Файл: Тема Общество как целостная система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Карл Ясперс считает, что человеческая история является единым процессом, основанным на духовной составляющей человеческого бытия. Несмотря на разнообразие культур на разных стадиях развития, человечество имеет общие истоки и стремится к воссоединению. Стадиальный подход рассматривает этапы цивилизации как движение к прогрессу. Мировая история представляется одним направленным процессом, где все народы продвигаются по линии прогресса с разной скоростью. Локально-исторический подход считает, что существует множество локальных этнических цивилизаций, каждая из которых развивается автономно. Н.Я. Данилевский выделяет 12 культурно-исторических типов цивилизации, которые развиваются независимо друг от друга. В истории происходит смена различных культурно-исторических типов, и насильственное внедрение одной цивилизации может привести к конфликтам и краху. О. Шпенглер выделяет ряд культур, которые проходят однотипные стадии от зарождения до расцвета и заключительного этапа цивилизации. В современном понимании цивилизации выделяют аграрную, промышленную и информационную цивилизации, связанные с соответствующими эпохами и технологическим прогрессом.

Помимо представленных подходов, существуют другие, такие как социологический, космогенный, антропогенный и др. Литература разделяет цивилизации на локальные, западные, восточные, южные, традиционные, техногенные, современные планетарные и т.д. Все подходы к определению цивилизации имеют общие черты. Во-первых, цивилизация указывает на степень развития общества. Во-вторых, она не связана с единственным критерием, таким как способ производства, но основывается на широком круге общественных структур. В-третьих, цивилизация связана с изменениями в мировой истории XX века и общими тенденциями всех стран на современном этапе. В-четвертых, все подходы подчеркивают культурологические факторы в определении типа цивилизации. Цивилизация фиксирует конкретные особенности и взаимосвязи общественной жизни.


  1. Информационное общество. Виртуальное общество. Сетевое общество.

Информационное общество – это концепция, которая считает производство и использование информации главным фактором общественного развития. Она является разновидностью теории постиндустриального общества, и ее основу заложили Бжезинский, Белл и Тоффлер. Многие исследователи согласны с радикальным преобразованием жизни человечества, но часто анализируют проблему с одной стороны - политической, экономической или социальной. В результате возникло множество различных названий и определений. Тоффлер предложил термин "информационное общество", который отражает преемственность и новизну будущего общества. В информационном обществе происходит виртуализация, замещение реальных социальных отношений виртуальными образами. Оно
представляет собой новый глобальный процесс, отражающий реальные трансформации общества 21 века. Существуют два вида информационного общества - компьютерное и некомпьютерное. Компьютерное информационное общество связано с развитием процесса информатизации общества и использованием информационных технологий в различных сферах. Понятие сетевого общества все чаще используется философами и социологами, изучающими современную постиндустриальную эпоху. Однако оно представляет сложности для исследователей, так как требует понимания теории информации и коммуникации.

Понятие сетевого общества объединяет информатику и социологию для изучения новых социальных процессов. Интернет создает новые возможности для общения, получения информации, формирования социальных связей, бизнеса и развлечений. В сетевом обществе возникают особенности, такие как самоорганизация, децентрализация, неиерархическое структурирование и универсальная доступность. Интернет стимулирует формирование локальных связей, субкультур, социальных движений и общностей. Он также вызывает новые проблемы, включая права и свободы в информационном пространстве, влияние на демократические процессы, цифровые разрывы и электронный контроль.
Термины:
Глобализация – этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающийся особой интенсивностью.
Государство – основной политический институт, осуществляющий управление обществом, гражданами, материальными и культурными ценностями на определенной территории.
Информационное общество – одно из понятий, используемых для обозначения общественных систем «современного типа», для которых характерны лавинообразное распространение информационных технологий, превращение информации в важнейший социальный ресурс, наделение СМИ статусом «четвёртой ветви власти».
Класс – конечная или бесконечная совокупность выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое.
Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни.
Культурно-исторический тип – система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.


Ноосфера – наружная оболочка Земли, преобразованная разумной деятельностью людей в соответствии с познанными ими законами организованности биосферы.
Общественное бытие – это объективная сторона жизни общества – всё то, что независимо от человека и его сознания в широком аспекте.
Общественно-экономическая формация – в марксизме – стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
Общественные отношения – разного рода социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
Общественный договор – договор о создании общества и о том, чтобы поставить над собой власть, которая должна заботиться о них и предотвращать конфликты.
Общество – общность, союз, сотрудничество. Самая сложная из всех известных человеку систем. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
Природа Природа – «совокупность всего сущего», и одновременно «противостоящее человеку объективно существующий, развивающийся по своим законам и независимый от него мир».
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Страта – социальная элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенные неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным).
Цивилизация – одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Понятие возникло в эпоху Просвещения.
Конспект первоисточника:

  1. Д. Белл «Социальные рамки информационного общества»

  2. Смысловой план:

- постиндустриальное общество;

- Информация;

- Элита.

  1. В текущем веке новый социальный порядок, основанный на телекоммуникациях, станет определяющим для экологической, социальной и производственной сфер жизни. В контексте телекоммуникационной революции три аспекта постиндустриального общества играют особую роль:


1) переход от постиндустриального к сервисному обществу;

2) важность кодифицированного теоретического знания для технологических инноваций;

3) превращение "интеллектуальной технологии" в ключевой инструмент системного анализа и принятия решений.

Теоретическое знание приобретает огромное социальное значение в постиндустриальном обществе, играя роль направляющей силы социальных изменений. Вторая половина ХХ века была свидетелем слияния науки и инженерии, переопределяя саму сущность технологий. В это время развивались новые области научного знания, связанные с информационной теорией, кибернетикой, теорией принятия решений и теорией игр.

Белл подчеркивает, что все эти разработки, которые он называет "интеллектуальной технологией", заменяют интуитивные суждения четкими правилами принятия решений. Эта технология становится важным фактором в постиндустриальном обществе.

Белл утверждает, что в настоящем столетии телекоммуникации играют решающую роль в экономической, социальной и познавательной сферах, а также в характере труда людей. Революция в организации и обработке информации, с компьютерами в центре, происходит параллельно с формированием постиндустриального общества.

Белл отмечает пять основных проблем в слиянии технологий. Он рассматривает вопрос объединения телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель, а также роль различных каналов передачи данных, таких как микроволновые станции, спутники связи и коаксиальный кабель. Важно определить, какая система передачи данных будет преобладать и как будет распределена их доля.

Белл также подчеркивает, что информация является источником власти, и доступ к ней является условием свободы. Он исходит из предположения, что знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентами трансформации постиндустриального общества. Бурное развитие общественных изменений, особенно при использовании специфических технологий, неизбежно ставит перед обществом сложные политические проблемы. В ближайшие два десятилетия общество должно будет решать эти проблемы.

Современные общества становятся все более открытыми, и образование становится неотъемлемым условием для принадлежности к элите. В постиндустриальном обществе элитой становятся люди, обладающие знаниями. Такая элита обладает властью в институтах, связанных с интеллектуальной деятельностью, таких как исследовательские организации и университеты, но в политической арене она обладает лишь влиянием.


В целом, телекоммуникации играют существенную роль в формировании нового социального уклада в настоящем столетии. Они влияют на экологическую, социальную и производственную сферы жизни, а также на способы производства знаний. Это вызывает не только технические проблемы, но и сложные политические вопросы, которые требуют внимания и решения со стороны общества.

  1. Политические и технические вопросы все более переплетаются, и "элита знания" может предлагать технические решения, но не имеет власти принимать окончательные решения. Власть принимать решения принадлежит политикам, а не ученым или экономистам. Поэтому идея о том, что "элита знания" может стать новой "элитой власти", является сильно преувеличенной.




  1. С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций»

2. Смысловой план:

- Цивилизации;

- Взаимоотношения между цивилизациями;

- Столкновение цивилизаций.

3. Ключевая идея книги заключается в том, что в будущем главной осью мировой политики станет столкновение между "Западом и остальным миром", а реакция "незападных" цивилизаций на западную мощь и ценности будет играть важную роль. Автор утверждает, что основным источником проблемы будут конфликты между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям, а не идеология или экономика. Культурные различия станут определяющими границами и источниками конфликтов в будущем. Ранее конфликты разворачивались преимущественно между государями, но сейчас они превратились в столкновения между народами и правительствами. Автор определяет цивилизации как культурные общности, имеющие общие черты, такие как язык, история, религия, обычаи и институты, и отличающиеся друг от друга. Он прогнозирует, что будущий мир будет формироваться в результате взаимодействия нескольких крупных цивилизаций, и в этой связи столкновение между ними будет неизбежным. Автор выделяет несколько цивилизаций, между которыми возникнут значительные конфликты, и объясняет это глубокими различиями в истории, языке, культуре и религии, а также усилением взаимодействия между ними.

Процессы экономической модернизации и социальных изменений, протекающие по всему миру, приводят к размыванию традиционной идентификации людей с их местом проживания и ослаблению роли нации-государства как источника идентификации. В результате этой неполноценности возникает увеличенное влияние религии, что является "реваншем Бога", создавая основу для идентификации и принадлежности к общности, которая выходит за рамки национальных границ и способствует объединению цивилизаций.