Файл: Развлекательное шоу как жанр современного телевизионного комического дискурса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, так как он постоянно испытывает хотя бы частичное изменение. «Новое явление сменяет старое, занимает его место и, не будучи «развитием» старого, в то же время является его заместителем. Когда этой «замены» нет, жанр как таковой исчезает, распадается». То есть любая программа остается актуальной и востребованной только в том случае, если она интегрирована в новые условия, включена в контекст нового формата. Этого можно добиться, только если изменить исходный формат программы.
Например, это видно на примере на примере «живучести» «Кто хочет стать миллионером?» и «Поля чудес» в период господства эстрадно-юмористической формы. Эпоха «шоу со звёздами» также внесла свои коррективы в конструкцию «Миллионера». Программа почти превратилась в интеллектуальное «шоу со звёздами» [9].
«Конструктивный принцип, проводимый в одной какой-либо области, стремится расшириться, распространиться на возможно более широкие области». Ю. Н. Тынянов называет это явление «империализмом» конструктивного начала. Конструктивный принцип затрагивает все эфирное пространство центральной части: он не только составляет основу нового доминирующего формата, но и трансформирует программы, принадлежащие к «старому» формату, находящемуся на периферии [10]. Можно сделать вывод, что данный феномен не только является частью современного телевещания и его жанров и форматов, но и является причиной их изменений.
На российском телевидении очень мало долгоиграющих развлекательных программ (более пяти лет), переживших засилье различных форматов. Однако формат каждого из них («формат программы») претерпевал изменения в зависимости от господствовавшего в центре конструктивного принципа [11].
В период доминирования викторин программа «Аншлаг» стала заполняться рубриками-викторинами. Например, нововведением стала эстрадная викторина для знатоков и любителей юмора «Авоська «Аншлага», и «Дело в шляпе». Помимо этого появились рубрики-конкурсы такие, как конкурс частушек.
В период «шоу со звёздами» «Аншлаг», как и другие юмористические программы, интегрировался в новое течение. Большая часть артистов, понимая, что количество эстрадно-юмористических программ сокращается, приняли участие в шоу со звёздами, а команда «Кривого зеркала» штурмом взяла «Форд Боярд». Юмористы возвращались в традиционные для себя программы с новым ореолом, устанавливая связь между форматами, втягивая эстрадно-юмористические программы в новый эфирный контекст.
Программа «Что? Где? Когда?» в угоду тенденции пожертвовала незыблемой долгие годы элитарностью. В кресла игроков сели Николай Басков, Татьяна Устинова, Лариса Рубальская. Чтобы программа соответствовала едва возникающей тенденции интереса к талантам простого человека, в её составе была сформирована «Команда МТС», состоящая из телезрителей. Но только такое движение внутри формата программы могло продлить срок её пребывания в центре системы.
В капитал-шоу «Поле чудес» была внедрена рубрика-караоке, где каждый участник мог исполнить песню под профессиональную фонограмму. Это ещё одно доказательство того, что программы выживают за счёт внедрения в собственную ткань элементов других форматов, которые в данный момент доминируют в центре системы.
Описанная эволюционная теория также может объяснить успешность и популярность отдельных медийных персонажей. Прежде всего, ведущих. Так, успех М. Галкина может быть связан с тем, что шоумен очень органично встраивается в новые предлагаемые условия. В эпоху телевикторин он ведущий «Миллионера», в период господства эстрадного юмора - участник «Кривого зеркала» и хозяин программы «Вечер с Максимом Галкиным», на третьем этапе он уже не ведущий-интеллектуал, а главное лицо «Звёздного льда» и «Танцев со звёздами» [12].
Ю. Н. Тынянов утверждает, что «нельзя дать статичное определение жанра, которое охватило бы все явления жанра: жанр смещается; перед нами ломаная линия, а не прямая линия ее эволюции» [13]. Именно поэтому невозможно точно проследить последовательную трансформацию жанра – она происходит хаотично и нециклично.
Именно поэтому нельзя отнести какую-либо программу, выходящую в эфир длительное время, к одному формату. На всём протяжении существования программы ее формат будет изменяться, смещаться, вбирая в себя новые элементы других форматов. Действительно, «Авоська «Аншлага» (2002 г.) - это всё-таки викторина или юмористическая программа?
Если формат программы остается статичным и не способен адаптироваться к новым условиям, она рассыпается и уходит на периферию. Имнно так случилось с некогда популярной Смехопанорамой [14], которая не смогла трансформироваться под складывающиеся реалии, что привело к закрытию авторской юмористической передачи.
Степень мобильности форматов программ неодинакова. Таким образом, программы типа «Шутка за шуткой» или «Комната смеха» оказались практически невозможными для включения в новый «звездный» контекст. Они могут быть востребованы сейчас только на периферии или вернуться в центр при смене основного направления вещания. Аналогичная ситуация произошла с телевизионными играми. К «Слабому звену» нельзя было применить конструктивный принцип комизма, иначе мы получили бы пародию [15].
Итак, чтобы «выжить» в новых условиях, «ужиться» с новыми эфирными соседями, программы, уже находящиеся в центре, неизбежно подчиняются доминирующему конструктивному принципу. Те программы, которым это не удаётся, отправляются на периферию, освобождая центральное место для тех периферийных программ, которые готовы подчиниться конструктивному принципу, изменить собственный формат и перебраться в центр.
Такое движение программ и форматов по системе «центр - периферия» практически не позволяет им оставаться «чистыми». Испытывая влияние главенствующего конструктивного принципа и эфирных «соседей» программы и их форматы постоянно изменяются. Этот процесс остро ощущается профессиональными телевизионными продюсерами и редакторами. Им важно не следовать тенденции, а опережать её на несколько шагов, выступая создателями новых форматов, а не эпигонами.
Итак, адаптировав концепцию Ю. Н. Тынянова, можно утверждать, что развлекательное телевидение развивается по определённым законам. Эти законы распространяются как на доминирующие направления, так и на конкретные программы. Все программы и форматы могут быть рассмотрены как система, в которой каждый элемент оказывает влияние на другие элементы. В результате влияния друг на друга форматы программ претерпевают изменение, смещаются. В этом и заключается суть эволюции. Те программы, которые смогли «приспособиться» к новым условиям среды, выживают. В противном случае, они вынуждены уйти на «периферию» и ждать возрождения в новых условиях.
Примечания:
Например, это видно на примере на примере «живучести» «Кто хочет стать миллионером?» и «Поля чудес» в период господства эстрадно-юмористической формы. Эпоха «шоу со звёздами» также внесла свои коррективы в конструкцию «Миллионера». Программа почти превратилась в интеллектуальное «шоу со звёздами» [9].
«Конструктивный принцип, проводимый в одной какой-либо области, стремится расшириться, распространиться на возможно более широкие области». Ю. Н. Тынянов называет это явление «империализмом» конструктивного начала. Конструктивный принцип затрагивает все эфирное пространство центральной части: он не только составляет основу нового доминирующего формата, но и трансформирует программы, принадлежащие к «старому» формату, находящемуся на периферии [10]. Можно сделать вывод, что данный феномен не только является частью современного телевещания и его жанров и форматов, но и является причиной их изменений.
На российском телевидении очень мало долгоиграющих развлекательных программ (более пяти лет), переживших засилье различных форматов. Однако формат каждого из них («формат программы») претерпевал изменения в зависимости от господствовавшего в центре конструктивного принципа [11].
В период доминирования викторин программа «Аншлаг» стала заполняться рубриками-викторинами. Например, нововведением стала эстрадная викторина для знатоков и любителей юмора «Авоська «Аншлага», и «Дело в шляпе». Помимо этого появились рубрики-конкурсы такие, как конкурс частушек.
В период «шоу со звёздами» «Аншлаг», как и другие юмористические программы, интегрировался в новое течение. Большая часть артистов, понимая, что количество эстрадно-юмористических программ сокращается, приняли участие в шоу со звёздами, а команда «Кривого зеркала» штурмом взяла «Форд Боярд». Юмористы возвращались в традиционные для себя программы с новым ореолом, устанавливая связь между форматами, втягивая эстрадно-юмористические программы в новый эфирный контекст.
Программа «Что? Где? Когда?» в угоду тенденции пожертвовала незыблемой долгие годы элитарностью. В кресла игроков сели Николай Басков, Татьяна Устинова, Лариса Рубальская. Чтобы программа соответствовала едва возникающей тенденции интереса к талантам простого человека, в её составе была сформирована «Команда МТС», состоящая из телезрителей. Но только такое движение внутри формата программы могло продлить срок её пребывания в центре системы.
В капитал-шоу «Поле чудес» была внедрена рубрика-караоке, где каждый участник мог исполнить песню под профессиональную фонограмму. Это ещё одно доказательство того, что программы выживают за счёт внедрения в собственную ткань элементов других форматов, которые в данный момент доминируют в центре системы.
Описанная эволюционная теория также может объяснить успешность и популярность отдельных медийных персонажей. Прежде всего, ведущих. Так, успех М. Галкина может быть связан с тем, что шоумен очень органично встраивается в новые предлагаемые условия. В эпоху телевикторин он ведущий «Миллионера», в период господства эстрадного юмора - участник «Кривого зеркала» и хозяин программы «Вечер с Максимом Галкиным», на третьем этапе он уже не ведущий-интеллектуал, а главное лицо «Звёздного льда» и «Танцев со звёздами» [12].
Ю. Н. Тынянов утверждает, что «нельзя дать статичное определение жанра, которое охватило бы все явления жанра: жанр смещается; перед нами ломаная линия, а не прямая линия ее эволюции» [13]. Именно поэтому невозможно точно проследить последовательную трансформацию жанра – она происходит хаотично и нециклично.
Именно поэтому нельзя отнести какую-либо программу, выходящую в эфир длительное время, к одному формату. На всём протяжении существования программы ее формат будет изменяться, смещаться, вбирая в себя новые элементы других форматов. Действительно, «Авоська «Аншлага» (2002 г.) - это всё-таки викторина или юмористическая программа?
Если формат программы остается статичным и не способен адаптироваться к новым условиям, она рассыпается и уходит на периферию. Имнно так случилось с некогда популярной Смехопанорамой [14], которая не смогла трансформироваться под складывающиеся реалии, что привело к закрытию авторской юмористической передачи.
Степень мобильности форматов программ неодинакова. Таким образом, программы типа «Шутка за шуткой» или «Комната смеха» оказались практически невозможными для включения в новый «звездный» контекст. Они могут быть востребованы сейчас только на периферии или вернуться в центр при смене основного направления вещания. Аналогичная ситуация произошла с телевизионными играми. К «Слабому звену» нельзя было применить конструктивный принцип комизма, иначе мы получили бы пародию [15].
Итак, чтобы «выжить» в новых условиях, «ужиться» с новыми эфирными соседями, программы, уже находящиеся в центре, неизбежно подчиняются доминирующему конструктивному принципу. Те программы, которым это не удаётся, отправляются на периферию, освобождая центральное место для тех периферийных программ, которые готовы подчиниться конструктивному принципу, изменить собственный формат и перебраться в центр.
Такое движение программ и форматов по системе «центр - периферия» практически не позволяет им оставаться «чистыми». Испытывая влияние главенствующего конструктивного принципа и эфирных «соседей» программы и их форматы постоянно изменяются. Этот процесс остро ощущается профессиональными телевизионными продюсерами и редакторами. Им важно не следовать тенденции, а опережать её на несколько шагов, выступая создателями новых форматов, а не эпигонами.
Итак, адаптировав концепцию Ю. Н. Тынянова, можно утверждать, что развлекательное телевидение развивается по определённым законам. Эти законы распространяются как на доминирующие направления, так и на конкретные программы. Все программы и форматы могут быть рассмотрены как система, в которой каждый элемент оказывает влияние на другие элементы. В результате влияния друг на друга форматы программ претерпевают изменение, смещаются. В этом и заключается суть эволюции. Те программы, которые смогли «приспособиться» к новым условиям среды, выживают. В противном случае, они вынуждены уйти на «периферию» и ждать возрождения в новых условиях.
Примечания:
-
Удовиченко Р. В. Жанровые особенности развлекательного телевидения на примере телепрограмм холдинга СТС Медиа // Научная мысль Кавказа. 2019. № 2. С. 148-153. -
Морозова А. М. Типы сценариев в рамках юмористического дискурса // Lingua mobilis. 2012. № 3. С 78–84. -
Кошелев, А. Д. О структуре комического // Логический анализ языка: языковые механизмы комизма / Российская акад. наук, Ин-т языкознания; отв. ред. Н.Д. Арутюнова. - М.: Индрик, 2017. - С. 263-294. -
Рюмина, М. Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность / М. Т. Рюмина. - М.: Книжный дом «Либроком», 2015. -
Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс]. URL: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=%CA%CE%CC%C8%D7 %C5%D1%CA%CE%C5&bukv=%CA -
Маслова В. А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текстах : учебное пособие. М. : Минск:, 1997. 156 с. ( Высшая школа) -
Дземидок, Б. О комическом / Б. Дземидок. - М.: Прогресс, 2004. - 221 с. -
Матвеева, Т. В. Тональность текста. В Эффективное речевое общение: словарь-справочник. - Красноярск: Изд-во СФУ. 2014. - 750 с. -
Панченко, Н. Н. Лингвистическая реализация комического в английском новостном дискурсе. Дис. … канд. филол. наук. Иркутск. (2005). -
Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. Москва: Наука, 1977. - 576 с. -
Тихонова В. А. Глобализация и проблемы культурно-национальной идентичности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. - № 3 (65). - С. 22-26. -
Плешкова О. И. Комическая интерпретация телесности в рассказе Ю.Н. Тынянова «Малолетный Витушишников» // «Языкознание и литературоведение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/komicheskaya-interpretatsiya-telesnosti-v-rasskaze-yu-n-tynyanova-maloletnyy-vitushishnikov (дата обращения: 13.04.2023). -
Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. Москва: Наука, 1977. - 576 с. -
Свободная энциклопедия Википедия, статья https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0 -
Куранова, Т. П. Языковая игра в речи теле- и радиоведущих: дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Т. П. Куранова. - Ярославль, 2008. - 254 с.