ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект урока окружающего мира
по теме:
«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (НА ПРИМЕРЕ ЯНАО)»
3 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
Дворниченко Светлана Александровна
г. Лабытнанги
2013 год
Тема: Полезные ископаемые (на примере ЯНАО).
Образовательные цели:
1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.
2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.
3. Познакомить со свойствами и назначением основных полезных ископаемых.
4. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых, добываемых в Ямало-Ненецком автономном округе.
Развивающие цели:
1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.
2. Развитие речи и памяти учащихся.
3. Развивать интерес к научно-исследовательской деятельности.
Воспитательные цели:
1. Воспитание экологической культуры.
2. Воспитывать любовь к родному краю.
3. Воспитывать культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.
Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для
начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь и др.), презентация к уроку, плазменная панель, компьютер, карта Западной Сибири с обозначенными месторождениями, физическая карта Ямало-Ненецкого автономного округа, презентация «Полезные ископаемые Полярного Урала», презентация-тест «Полезные ископаемые»
Место урока в программе: урок является 3-им при изучении темы «Полезные ископаемые».
Задачи учителя: организовать практическую работу детей (в группах) по изучению свойств полезных ископаемых.
Ход урока
1.Создание ситуации успеха.
- Мы сегодня снова будем наблюдать,
выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Отгадайте, о каких веществах идет речь?
Он черный, блестящий,
Нам помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь
Делать краску и эмаль (Каменный уголь) (слайд 2)
Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи. (Железная руда) (слайд 3)
Росли на болоте растения….
А теперь это топливо и удобрение. (Торф) (слайд 4)
Без него не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть) (слайд 5)
Не кладут её в варенья,
Но кладут её в соленья,
Но кладут её в борщи,
В пюре, котлеты, рыбу, щи. (Каменная соль) (слайд 6)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ) (слайд 7)
Покрывают им дороги,
улицы в селении;
а ещё он есть в цементе,
сам он – удобрение. (Известняк) (слайд 8)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок) (слайд 9)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина) (слайд 10)
Что за страшный камень это?
Непонятного он цвета….
Он из зерен состоит,
Называется….. (Гранит) (слайд 11)
2. Создание учебной ситуации.
- Какое общее понятие объединяет эту группу слов? (слайд 12) Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых России. На этот урок мне понадобится помощь консультанта-помощника из числа учеников. Прошу предлагать кандидатуры (дети вносят свои предложения).
-На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (слайд 13)
- Распределите перечисленные полезные ископаемые на группы? (слайд 14)
3. Решение частной задачи.
- Пользуясь полезными ископаемыми из раздаточного материала, физическими картами, энциклопедией опишите полезные ископаемые по следующему плану:
-
Название -
Внешний вид -
Свойства -
Назначение (слайд 15)
1 группа – рудные полезные ископаемые (слайды 16-18)
2 группа – горючие полезные ископаемые (слайды 19-22)
3 группа – строительные полезные ископаемые (23-27)
-При выполнении работы вы можете воспользоваться помощью выбранного вами консультанта.
-Результаты занесите в таблицу (слайды 16-27)
Работая в группах, дети исследуют образцы и описывают их свойства. После этой работы проводится обсуждение результатов.
4.Работа с картой.
- Посмотрите на карту Западной Сибири (слайд 28).
-Пользуясь условными обозначениями расскажите о полезных ископаемых Западной Сибири (ответы обучающихся)
- Покажите на карте местонахождение Ямало-Ненецкого автономного округа.
- Какие полезные ископаемые добывают в нашем округе?
- Поэт Николай Шамсутдинов написал о подземных богатствах следующие строки:
Ямалу, постигаю, Я, немало
Давно – творя его историю, не зря
Тесна горам Полярного Урала
Таблица Менделеева, бодря
Воображенье….
Явленные щедро,
Они покинут свой студеный плен
В разломах жил, нахмуренные недра –
Хромиты, никель, злато,
Молибден, бариты, кобальт…
Правильный обычай –
Вперед!
На пользу людям
Покидая плен. (слайд 29)
-О каких полезных ископаемых упоминает поэт в своем стихотворении? (Хромиты, никель, молибден, бариты, кобальт)
-Где они добываются? (На Полярном Урале)
- Ученик нашего класса Барладян Никита провел исследовательскую работу, посвященную полезным ископаемым Полярного Урала, оформил ее в виде презентации и хочет предложить ее вашему вниманию.
5. Просмотр презентации «Полезные ископаемые Полярного Урала»
Обсуждение:
- О каких полезных ископаемых Полярного Урала вы узнали из работы Никиты?
Домашнее задание: подготовит сообщение о полезных ископаемых, добываемых на Ямале. (слайд 30)
6. Итоговая рефлексия.
Тест »Полезные ископаемые»
1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые:
-
Шахта -
Карьер -
Месторождение -
Бассейн
2. Как называется открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые?
-
Шахта -
Карьер -
Скважина -
Бассейн
3. Как называют ученых, которые занимаются поиском полезных ископаемых ?
-
Геологи -
Археологи -
Спелеологи -
Географы
4. Какое полезное ископаемое относится к строительным полезным ископаемым?
-
Мрамор -
Нефть -
Боксит -
Медная руда
5Какое полезное ископаемое относится к горючим полезным ископаемым?
-
Известняк -
Нефть -
Гранит -
Песок .
6.Выбери полезное ископаемое, без которого в быту невозможно приготовить пищу:
-
Известняк
2.Каменный угол
3.Природный газ
4.Железная руда
7. Какое полезное ископаемое относится к рудным полезным ископаемым?
-
Каменный уголь -
Нефть -
Гранит -
Железная руда
8. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое добывают на Полярном Урале:
-
Каменный уголь -
Нефть -
Бариты -
Железная руда
9. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое называют «черным золотом»:
-
Каменный уголь -
Нефть -
Торф -
Глина
10. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое называют «солнечным камнем»:
-
Каменный уголь -
Нефть -
Торф -
Глина
11. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое называют «коричневым углем»:
-
Каменный уголь -
Нефть -
Торф -
Глина
12. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют как топливо:
-
Мрамор -
Медь -
Торф -
Глина
13. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют для изготовления посуды:
-
Известняк -
Нефть -
Торф -
Глина
14. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют для приготовления пищи:
-
Известняк -
Нефть -
Каменная соль -
Глина
- Оцените свою работу, работу группы, работу консультанта.
Учащиеся подводят итог урока.
-Какой вид работы вам понравился?
– На каком этапе работы вы испытывали затруднения?
- В чем причины трудностей?