Файл: Облачные технологии при организации электронного и дистанционного обучения.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Реферат
на тему: «Облачные технологии при организации электронного и дистанционного обучения»
по дисциплине
«Технологии электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий»
ФИО студента | Зиганшина Екатерина Андреевна |
Направление подготовки | Юриспруденция |
Группа | ЮСТ-М-6-З-2022-1_ДИСТАНТ |
Москва 2023 г.
Первые идеи, связанные с облачными технологиями, появились на заре развития Интернета. Идея использования удаленных вычислительных мощностей не только для хранения данных, но и средств их обработки, появилась в середине 70-х годов, однако вплоть до 90-х развитие облачных технологий сдерживалось относительной неразвитостью сети Интернет, особенно в отношении низкой пропускной способности каналов. Качественный прорыв произошел с развитием мобильных устройств и сети Интернет в целом. Как следствие, облачные технологии ежегодно демонстрируют свое поступательное развитие вместе с ростом масштабов Всемирной сети [1]. Опытные пользователи используют их все чаще в повседневной работе с информационными потоками по причине удобства и экономии времени при условии наличия постоянного доступа к сети. Динамика информационных технологий стимулирует развитие системы дистанционного обучения, которые характеризуются высоким уровнем интерактивности и позволяют участвовать в процессе обучения в любое удобное время людям, находящимся в разных странах и имеющим выход в Интернет в удобном для человека ритме познавательной деятельности. Как и все активно развивающиеся технологии, облачные технологии ввиду своих явных плюсов проникают во все сферы человеческой жизни. Разумеется, в разных областях их внедрение происходит с разной скоростью. К сожалению, системы дистанционного обучения (СДО) пока активно не используют их потенциал рассмотрим, как облачные технологии могли бы быть интегрированы в систему дистанционного образования. Для примера возьмем СДО, описанную М.С. Чвановой и М.В. Храмовой в их монографии «Модернизация технологий дистанционного обучения наукоемких специальностей» [2], и посмотрим, где и как можно применить такие сервисы, как Google Drive, Dropbox и Evernote. Рассмотрим сервис «Диск Google» (англ. Google Drive) – облачное хранилище данных, принадлежащее компании Google Inc., позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах «в облаке» и делиться ими с другими пользователями в Интернете. После активации заменяет собой «Документы Google» [3].
Особенности сервиса:
– реализована возможность совместного доступа к документам;
– осуществлена поддержка 30 различных форматов для просмотра прямо в браузере;
– есть возможность покупки дополнительного места «в облаке» для хранения информации (до 16 Tb). Сервис «Dropbox»;
– облачное хранилище данных, принадлежащее компании Dropbox Inc., позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах компании «в облаке» и делиться ими с другими пользователями в Интернете. Работа построена на синхронизации данных [4]. Особенностью сервиса является предоставленная разработчиками возможность сохранения истории изменения файлов. Сервис «Evernote»;
– онлайн-сервис и ряд приложений для различных платформ, предназначенных для сохранения, синхронизации и поиска заметок, в том числе текстовых записей, веб-страниц, списка задач, перечня покупок, фотографий, картинок, электронной почты и т.д. [5].
Особенности сервиса:
– автоматическая синхронизация и доступ к заметкам из «Web», программы на компьютере и с мобильного телефона (Windows Mobile, Windows Phone 7, iPhone и Android);
– возможность сортировки заметок по категориям тегов;
– имеются фильтры для быстрого поиска заметок, включая имя, дата, теги, наличие картинки и т.д. При поиске также используется распознавание текста на картинках;
– букмарклет для создания заметок, сохранения в заметки выделенного текста, Web-страницы целиком, а также создания «попутных» записей прямо из Web-браузера;
– возможность совместного доступа к отдельным блокнотам;
– возможность ставить гео-метки для заметок, которые позволяют, например, найти заметки, сделанные в определенном радиусе;
– распознавание печатного и рукописного текста в изображениях для русского, английского, французского и немецкого языков; – многофакторный поиск заметок по разным признакам;
– распознавание и анализ рукописного ввода «цифровыми чернилами» (digital ink);
– сглаживание текста «цифровых чернил» [6].
Можно смело сказать, что в значительную часть приведенных в таблице структурных элементов прекрасно вписались бы проанализированные выше сервисы облачных технологий. А именно, в подсистемы: «Деканат», Информационно-знаниевая, Лабораторные практикумы, Подсистема коммуникаций, Подсистема проектной деятельности и Библиотека учебных материалов.
Рассмотрим, как можно интегрировать «облака» в каждую подсистему подробно. Подсистема «Деканат».
Основная цель, преследуемая этой подсистемой, это информационная поддержка по организационным вопросам обучения, а также запись на различные курсы и информация о расписании занятий, курсов и т.д. Google Drive прекрасно бы вписался в эту подсистему, необходимо создать всего один файл с расписанием и предоставить к нему доступ студентам и преподавателям. Используя возможность комментирования файлов, преподаватель в любое время может оставлять пометки о занятиях, будь оно перенесено на другое число, либо в другую аудиторию, разумеется студенты заблаговременно будут извещены. Сотрудники деканата так же смогут вносить необходимые изменения в расписание и быть уверены, что эти изменения не останутся незамеченными.
Информационно-знаниевая подсистема. Очевидно, что хранить информацию по курсу: лекции, практические и лабораторные задания – лучше всего в одном месте, поэтому целесообразно использовать такие сервисы, как Google Drive и Dropbox. Преподавателю достаточно один раз загрузить необходимые данные на сервер и дать доступ студентам, причем опять же все изменения, добавление или исключение материалов будут синхронизированы и отображены у всех участников обучения.
Так же в данную подсистему отлично вписывается Evernote. У каждого преподавателя есть набор своих веб ресурсов, которые он постоянно посещает и откуда «черпает» необходимую информацию. Evernote помогает сохранить и организовать данные материалы. Так же достаточно предоставить доступ к своим заметкам студентам, и они всегда будут иметь дополнительную информацию по курсу, одобренную их преподавателем.
Подсистема лабораторных практикумов. Практические задачи, как правило, предоставляются преподавателем в виде файлов, поэтому не вижу смысла отмечать, что эти файлы удобно хранить в «облаках». Рассмотрим данную подсистему с другой стороны, а именно предоставление результата выполнения работы студентом и проверка его преподавателем. Довольно часто отчет о лабораторной работе — это либо текстовый файл, либо презентация, эти файлы удобно создавать в Google Drive, и здесь сразу решается проблема совместимости операционных систем, а это очень важно, так как в вузах используются продукты семейства Windows, а повсеместно растет доля применения бесплатных альтернативных продуктов, в частности операционных систем семейства Linux, а совместимость файлов, созданных в разных системах, к сожалению, хромает. Поэтому используя возможности Google не стоит об этом задумываться, достаточно выполнить задание и предоставить доступ к нему преподавателю либо методисту, осуществляющему контроль над выполнением работы. После проверки, используя механизм комментирования, который прекрасно реализован в Google Drive, проверяющий может оставить свои комментарии, указать на недочеты и неточности, и все эти данные будут постоянно храниться, и к ним можно всегда обратиться при выполнении последующих задач. Подсистема коммуникаций.
Подсистема коммуникаций предполагает общение между всеми участниками научной деятельности; разумеется, облачные сервисы не являются средством общения как таковым, но это не значит, что они не предоставляют подобной возможности в рамках своей концепции. В Google Drive встроен функционал чата, который позволяет общаться. Эта прекрасная мелочь позволит преподавателю общаться со студентом непосредственно на тему его работы, держа ее перед глазами, также можно устраивать групповые чаты, для того чтобы на примере одной работы разъяснить обучающимся пути ее решения, распространенные ошибки и т.д.
Подсистема проектной деятельности. Работа над проектом подразумевает исполнение промежутка времени, это может быть месяц, семестр или даже учебный год, в зависимости от сложности поставленной задачи. Если изначально начать работу по проектам в сервисах облачных технологий, то можно сразу решить следующую проблему: обеспечить доступность данных по проекту в любой момент времени с любого устройства. Как правило, интересная мысль может прийти в голову не только во время непосредственной работы над проектом, а также и во время поездки в общественном транспорте или на лекции по какой-либо дисциплине. Так же руководитель постоянно имеет доступ к проекту и контролирует его на каждом этапе, не позволяя обучаемому «сбиться с правильного пути». Разумеется, работа над серьезным проектом подразумевает привлечение дополнительных специалистов. Это могут быть сотрудники других вузов либо эксперты предметной области. Достаточно предоставить участникам проекта доступ к файлу либо группе файлов и можно в реальном режиме времени обсуждать, комментировать и выполнять работу в группе, что выводит проект на качественно новый уровень.
Подсистема «Библиотека учебных материалов». Как показывает практика, у людей, занимающихся наукой, очень много не систематизированной информации по преподаваемой (изучаемой) дисциплине. По мере развития специалиста и развития области знания в целом объем этой информации только увеличивается, и не всегда преподаватель в силах найти то, что нужно в данный, конкретный момент студенту, не всегда может быть под рукой собственный компьютер или диск с данными. Если хранить и организовать свои данные в «облачных» сервисах, эта проблема решается сама собой. Сервис Dropbox и Google Drive позволяет хранить файлы и материалы по изучаемой дисциплине и постоянно иметь к ним доступ, а сервис Evernote позволяет систематизировать полезные и интересные статьи и Web-сайты. Давая доступ студенту к подобным хранилищам данных, можно быть уверенным, что студент найдет именно то, что ему нужно, и без проблем сможет справиться с поставленной задачей.
Подводя итог ко всему вышесказанному, хочется отметить, что «облачные» технологии стали бы отличным помощником в системах дистанционного обучения, данные технологии становятся все доступнее и доступнее, а обучиться работе с ними не составляет особого труда.
Список использованных источников:
1. Развитие облачных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://www.iaas.su/article/razvitie oblachnyh-tehnologiy/;
2. Чванова М.С., Храмова М.В. Модернизация технологий дистанционного обучения наукоемких специальностей: монография. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С. 174-180;
3. Диск Google [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Диск_Google;
4. Dropbox [Электронный ресурс]. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/Dropbox;
5. Evernote [Электронный ресурс]. URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/Evernote;
6. Знакомство с веб-клиентом Evernote [Электронный ресурс]. URL: http://evernote.com/intl/ ru/evernote/guide/web/.