Файл: 2 семестр раздел делопроизводство в России xviii в. Рубежный контроль к разделу 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ИСТОРИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА


Москва 2022
2 семестр

РАЗДЕЛ 2. Делопроизводство в России XVIII в.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 2



  1. На основании изучения Генерального регламента 1720 г. (гл. 4, 29, 30, 33) определите регистрационные формы, применяемые в коллегиях. Для чего предназначена каждая из них?


8 февраля 1720 г. был издан Генеральный регламент, по которому была определена внутренняя организация коллегий, их структура, штатный состав, должностные обязанности чиновников, правила внутреннего распорядка и поведения чиновников, убранство «камор» — присутственных мест. Генеральный регламент ввел понятие об архивах.

Была введена обязательная регистрация документов, которые регистрировались в журналах, названных: «повседневная записка», «росписи», «регистратура» — книги А.В.С.Д.

Присутствие коллегии состояло из президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Президент мог иметь личного секретаря. Канцелярия коллегии состояла из секретаря, нотариуса, регистратора, актуариуса, канцеляристов, копиистов, переводчиков, толмачей и вахмистра.

Для многих документов были установлены официальные бланки и разработан формуляр - правила расположения реквизитов на листе бумаги. Изменилась и форма документов. Были отменены столбцы, они заменялись тетрадями. Появилось понятие «гербовая бумага», на которой изготовлялись документы для высших органов управления. В «Генеральном регламенте» были подробно описаны правила удостоверения отдельных документов, на пример было указано, что протоколы подписываются всеми членами коллегии. Также им был установлен порядок пользования печатями.

Коллежское делопроизводство было более прогрессивно по сравнению с приказным делопроизводством. Появились упорядоченные системы регистрации. Регистрация документов велась в специальных журналах.

В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов, именно в этот период появилось название «архив». «Генеральный регламент» установил иметь два архива - общий для всех коллегий и специальный архив для коллегий иностранных дел и финансовой.


Генеральный регламент стал фактически первым законодательным актом в России, регулирующим вопросы работы с документами в центральных государственных учреждениях.

Генеральный регламент подробно определял порядок работы коллегий и решения в них дел, он давал законченную организационную форму и систему норм по документированию деятельности коллегий. Таким образом, “Генеральный регламент” закрепил законодательно порядок работы с документами с момента их создания до архивного хранения.

В целом реформы государственного аппарата установили в России единообразную систему организационного устройства и делопроизводства государственных учреждений на основе бюрократического централизма.



  1. По Генеральному регламенту 1720 г. и Общему учреждению губернскому 1775 г. определите порядок решения дел в коллегиях, в присутствии. Перечислите основные этапы работы с документами.


Организация работы с документами: правила регистрации, контроля за исполнением документов, порядок их составления, удостоверения.

В соответствии с его требованиями аппарат коллегии включал присутствие, канцелярию, контору.

Присутствие коллегии состояло из президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Президент мог иметь личного секретаря. Канцелярия коллегии состояла из секретаря, нотариуса, регистратора, актуариуса, канцеляристов, копиистов, переводчиков, толмачей и вахмистра. Конторы создавались для ведения «счетных дел». Возглавлял контору камерир, в его подчинении находились камор-шрейберы.

В коллегиях также предусматривались должности вахмистра, фискала.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях и должностные обязанности чиновников по Генеральному регламенту. На канцелярию возлагалась вся работа с документами, включая подготовку их к слушанию на заседании присутствия коллегии, а также ведение всех делопроизводственных операций: регистрация, контроль, оформление исходящих документов, их отправление. Главным должностным лицом в канцелярии был секретарь. В коллегии также предусматривались должности вахмистра, фискала.

Секретарь коллегии записывает документ в настольный реестр «не вершенных дел». Коллежский регистратор – регистрирует документ в журнале «Повседневная записка». Секретарь коллегии подбирает дополнительный материал, готовит устный доклад к рассмотрению ела на заседании присутствия.



Слушание дел на заседании присутствия коллегии: докладывает секретарь коллегии; доклад обсуждается, и по нему принимается решение (резолюция); нотариус записывает ход обсуждения и принятое решение в протокол заседания; нотариус ведет росписи (реестры) о делах: не вершенных, т.е. подлежащих слушанию, и оконченных делах; и роспись (реестр) «Вершенных, но не исполненных документов».

Генеральный регламент узаконил необходимость регистрации и контроля за исполнением документов и регламентировал технологию их ведения.

Была введена обязательная регистрация документов, которые регистрировались в журналах, названных: «повседневная записка», «росписи», «регистратура» — книги А.В.С.Д.

Генеральный регламент ввел понятие об архивах. В 44-й главе установлено, что архивы делятся на три категории:

  • текущие, создаваемые при канцеляриях;

  • ведомственные (архивы коллегий);

  • государственные (исторические), в которые всеми коллегиями передавались документы, нужны для справок.

Документы хранились в текущем архиве три года и помещались в обложку, на которой указывалось краткое содержание дела, даты его начала и окончания. На все документы дела составлялась внутренняя опись.


  1. Сравните систему делопроизводства в коллегиях и в губернских учреждениях. Перечислите изменения, произошедшие в системе делопроизводства к концу XVIII в.


Коренным преобразованиям подвергся центральный аппарат государственного управления. Реорганизация шла по пути ликвидации приказов и создания новых центральных органов управления – коллегий.

Состав коллегий определился во время коллежской реформы 1718-1720 гг. В этот период вместо многочисленных приказов (их к этому времени насчитывалось около пятидесяти) было создано всего 12 коллегий. Каждая коллегия имела в Москве свою контору, т.е. филиал, обслуживающий учреждения второй столицы и нужды московского дворянства и купечества. Исключение – Вотчинная коллегия, находившаяся в Москве, имела свою контору в Петербурге.

Коллегии – это центральные распорядительные органы отраслевого управления, подчиненные царю и Сенату и руководившие местными государственными учреждениями. Их отличие от приказов состояло в том, что в них был коллегиальный порядок рассмотрения и решения вопросов. В этом Петр I видел гарантию более правильного решения вопросов. Он говорил: «все лучшее устроение через советы бывает».


Коллегии отличались от приказов также тем, что они имели единообразное внутреннее организационное построение, более четкое разграничение функций. В отличие от приказов деятельность коллегий была основана на строгой регламентации законами их правового положения, функций, обязанностей коллежских чинов, что придавало коллегиям более выраженный бюрократический характер.

Дополнением к реформам центрального управления стали реформы местного управления. В результате проведения двух губернских реформ 1708-1710 гг. и 1719-1720 гг. сложилась устойчивая система учреждений местного аппарата управления. Вся территория государства была разделена на губернии (вначале их было восемь). Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, непосредственно подчинявшийся царю. Губернатор возглавлял губернскую канцелярию – орган губернского управления.

Губернии делились на провинции, возглавляемые воеводами и осуществлявшими управление через провинциальные канцелярии. Провинции стали основными административно-территориальными единицами с широкими полномочиями воевод. Воевода был обязан осуществлять надзор за всеми чиновниками провинции, контролировать исполнение всех указаний и предписаний, исходящих от императора, а также от вышестоящих учреждений, обеспечивать военную безопасность провинции, следить за исправным отправлением повинностей и подавлять всякие попытки классового сопротивления. Особое положение воевод и провинциальных канцелярий подчеркивалось тем, что они могли непосредственно сноситься с коллегиями и Сенатом, минуя губернские канцелярии.

28 февраля 1720 г. был издан «Генеральный регламент» коллегий, по которому в коллегиях и других государственных учреждениях в законодательном порядке была определена новая организация делопроизводства. Генеральный регламент подробно определял порядок работы коллегий и решения в них дел, давал законченную организационную форму и систему норм по документированию деятельности коллегий, подробно определял их состав и обязанности их членов.

В организационном плане аппарат коллегии делился на присутствие (общее собрание членов коллегии) и канцелярию.

Присутствие коллегии состояло из президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Президент коллегии назначался императором. Им же на основании представления Сената утверждался вице-президент. Остальные коллежские чины из состава присутствия коллегии назначались Сенатом.


Канцелярия коллегии обычно состояла из секретаря, нотариуса, регистратора, актуариуса, канцеляристов, копиистов, переводчиков (для письменных переводов), толмачей (для устных переводов) и вахмистра (сторожа коллегии).

Центральной фигурой в коллежской канцелярии был секретарь. На нем лежала ответственность за постановку делопроизводства в коллегии, подготовка дел к слушанию и доклад их на заседании присутствия, хранение печати коллегии. Секретарь должен был хорошо знать законы и в докладах по делам на заседании присутствия делать обязательные ссылки на соответствующее законодательство. От того, как подготовил секретарь дело к слушанию, на какие статьи закона сослался, как доложил содержание дела, – во многом зависел исход решения дела присутствием коллегии.

В последней четверти XVIII в. в России проводится коренная реорганизация местного аппарата управления. Уже в 60-х годах этот аппарат оказался недостаточно работоспособным. Губернские, провинциальные и воеводские канцелярии не справлялись с многочисленными распоряжениями Сената, коллегий и контор. Жалобы на волокиту и злоупотребления местной администрации являлись характерными для современников.

В 1775 г. Екатериной II был опубликован закон под названием «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Особенностью губернской реформы 1775 г. было перенесение центра тяжести управления с центральных органов власти на места с наделением главных должностных лиц местной администрации необычайно широкими полномочиями.

Результатом губернской реформы 1775 г. явилась ликвидация большинства коллегий, из которых были оставлены только три – Иностранных дел, Военная и Морская. Функции ликвидированных коллегий были распределены между новыми местными учреждениями и Сенатом.

«Учреждения для управления губерний» подробно определили не только место и функции новых присутственных мест, но и порядок делопроизводства в этих учреждениях, основанный на положениях Генерального регламента.

Особое внимание в «Учреждениях» уделено установлению иерархии «властей и мест» и определению порядка сношений между ними. Переписка между учреждениями превращается в своеобразный ритуал, который нужно было хорошо знать, чтобы занимать свое место в служилой бюрократии.

Для сношений «властей и мест» устанавливались определенные виды документов, в зависимости от положения учреждения в иерархической лестнице. Т.е. создавалась иерархия не только учреждений, но и документов.