Файл: Развлекательное шоу как жанр современного телевизионного комического дискурса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Глава 2. Развлекательное шоу как жанр современного телевизионного комического дискурса
Как известно, наиболее важными аспектами в типологических проявлениях телевизионных проявлений являются проявления формальный, функциональный, содержательный и адресный. Однако в большинстве случаев возникает классификация только по первому, формальному признаку. Видовое разнообразие современного российского развлекательного телевидения — это сложный орган, который постоянно расширяет возможности, функции и задачи. Как правило, для обозначения группы журналистских заболеваний, обладающих общими проявлениями, используется слово «жанр», однако мы хотели бы заменить его более нейтральным и вместе с тем более объемным термином.
Согласно определению, данное Р. В. Удовиченко, «жанр - это типичный случай наблюдения, обладающий устоявшейся системой признаков» [1]. Благодаря аккумуляции отличий зритель может определять, какой из форматов ему представлен на экране телевизора в данный момент. Кроме того, имеющиеся особенности являются катализатором в вопросе привлечения аудитории к той или иной программе, созданной в определенном жанре.
Жанры развлекательного телевидения можно определить, как измеримое количество последовательных эпизодов телекоммуникации или как телевещания. То, что по-настоящему отличает форматы развлекательного телевидения от остального вещания, это то, что в нем происходит сочетание различных жанров: монологовых, лирических жанров, которые направлены на направленную телеаудиторию. Диалоговые, драматические жанры, ориентированные на участников общения. Синтетических жанров, направленных на неприятие к окружающему и внешнему миру.
Развлекательное шоу - это программа развлекательного характера, вызывающая эмоциональную реакцию, где за сущностью берется чувство азарта, юмора, игры. Наряду с новостями, развлекательные телешоу занимают свою нишу на телевидении и проявляют особое внимание к эмоциональному воздействию.
На современном телевидении развлекательные шоу делятся на реалити-шоу, отличительной чертой которых является развлечение через создание эффекта «подглядывания» за жизнью героев, помещенных в специальные условия, соответствующие тематике программы; ток-шоу, задачей которого становятся дискуссии на злободневные темы, так или иначе затрагивающие жизнь общества, тем самым привлекая к себе внимание аудитории. В
этот же список относятся хроники, повествующие об уникальных и интересных для зрителя фактах или персонах; а также скетч-шоу, носящие юмористический характер и адаптированные под оптимальное время интереса аудитории к просмотру – 30-40 минут.
По большей части, развлекательные телешоу представляют собой группу или пару участников, которые достигают определенных коммуникативных целей во время общения. А. М. Морозова выделяет в своей работе следующие цели юмористического дискурса: во-первых, это цели, связанные с шутящим и являющиеся положительными, то есть стремление к повышению самооценки и следованию целям гедонизма. Во-вторых, цели, связанные с адресатом. Могут являться как положительными(развлечение как коммуникация), так и отрицательными(насмешки или намеренные агрессии). Третьим пунктом являются цели, связанные с обоими участниками. Чаще всего, намерением шутника является развлечение и аудитории, и самого себя, а также выстроить доброжелательную коммуникацию между сторонами диалога. И последней целью становится сглаживание конфликтных ситуаций, поддержание и ведение диалога [2].
Тексты развлекательных передач синкретичны и это позволяет им в прямом смысле, без ограничений смешивать стили, что, нередко, вызывает дополнительный комический эффект в передаче. Так как задача каждого из жанров это вызвать эмоциональный отклик аудитории, а именно смех и заинтересованность, каждая из них использует те или иные средства разговорной речи для увеличения экспрессивности текста.
Именно экспрессивность существенно отличает телевизионный язык от других разновидностей литературного языка, обслуживающих прочие совокупности социальных сфер и ситуаций общения. Экспрессивности и эмоциональности передаче придают обилие экстра- и паралингвистические средства.
Рассматривая язык развлекательных телевизионных шоу, можно также заметить, что довольно часто это спонтанная, неподготовленная речь, которую ведущий/участник осуществляет поэтапно. Спонтанным, неподготовленным монологом считается формирование мысли, одновременное ее речевому выражению, что проявляется в том, что речевая цель строится как последовательность элементарных высказываний, соответствующих суждениям
, последовательно развивающим мысль.
Артисты/комики/сценаристы постоянно пытаются раздвинуть границы юмора, используя весь арсенал языковых и неязыковых средств, объединяя и комбинируя их различными приемы для достижения максимального комического и экспрессивного эффекта, и наиболее эффективного воздействия в рамках одного эпизода или одной передачи. В современном мире принято выделять две формы комического: юмор и сатира.
А. Д. Кошелев считает, что базовой единицей комического является концептуальный признак, поскольку категория комического в первую очередь применима к человеку и его свойствам: выражение лица, ситуация и обстановка в которой человек находится, его жесты и действия [3]. Именно благодаря подобным невербальным приемам и достигается желаемый комический эффект.
Такая идея удачно применяется в современных юмористических передачах. Причиной её использования становится факт того, что скетч-шоу довольно часто выступают их частью.
Некоторые исследователи предлагают выделять иронию как отдельную форму юмора, но в силу своей критической направленности это роднит ее с сатирой. Несмотря на то, что исследователи постоянно смешивают и отождествляют приемы и средства создания комического, на самом деле они являются разными вещами.
Приемы создания комического носят более общий характер, чем средства. Приемы могут быть привязаны определенным образам персонажей, их характером и поведением, ситуацией в которой они находятся, или окружающей обстановкой, в то время как средство носит более конкретный характер и может быть использован в нескольких приемах [4].Следовательно, для создания одной передачи могут быть использованы как приемы комического, так и его средства. Однако приемы являются фактором, определяющим жанр и формат программы, а средства лишь дополняют и акцентируют внимание зрителя на деталях.
К языковым средствам для создания комичности в юмористических передачах можно отнести разнообразные средства выразительности на всех языковых уровнях. На синтактико-стилистическом уровне можно отметить: эмоционально-экспрессивную лексику, тропы и стилистические единицы. Языковые средства охватывают все выразительные средства: фонетические, лексические, фразеологические и грамматические средства составляются языковыми средствами выражения комического.
Тем не менее главной задачей комика/актера является использование языковых средств в комическом плане; комик должен уметь придавать используемым средствам сатирическую или юмористическую тональность, и
искать такие лексические единицы, которые имеют комическое тон в целевом языке, окрашивать свой материал комической интонационной игрой и комическими речевыми оборотами: гиперболой – намеренным преувеличением того или иного факта, литотой – способом, противоположным предыдущему, преуменьшением, каламбуром – применением различных лексических значений слов для создания определенного смысла фразы, эффектом обманутого ожидания, используемого для преднамеренного нарушения предположения аудитории. В этот же список можно отнести иронию(насмешку, скрытый смысл которой противоречит реальному смыслу сказанного) и окказионализмы(использование специально или недавно созданных словосочетаний в определенном контексте).
Из огромного количества приемов создания комического, на современно телевидении стоить особо отметить несколько, которые встречаются наиболее часто: пародии - комическое или сатирическое подражание кому или чему- либо; аллюзии - намек или отсылка на общеизвестные факты, события; комбинирование стилей речи - объединение различных стилей речи в рамках одного текста; парадокс - высказывание, расходящееся с общепринятым мнением и противоречащее здравому смыслу; а также абсурд - нечто нелогичное, нелепое, бессмысленное, и повторения - намеренное повторение слова или предложения с целью создания комического эффекта [5].
Принимая это все во внимание, можно использовать определения В. Масловой, которая разграничила понятия приемов и средств создания экспрессивности. Одной из формулировок становится следующая: приемы - это способы использования средств языка, система организации языковых средств в момент производства текста, когда автор отбирает комбинирует, объединяет разные языковые средства, адекватно коммуникативной, а, следовательно, экспрессивной задаче. Средства, по ее мнению, это то, что задано в языке, то есть, единицы всех уровней языка и стилистические единицы [6].
Кроме языковых средств и приемов создания комического эффекта, также существует неязыковые или пара- и экстралингвистические средства. Чаще всего они используются как средства усиления комического эффекта и экспрессии в звучащей речи. Экспрессия в юмористических текстах создается за счет применения специфичных языковых приемов и средств. Существует три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические.
- Фонационные паралингвистические средства отвечают за темп, тембр, громкость, мелодику речи, а также в свою очередь служит как заполнитель пауз или относится к социальным или идеолектным особенностям артикуляции звуков. Несомненно, интонация - крайне важный элемент шутки. Комик сам может выделять и расставлять акценты в своей шутке/истории, чтобы помочь зрителям обратить внимание на «ударную часть». Интонация позволяет комику в произвольном порядке расставлять тему и рему, давая ему возможность выделить главную часть интонацией.
- Кинетические средства берут на себя большую часть в создании комического эффекта, так как отвечают за жесты, позу и мимику говорящего что, в телепередаче, играет огромное значение. Один успешно сделанный жест или выражение лица могут значительно повысить качество шутки и помочь людям понять ситуацию.
- Графические средства характеризуются почерком или, очевидно, какими-либо графическим элементами [7].
Экстралингвистические средства отвечают за паузы во время разговора. К ним можно отнести смех, покашливания, необычные звуки и различные речевые особенности говорящего. Именно такие приемы имеют определенные функции в коммуникации, например, регулируют речевые потоки, выражение эмоций и эмоционального состояния, а также замена или перефразирование каких-либо высказываний.
Экстра- и паралингвистические средства предоставляют дополнительную информацию не только о говорящем, отражая его социальные, возрастные черты и особенности характера, а также о том, какую именно информацию он хотел донести до слушателя. Именно, их функция — это внесение дополнительной информации в потоке речи. Имитируя звуки животных, автомобилей или подражая голосу, или передразнивая одного из участников коммуникации, к примеру, может создать, подчеркнуть и усилить комический эффект разговора, легкий смех или длинная пауза могут указать на глубокую иронию или сарказм. Интонационный рисунок и вовсе может изменить ход всего разговора.
Восприятие эмоциональной информации собеседником/зрителем зависит от степени выраженности эмоции в голосе и ее вида. Постоянно изменяя интонационные ударения во время коммуникации, говорящий может вызвать больший спектр эмоций у зрителей. Человек в состоянии передать смысловые и эмоциональные различия высказывания, демонстрировать свое состояние только лишь благодаря интонации [8].
Жанр телевизионного формата нельзя описать статично