Файл: Полезные ископаемые (на примере янао).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»


Конспект урока окружающего мира

по теме:

«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (НА ПРИМЕРЕ ЯНАО)»

3 класс

Подготовила:

учитель начальных классов

Дворниченко Светлана Александровна
г. Лабытнанги

2013 год
Тема: Полезные ископаемые (на примере ЯНАО).

Образовательные цели:

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Познакомить со свойствами и назначением основных полезных ископаемых.

4. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых, добываемых в Ямало-Ненецком автономном округе.

Развивающие цели:

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

3. Развивать интерес к научно-исследовательской деятельности.

Воспитательные цели:

1. Воспитание экологической культуры.

2. Воспитывать любовь к родному краю.

3. Воспитывать культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для

начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь и др.), презентация к уроку, плазменная панель, компьютер, карта Западной Сибири с обозначенными месторождениями, физическая карта Ямало-Ненецкого автономного округа, презентация «Полезные ископаемые Полярного Урала», презентация-тест «Полезные ископаемые»

Место урока в программе: урок является 3-им при изучении темы «Полезные ископаемые».

Задачи учителя: организовать практическую работу детей (в группах) по изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока
1.Создание ситуации успеха.

- Мы сегодня снова будем наблюдать,

выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!



- Отгадайте, о каких веществах идет речь?

Он черный, блестящий,

Нам помощник настоящий.

Он несет в дома тепло.

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь

Делать краску и эмаль (Каменный уголь) (слайд 2)

Она варилась долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи. (Железная руда) (слайд 3)

Росли на болоте растения….

А теперь это топливо и удобрение. (Торф) (слайд 4)

Без него не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть) (слайд 5)

Не кладут её в варенья,

Но кладут её в соленья,

Но кладут её в борщи,

В пюре, котлеты, рыбу, щи. (Каменная соль) (слайд 6)

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ) (слайд 7)

Покрывают им дороги,

улицы в селении;

а ещё он есть в цементе,

сам он – удобрение. (Известняк) (слайд 8)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок) (слайд 9)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина) (слайд 10)


Что за страшный камень это?

Непонятного он цвета….

Он из зерен состоит,

Называется….. (Гранит) (слайд 11)

2. Создание учебной ситуации.

- Какое общее понятие объединяет эту группу слов? (слайд 12) Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых России. На этот урок мне понадобится помощь консультанта-помощника из числа учеников. Прошу предлагать кандидатуры (дети вносят свои предложения).

-На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (слайд 13)

- Распределите перечисленные полезные ископаемые на группы? (слайд 14)

3. Решение частной задачи.

- Пользуясь полезными ископаемыми из раздаточного материала, физическими картами, энциклопедией опишите полезные ископаемые по следующему плану:

  • Название

  • Внешний вид

  • Свойства

  • Назначение (слайд 15)

1 группа – рудные полезные ископаемые (слайды 16-18)



2 группа – горючие полезные ископаемые (слайды 19-22)

3 группа – строительные полезные ископаемые (23-27)

-При выполнении работы вы можете воспользоваться помощью выбранного вами консультанта.

-Результаты занесите в таблицу (слайды 16-27)

Работая в группах, дети исследуют образцы и описывают их свойства. После этой работы проводится обсуждение результатов.

4.Работа с картой.

- Посмотрите на карту Западной Сибири (слайд 28).

-Пользуясь условными обозначениями расскажите о полезных ископаемых Западной Сибири (ответы обучающихся)

- Покажите на карте местонахождение Ямало-Ненецкого автономного округа.


- Какие полезные ископаемые добывают в нашем округе?

- Поэт Николай Шамсутдинов написал о подземных богатствах следующие строки:

Ямалу, постигаю, Я, немало

Давно – творя его историю, не зря

Тесна горам Полярного Урала

Таблица Менделеева, бодря

Воображенье….

Явленные щедро,

Они покинут свой студеный плен

В разломах жил, нахмуренные недра –

Хромиты, никель, злато,

Молибден, бариты, кобальт…

Правильный обычай –

Вперед!

На пользу людям

Покидая плен. (слайд 29)

-О каких полезных ископаемых упоминает поэт в своем стихотворении? (Хромиты, никель, молибден, бариты, кобальт)

-Где они добываются? (На Полярном Урале)

- Ученик нашего класса Барладян Никита провел исследовательскую работу, посвященную полезным ископаемым Полярного Урала, оформил ее в виде презентации и хочет предложить ее вашему вниманию.

5. Просмотр презентации «Полезные ископаемые Полярного Урала»

Обсуждение:


- О каких полезных ископаемых Полярного Урала вы узнали из работы Никиты?

Домашнее задание: подготовит сообщение о полезных ископаемых, добываемых на Ямале. (слайд 30)

6. Итоговая рефлексия.

Тест »Полезные ископаемые»

1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые:

  1. Шахта

  2. Карьер

  3. Месторождение

  4. Бассейн


2. Как называется открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые?

  1. Шахта

  2. Карьер

  3. Скважина

  4. Бассейн

3. Как называют ученых, которые занимаются поиском полезных ископаемых ?

  1. Геологи

  2. Археологи

  3. Спелеологи

  4. Географы

4. Какое полезное ископаемое относится к строительным полезным ископаемым?

  1. Мрамор

  2. Нефть

  3. Боксит

  4. Медная руда

5Какое полезное ископаемое относится к горючим полезным ископаемым?

  1. Известняк

  2. Нефть

  3. Гранит

  4. Песок .

6.Выбери полезное ископаемое, без которого в быту невозможно приготовить пищу:

  1. Известняк

2.Каменный угол

3.Природный газ

4.Железная руда

7. Какое полезное ископаемое относится к рудным полезным ископаемым?

  1. Каменный уголь

  2. Нефть

  3. Гранит

  4. Железная руда

8. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое добывают на Полярном Урале:

  1. Каменный уголь

  2. Нефть

  3. Бариты

  4. Железная руда

9. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое называют «черным золотом»:

  1. Каменный уголь

  2. Нефть

  3. Торф

  4. Глина

10. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое называют «солнечным камнем»:

  1. Каменный уголь

  2. Нефть

  3. Торф

  4. Глина

11. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое называют «коричневым углем»:

  1. Каменный уголь

  2. Нефть

  3. Торф

  4. Глина

12. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют как топливо:

  1. Мрамор

  2. Медь

  3. Торф

  4. Глина

13. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют для изготовления посуды:

  1. Известняк

  2. Нефть

  3. Торф

  4. Глина

14. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют для приготовления пищи:

  1. Известняк

  2. Нефть

  3. Каменная соль

  4. Глина

- Оцените свою работу, работу группы, работу консультанта.

Учащиеся подводят итог урока.

-Какой вид работы вам понравился?


– На каком этапе работы вы испытывали затруднения?

- В чем причины трудностей?