Файл: Тема Общество как целостная система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочая тетрадь по философии (автор – А.В. Артамонова, к.ф.н., доц. ПГТУ)

Роев Степан Андреевич

Тема 6. Общество как целостная система
Задание для индивидуального выполнения (базовый уровень)


  1. Основные концепции об обществе. Общество как система: сферы общества.



Существование и развитие общества в философском понимании зависят от того, как решается главный вопрос философии в отношении социальной реальности. В этом смысле обычно различают две основных концепции: материалистическую и идеалистическую. Идеалистическая концепция доминировала, и продолжает доминировать, в взглядах на общество и его историю. Она утверждает, что главную роль в обществе играет духовный принцип. Этим принципом мог быть Бог, Мировой Разум и т. д., или сознание людей. Например, объективный идеалист Гегель полагал, что вся история – это внешнее выражение абсолютной идеи; абсолютная идея в обществе наивысшим образом проявляется в прусской монархии. В другом случае мы сталкиваемся с утверждением, что «миром правят мнения». Представители французского Просвещения, считая, что основой и движущей силой изменений общества являются идеи, спор мнений, заявляли, что для прогрессивного преобразования общества нужно просвещать людей, прививать им идеи добра, правды, справедливости и т. д. Позитивисты XIX в. утверждали, что миром управляют идеи. Первое материалистическое толкование общества можно найти в географическом направлении социологии («географический детерминизм»), которое говорит, что на особенности и историю общественной жизни решающее влияние оказывает географическая среда. Об этом мы подробнее поговорим в следующем разделе.



Марксизм предлагает другой, основной способ материалистически трактовать историю. Маркс и Энгельс исходили из того, что люди должны сначала удовлетворить свои материальные потребности, прежде чем заняться наукой, искусством, философией и т. д., а для этого им нужно работать. Труд – главный фактор общественного развития.


Если рассматривать структуру общества как сочетание четырех сфер общественной жизни, то можно выделить следующую иерархию: экономическая – социальная – политическая – духовная сферы.

В философском понимании общества используются понятия общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие – это материальная сторона жизни общества, ее производственная и воспроизводственная деятельность. В нее входят: способ производства благ, экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения и обмена, материальные аспекты жизни семьи, классов, наций и других форм человеческого сообщества. Общественное сознание – это духовная сторона жизни общества. В нее входят различные мнения, идеи, настроения, теории социальных групп.

Идеалистическое понимание истории утверждает превосходство общественного сознания над общественным бытием, а материалистические – превосходство общественного бытия над общественным сознанием.

Когда в общефилософском плане рассматривается соотношение сознания и бытия, то материализм понимает превосходство бытия прежде всего в генетическом аспекте. Это означает, что было такое время, когда материальное бытие, природная среда (в частности, на Земле) существовала, а сознания не было, и оно возникло на основе эволюции природной среды. А в обществе не может быть такого положения, что материальная сторона общественной жизни уже есть, а общественного сознания еще нет. Социальная реальность – единство материального и идеального. И тогда вопрос не в том, что существует раньше или позднее, а в том, играет ли материальная сторона жизни общества, материальные условия решающую роль по отношению к духовной жизни, или же духовная сторона жизни общества решает материальную.

Материальная и духовная стороны жизни общества находятся во взаимодействии. Но во взаимодействии есть активная и реактивная связи. Тогда с точки зрения материалистического понимания общества активная связь будет ориентирована от материального к идеальному, а реактивная – наоборот. С позиции идеалистического понимания общества ситуация будет обратной.


  1. Социальная структура общества. Классовый и стратификационный подходы к анализу структуры общества.


Социальная структура общества складывается из разных социальных групп и национальных общностей, которые взаимодействуют между собой в разных сферах жизни. Они связаны между собой экономическими, социальными, политическими и духовными отношениями. Основой социальной структуры общества являются общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и их результаты. В результате общественного разделения труда формируются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и села, умственного и физического труда. Отношение собственности экономически утверждает эту внутреннюю дифференциацию общества, определяющую его социальную структуру. К основным элементам социальной структуры общества можно отнести: классы; люди города и села; представители физического и умственного труда; сословия (т. е. социальные группы, место которых в обществе зависит не только от их положения в системе социально-экономических отношений, но также от устоявшихся традиций и правовых норм); социально-демографические группы – молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей; национальные общности – нации, этнические группы и др. Почти все эти социальные группы и национальные общности имеют разный состав и, в свою очередь, подразделяются на отдельные слои и группы с их собственными экономическими, социальными, политическими и другими интересами. На это указывает широко известная в западной социологии теория стратификации, которая делит общество на разные слои («страты») по различным критериям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т. д.



Стратификационный подход

Классовый подход в марксистском понимании

  • Приоритет в измерении той или иной характеристики (дохода, образования, доступа к власти);

  • Основание для разделения страт – комплекс характеристик, среди которых доступ к богатству имеет значительное значение;

  • Учет не только фактора противостояния, но и согласия, взаимозависимости разных социальных слоев.

  • Распределение групп по уровню неравенства в зависимости от наличия или отсутствия главного характеристики;

  • Основание для разделения классов – владение частной собственностью, дающей возможность получать прибыль;

  • Разбитие общества на конфликтные группы.


Социальная стратификация выполняет двойную роль – позволяет выделить социальные группы в данном обществе и дает характеристику социальной структуры данного общества. Социальная стратификация сохраняет определенную устойчивость в пределах конкретного исторического периода.


  1. Духовная сфера общества и ее основные элементы.

Исследование духовной жизни общества является одним из вопросов, которые еще не полностью определены в социальной философии. В последнее время появились попытки объективно охарактеризовать сферу духовной жизни общества.

Одним из достижений К. Маркса является выделение им понятия общественного сознания из "общего бытия" и "общего сознания" - одного из основных понятий философии. Объективный мир воздействует на человека и отражается в его представлениях, мыслях, идеях, теориях и других духовных явлениях, которые формируют общественное сознание.

Духовная сфера общества относится к взаимоотношениям людей в отношении духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Эта сфера развивается исторически и включает географические и национальные особенности общества, проявляясь в национальном характере (менталитете).

Существуют основные аспекты духовности:

1. Духовная жизнь человека имеет различные аспекты
, включая рациональные и эмоциональные аспекты, познавательные и ценностно-мотивационные элементы, осознанные и неясные аспекты, а также ориентацию на внешний и внутренний мир. Духовность объединяет все эти аспекты и состояния духовной жизни личности.

2. Духовность человека представляет собой идеальность. Идеальность означает, что человек воспринимает содержание мира в его чистом виде, свободном от объективных, материальных или пространственно-временных ограничений. Развитие и формирование идеальности сильно зависит от языка и категорийно-понятийного строя человеческого сознания. Духовность человека представляет собой идеальный мир, в котором человек существует, используя идеальные формы.

3. Духовность является внутренней, интимной жизнью человека. Она проявляется через внутреннее созерцание и развивается в идеальном пространстве и времени. Духовность человека полностью субъективна и представляет его собственное "Я", являясь особенностью этой личности. Духовность имеет субъективно-индивидуальный характер.

Духовность, в свою очередь, может быть определена как внутренняя жизнь человека, его индивидуальный идеальный мир.

Элементы духовной сферы общества включают:

  • Духовные потребности людей, которые возникают в результате социального взаимодействия.

  • Духовные ценности, такие как взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, а также духовное общение и создаваемый при этом морально-психологический климат.

  • Духовное потребление, то есть использование духовных ценностей.

  • Духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, основанные на эстетических, религиозных, нравственных отношениях.

  • Духовное производство.

Наиболее выдающиеся образцы духовного производства, получившие признание общества, становятся частью фонда духовной культуры социума и являются его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формирует свою личность и одновременно выступает как объект и субъект духовного производства. Для развития духовности используются система образования, воспитания, средства коммуникации и другие подходы. Однако значительную роль играют и самостоятельное усвоение духовных ценностей, самообразование и самовоспитание субъектом.


  1. Культура как система. Типология культур. Понятие цивилизации: историческое звучание и современные подходы



Культура представляет собой систему традиций, норм и результатов деятельности, которая определяет человеческую природу и ценность. Она передается от поколения к поколению, сохраняя социальный опыт. Философия культуры интересуется существованием культурных универсалий, которые формируют общий образ человеческого мира.

В русской философии культура имеет высокое нравственное значение. Она отражает дух православия, с его идеями добра, милосердия, справедливости и солидарности. Зло разрушает жизнь и гармонию, а добро творит их. Человеческая культура воплощает мораль и мудрость. Она выделяется самобытностью в образе жизни, традициях и экономических формах. Культура России отражает особую "русскую душу", мировоззрение и мироощущение. В ней важную роль играют духовные ценности, культ добра и справедливости, а не материальные вещи и коммерция. Россия находится на стыке Востока и Запада, что предопределяет ее способность к диалогу с другими культурами и обогащению благодаря этому взаимодействию.


Философия культуры обращается к проблеме многообразия культур, его причин и роли в истории. Она исследует взаимоотношения различных культур и выделяет общее, объединяющее их. Мировая культура представляет собой разнообразие культур и форм их взаимодействия. Границы между культурами возникают из-за их уникальности, определяемой условиями существования их общностей. Культурные различия также формируются под влиянием социальных и демографических факторов.

В докапиталистических обществах разнообразие культур формировалось в условиях изолированности регионов. Культура становится активной исторической силой. Сторонники общего взгляда на социальную эволюцию говорят о единстве человеческой истории, тогда как сторонники особого пути России подчеркивают ее уникальность и несвязность с другими цивилизациями. Спор между этими позициями не может быть разрешен логически.

Современная социальная философия ставит под вопрос понятия общности и уникальности социальных систем, культур и цивилизаций. Исследователи различными способами пытаются понять сущность цивилизации. Унитарный подход предполагает существование единой общечеловеческой культуры, где цивилизация является прогрессивным идеалом развития.