Файл: Программа Интегрированные системы управления качеством Факультет фэм кафедра мск к защите допустить.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет
«ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина)»
(СПбГЭТУ «ЛЭТИ»)
Направление
27.04.02 – Управление качеством
Программа
Интегрированные системы управления качеством
Факультет
ФЭМ
Кафедра
МСК
К защите допустить
Зав. кафедрой
_______________
Семенов В.П.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
МАГИСТРА
Тема: РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОРРЕКТИРУЮЩИХ И
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
КАЧЕСТВА ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Студент
Евсеев Д.А.
подпись
Руководитель к.т.н., доцент
Никифоров И.Б.
(Уч. степень, уч. звание)
подпись
Консультант к.т.н., с.н.с., доцент
Буканин В.А.
подпись
Консультант
Белов В.А.
подпись
Санкт-Петербург
2017

2
ЗАДАНИЕ
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
Утверждаю
Зав. кафедрой МСК
____________ Семенов В.П.
«___»______________2017 г.
Студент
Евсеев Д.А.
Группа 1681
Тема работы: Разработка методики корректирующих и предупреждающих действий в системе менеджмента качества испытательной лаборатории
Место выполнения ВКР: кафедра МСК
Исходные данные (технические требования):
Содержание ВКР: 1.Теоретические аспекты корректирующих и предупреждающих действий в системе менеджмента качества
2.Разработка методики корректирующих и предупреждающих действий для испытательных лабораторий на основании метода восьми шагов (8D method)
3.Апробация методики в системе менеджмента качества испытательной лаборатории ООО «ТСК»
4.Специальные вопросы обеспечения безопасности
Перечень отчетных материалов: пояснительная записка, иллюстративный материал.
Дополнительный раздел: специальные вопросы обеспечения безопасности
Дата выдачи задания
Дата представления ВКР к защите
«13» марта 2017 г.
«22» мая 2017 г.
Студент
Евсеев Д.А.
Руководитель к.т.н., доцент
Никифоров И.Б.
(Уч. степень, уч. звание)

3
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Утверждаю
Зав. кафедрой МСК
____________ Семенов В.П.
«___»______________2017 г.
Студент
Евсеев Д.А.
Группа 1681
Тема работы: Разработка методики корректирующих и предупреждающих действий в системе менеджмента качества испытательной лаборатории
№ п/п
Наименование работ
Срок выполнения
1
Обзор литературы по теме работы
13.03 –
22.03 2
Разработка методики корректирующих и предупреждающих действий для испытательных лабораторий на основании метода восьми шагов (8D method)
23.03 –
04.04 3
Апробация методики в системе менеджмента качества испытательной лаборатории ООО «ТСК»
05.04 –
30.04 4
Специальные вопросы обеспечения безопасности
01.05 –
06.05 5
Оформление пояснительной записки
07.05 –
14.05 6
Оформление иллюстративного материала
15.05 –
21.05
Студент
Евсеев Д.А.
Руководитель к.т.н., доцент
Никифоров И.Б.
(Уч. степень, уч. звание)


4
Термины, определения, обозначения и сокращения
Требование: потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Дефект: невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.

5
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....................................................................................................................... 6
Глава 1 Теоретические аспекты корректирующих и предупреждающих действий в системе менеджмента качества .............................................................. 9 1.1 Понятия корректирующих и предупреждающих действий ....................... 9 1.2 Корректирующие и предупреждающие действия на основе цикла
Шухарта-Деминга .................................................................................................. 11 1.3 Метод восьми шагов (8D method) ............................................................... 26
Глава 2 Разработка методики корректирующих и предупреждающих действий для испытательных лабораторий на основании метода восьми шагов (8D method) ........................................................................................................................ 30 2.1 Характеристика
ООО «ТСК» и анализ корректирующих и предупреждающих действий испытательной лаборатории .............................. 30 2.2 Процедура корректирующих действий для испытательной лаборатории
ООО «ТСК» ............................................................................................................ 33 2.3 Программа предупреждающих действий для испытательной лаборатории ООО «ТСК» ..................................................................................... 44
Глава 3 Апробация методики в системе менеджмента качества испытательной лаборатории ООО «ТСК» ......................................................................................... 53 3.1 Применение корректирующих действий на основе метода «8 шагов» в испытательной лаборатории ООО «ТСК» .......................................................... 53 3.2 Эффективность от внедрения процедуры корректирующих действий в испытательной лаборатории ООО «ТСК» .......................................................... 61
ГЛАВА 4СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
..................................................................................................................................... 62
Заключение ................................................................................................................ 74
Список использованных источников ...................................................................... 77
Приложения ............................................................................................................... 79

6
Введение
Для обеспечения результативной и эффективной деятельности компании применяется система менеджмента качества, в рамках которой осуществляется своевременный анализ возникающих проблем, коррекция выявленных недостатков, применение корректирующих действий для предотвращения повторения подобных несоответствий, а также использование предупреждающих действий, благодаря которым можно идентифицировать потенциальную проблему и не допустить фактического ее проявления. Помимо этого, обязанность проведения данных процедур установлена в требованиях международного стандарта ИСО 9001:2015.
Переходя от теории к практике, при осуществлении своей деятельности компании различных отраслей сталкиваются с трудностями выявления причины несоответствий, их аналитикой и разработкой и применением корректирующих или предупреждающих действий, способствующих нивелировать возникающие риски.
Применение как корректирующих, так и предупреждающих действий осуществляется в результате проводимых в компании аудитов, оценки экспертным методом фактического и предполагаемого состояния компании.
Помимо указанного, исследуемые инструменты системы менеджмента качества применяются для минимизации потенциальных рисков и угроз. Исходя из того, какой характер выявленных несоответствий, к ним применяют корректирующие или предупреждающие действия.
Таким образом, корректирующие и предупреждающие действия относятся к ключевым инструментам совершенствования системы менеджмента качества, основанных на рискориентированном подходе – этим и обосновывается актуальность выбранной темы исследования.
Разработка и применение как корректирующих, так и предупреждающих действий в первую очередь необходима в компаниях, где присутствуют риски отказа оборудования, его некорректная работа, которые могут привести к


7 колоссальным убыткам компании, порче имеющейся репутации. К таким можно отнести инжиниринговые компании, имеющие испытательные лаборатории. Основываясь на все выше сказанное, объектом исследования выбрана испытательная лаборатория ООО «ТСК». Предметом исследования являются предупреждающие и корректирующие действия в системе менеджмента качества компании. В работе был применен процессный подход к разработке методики корректирующих и предупреждающих действий.
Цель исследования – создание методологических положений процедуры корректирующих действий для испытательной лаборатории и разработка практических рекомендаций по ее внедрению в систему менеджмента качества.
Для достижения поставленной цели следует решить такие задачи, как:
− проведение анализа понятийного аппарата корректирующих и предупреждающих действий;
− исследование существующих методик системы менеджмента качества, основанных на применении корректирующих и предупреждающих действий;
− анализ существующей системы менеджмента качества испытательной лаборатории ООО «ТСК»;
− идентификация недостатков системы менеджмента качества испытательной лаборатории ООО «ТСК» и определение области работы для разработки методики корректирующих и предупреждающих действий;
− разработать и апробировать методику корректирующих и предупреждающих действий для испытательной лаборатории
ООО «ТСК»;
− выявить эффективность внедрения в систему менеджмента качества испытательной лаборатории разработанной методики.
Исходя из установленных задач, была выстроена структура выпускной квалификационной работы. В первой главе описаны теоретические аспекты понятий корректирующих и предупреждающих действий, а также рассмотрены методики системы менеджмента качества, основанных на применении данных

8 действий. Во второй главе представлен анализ системы менеджмента качества
ООО «ТСК» и разработана методика корректирующих действий и методика предупреждающих действий для испытательной лаборатории ООО «ТСК». В заключительной, третьей главе, апробируется методика корректирующих действий, которая дополняет руководство по качеству испытательной лаборатории дополнительной процедурой корректирующих и предупреждающих действий, в большей степени, отвечающей за качество проводимых измерений.

9
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКТИРУЮЩИХ
И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
1.1 Понятия
корректирующих
и
предупреждающих
действий
Одним из важнейших требований для эффективной работы организации является быстрота реагирования на выявленные несоответствия и анализ выявленных проблемы, коррекцию/исправление проявившихся недостатков, использование корректирующих и предупреждающих действий позволяют выявить потенциальную проблему, не допустив ее проявления.
На практике, при анализе проблемы, и выявлением коренной (исходной) причины из-за которой возникло несоответствие, а также при разработке и внедрении корректирующих или предупреждающих действий имеют место определенные трудности.
Для усвоения разницы между коррекцией, корректирующим и предупреждающим действием рассмотрим их понятия и определения.
«Коррекция – действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия».
Это устранение последствий произошедшего несоответствия, такое как покос травы в поле, если он был не своевременно выполнен или заправка бака топливом, если он закончился в пути, замена рычага на автомобиле если он оторвался на кочке. С помощью коррекции минимизируются затраты в связи с ошибкой, которая уже произошла. Данная практика известна давно и успешно применяется на производствах.
«Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации».
Корректирующее действие находит и устраняет причины несоответствия и предотвращает появление их в будущем. Причинами несоответствия такого


10 как отслаивание краски с двери автомобиля может быть отсутствие достаточной влажности в помещении при проведении покрасочных работ.
Тогда корректирующие действие для данного примера будет изменение в технологию покраски. Но не стоит забывать, что могут проявляться и другие, более глубокие причины несоответствий. К примеру: Почему в технологической инструкции оказалась установлена влажность, не обеспечившая нормальной прокатки металла? Следовательно, у каждой причины есть свои причины проявиться. Устранение глубинных/коренных причин дает наибольший эффект, что предотвращает ошибки и затраты связанные с ним в будущем на предприятии. Одним из самых важных задач ставится повысить качество товара или услуги путем уменьшения причин, которые могут стать коренными для несоответствий.
«Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации».
Предупреждающие действия, направлено на исключение затрат за счет предотвращения несоответствий. Реализации предупреждающих действий является сложным процессом, который требует чутья и смекалки.
В условиях современного рынка организации, которые будут лучше владеть процедурами предупреждающих действий на любом этапе пусть даже проектирования или исполнении заказа, смогут определять причину несоответствия до наступления последствий, займут лидирующие позиции за счет наименьших затрат на устранения дефектов, брака и несоответствий. Иные организации будут в роле догоняющих.
Взаимоотношение между коррекцией, корректирующим действием и предупреждающим действием представлено в табл. 1.
Таблица 1 – Название таблицы
Название действия
Что делаем
Как сказывается на эффективности
Коррекция
Исправляем допущенную ошибку
Дополнительные затраты уже имеют место, пытаемся, по возможности,

11 их уменьшить, минимизировать, снизить их отрицательное влияние на эффективность производства.
Корректирующее действие
Устраняем причину допущенной ошибки, предотвращая тем самым ее возможное повторение
Затраты, связанные с допущенной ошибкой, были, посредством коррекции их максимально уменьшили, предотвращаем повторение этих затрат
Предупреждающее действие
Предвидим и предотвращаем ошибку
Избегаем затрат
Источник данных:
В реалиях современного мира организациям необходимо заботиться о своем имидже, и прежде всего за счет качества своих услуг и выпускаемого продукта. Время от времени на производстве возникают дефекты
(несоотвтествия), для поддержания своего имиджа компании необходимо вовремя распознать и незамедлительно среагировать на них. Для этого существует масса методов, такими являются метод 8D и цикл
Шухарта-Деминга.
1.2 Корректирующие и предупреждающие действия на
основе цикла Шухарта-Деминга
В общем виде, приложение цикла PDCA к применению коррекций, корректирующих и предупреждающих действий, представлено на рис. 1.
Как видно из рис. 1, при коррекции этап планирования является самым простым, т.е. входные данные сразу же содержат достаточно сформированное описание того, какую именно ошибку следует исправить, следовательно коррекция не вызывает никаких затруднений.
При корректирующем действии, следует уделить внимание на то, чтобы была выявлена коренная причина несоответствия, которую в жизни часто путают с последствиями этой коренной ошибки. Пример – в помещении


12 лаборатории обнаружили прибор с просроченной поверкой. Задаем вопрос – почему? Кажется лежащий на поверхности ответ – халатность ответственного, который не отдал прибор в поверку вовремя. Тем ни менее при ближайшем рассмотрении выясняется, что, например, до сведения этого человека своевременно не была доведена информация о назначении его ответственным за данный прибор. Таким образом, выясняется, что предполагаемая первопричина несоответствия, также является следствием более глубоко лежащей ошибки, т.е. человек не только не знал, что данный прибор необходимо поверять и, естественно, не предпринял никаких действий для решения этого вопроса, но, даже и не знал, что ответственный за эту процедуру.
Естественно, в этом примере можно задать еще вопрос, как так вышло, что назначенный ответственным, человек не ознакомили с распоряжением? Но это будет другое несоответствие, которое формулируется, как «ответственные лица своевременно не ознакомлены с распоряжением». Примечательно, что несоответствия влекут за собой другие, в результате работа системы в цеху была нарушена.
Для предупреждающего действия все намного сложнее, т.к. причины могут не «лежать на поверхности». При этом требуется много информации и серьезный анализ фактических исходных данных, умение делать объективный прогноз, основанный на знании основных теоретических зависимостей и положениях, а также на практическом опыте.
а)

13
б)
в)
Рисунок 1 Цикл Шухарта-Деминга и его применение к а) коррекции, б)
корректирующему действию в) предупреждающему действию
Коррекция, корректирующие и предупреждающие действия имеют разные цели, разную входную информацию и различные объекты анализа.
Этапы решения проблемы
Согласно циклу
Шухарта-Деминга, практическое проведение предупреждающего или корректирующего действия происходит путем выполнения последовательных этапов работы, направленных на:
– выявление возможного (потенциального) несоответствия;
– анализ возможного (при предупреждающем действии) или уже имеющего место (при корректирующем действии) несоответствия и поиск его коренной (исходной) причины;
– выработку возможных решений по устранению выявленной причины;

14
– выбор наиболее оптимального варианта устранения выявленной причины и планирование его реализации;
– реализацию выбранного решения по разработанному плану;
– проверку исполнения намеченных действий;
– анализ и оценку проведенной работы.
Графически последовательность перечисленных этапов на примере корректирующего действия представлена на рис. 2.
Рисунок 2 Последовательные этапы работы согласно циклу Шухарта-Деминга при
применении корректирующего действия
Следует только добавить, что в случае предупреждающего действия на рисунке 2 в разделе «Планирование» самым первым пунктом, перед анализом проблемы и поиском ее коренной причины, будет «выявление возможного
(потенциального) несоответствия».
Шаг
первый:
выявление
возможного
(потенциального)
несоответствия (применяется только при предупреждающем действии)
Использование предупреждающих действий – самый сложный этап по улучшению деятельности. Отметим, что для успешного применения предупреждающих действий от специалиста, требуется профессиональное мастерство, хорошие теоретические познания и достаточно опыта за плечами, а также способность маслить аналитически. Это тесно связано с тем, что истинное и своевременное выявление потенциальных несоответствий возможно