = 4Fe(OH)3 1) химическая коррозия Б) растворение цинка при 2) электрохимическая коррозия контакте цинка и железа B) коррозия железа в присутствии олова Г) 2Сu + О2 = 2СuО |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Ваш сосед прочел в книге для садоводов, что при посадке плодовых деревьев и ягодных кустарников надо в яму для саженца, вместе с удобрениями положить несколько расплющенных и обожженных на костре металлических консервных банок. Он попросил вас объяснить смысл этого приема. Как вы это объясните с точки зрения химии? Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках? Ответ:Консервные банки изготовлены из специальной жести, устойчивой к коррозии и содержащей, помимо железа, олово и некоторые другие металлы. Все эти элементы являются необходимыми компонентами минерального питания растений (микроэлементами). Постепенно растворяясь под действием воды и почвенных кислот, они обеспечивают дополнительную минеральную подкормку, и растение растет лучше. Обжечь банки необходимо потому, что их поверхность изнутри покрыта специальным пищевым лаком, защищающим от коррозии. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Почему химически чистое железо является более стойким против коррозии, чем техническое железо? Соляная кислота с добавкой ингибитора нашла применение для очистки паровых котлов от отложений накипи и удаления с поверхности металлов ржавчины и окалины. Почему? |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Диагностическая работа с самопроверкой. В каком случае цинк корродирует быстрее: в контакте с никелем, железом или с висмутом? Ответ поясните. Деталь сделана из сплава, в состав которого входит магний и марганец. Какой из компонентов сплава будет разрушаться при электрохимической коррозии? С целью защиты от коррозии цинковое изделие покрыли оловом. Какое это покрытие: анодное или катодное? Приведите примеры двух металлов, пригодных для протекторной защиты железа |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Рефлексия своих действий: Удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока вопросы? Помог ли вам эксперимент разобраться в причинах коррозии? Какую практическую пользу вы извлекли из данного урока? |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Сформулировать предложения по решению проблемы. Страны несут огромные убытки из-за коррозии металлических конструкций. Выгодна ли вторичная переработка? а) с экономической точки зрения (невозобновляемые ресурсы, энергозатраты на вторичную переработку в 20 раз меньше, чем на производство, производство трудоемкое) б) с экологической точки зрения (проблема городских свалок, ионы тяжелых металлов в воде, ситуация в нашем городе (Кольский залив – «кладбище кораблей») |