Файл: 1. Основные теории происхождения права краткая характеристика. Теологическая теория происхождения права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Основные теории происхождения права: краткая характеристика.
2. Теологическая теория происхождения права.
Ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя.
Право, есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.11Фома Аквинский развивал учение, согласно которому мир основан на иерархии форм ( божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. По его мнению, по тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.
Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение.
На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие Естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Вечный закон – это сам божественный разум, управляющий миром, его часть составляет Божественный закон, который содержится в Библии. Этот закон необходим людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, не дающего возможности людям самим прийти к единому представлению о правде. Во-вторых, Библия должна помочь им в этом. От него производны все другие законы. В частности, от него производен естественный закон, который есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах. Человеческий закон – это позитивное право, выражающее требования естественного закона, подкреплённые санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. Но любое выступление против законной власти он считал смертным грехом.
Теологическая теория - это ответ на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение божественной воли) и справедливость..
Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема.
3. Естественно-правовая теория происхождения права.
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII в. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.
Основные идеи:
в рамках данной доктрины разделяются право и закон наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми гос-вом, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право;
отождествляются право и мораль (по мнению представителей этой теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);
источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от бога.
Достоинства:
это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;
провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и гос. структур.
Слабые стороны.
такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей;
такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
4. Историческая теория происхождения права.
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII - начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.
Основные идеи:
право – историч. явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юр. последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национ. духа, глубин народного сознания и т.д.;
представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.
Достоинства:
впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.
Слабые стороны.
данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.
5. Психологическая теория происхождения права.
Психологическая теория права была разработана российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким в начале xx в. Суть ее изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе приверженцев, последователей этой теории: А. Росс, Г. Гурвич, М.А. Рейснер. Психологическая теория оказала большое влияние на развитие правовых исследований, в том числе на современную американскую теорию права. Л.И. Петражицкий направил свое внимание на психологическую сторону формирования правового поведения, вынося его даже за рамки интеллектуальной стороны. Он считал, что особенная природа явлений права находится в сфере эмоционального, в области переживаний, но никак не в области разума. Данное право он назвал интуитивным, отличая его от права позитивного. К последнему он относил нормы, веления, запреты, которые были направлены к лицам, находящимся в подчиненном отношении к праву и правоотношениям. Интуитивное право, по Петражицкому, определяет психологическое отношение адресата к объективному, официальному (позитивному) праву.
Таким образом, можно выделить основные положения психологической теории права, а именно:
1) психологическая теория права, которая различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право;
2) позитивное право – действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права;
3) интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенные действия.
Достоинства психологической теории права
Теория обращает свое внимание на психологическую сторону воздействия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. И на самом деле, если цепь правовых предписаний перевести в качество действительного правомерного поведения переживания и чувства индивида, его психологические импульсы станут тем последним звеном, которое напрямую соприкасается с конкретным поведением, таким образом определяет его. Действительно, право не сможет регулировать поведение по‑другому, только через интеллектуально‑психологическую сферу человека.
Недостатки
Но нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения человека свести лишь к психологической или эмоциональной сфере человеческой личности. Недостаточно объяснять все исключительно ей или только из нее. Необходимо учитывать одновременно как специально‑юридические, так и общесоциальные факторы и механизмы, которые имеют здесь не меньшее значение.
6. Нормативистская теория происхождения права.
В современной юридической литературе существует большое количество концепций, которые рассматривают вопросы происхождения и возможности развития, изучения права. Наиболее распространенными из них являются:
1) естественно‑правовая теория;
2) историческая школа права;
3) психологическая теория права;
4) социологическая теория права;
5) нормативистская школа права.
Нормативистская теория права– теория, которая была создана в начале xx в.
Основные положения:
1) весь мир делится на реальную общественную жизнь, «мир сущего»;
2) и на не связанное с ним право, «мир должного», которое представляет собой пирамиду, в основании которой расположены индивидуальные акты, а на вершине – «основная норма».
Главными представителями нормативистской школы права считаютГ. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева.
К нормативистам в широком смысле слова в современной юридической литературе относят всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, построением юридических понятий и схем, не касаясь вопросов социологии и психологии, а главным образом – политики.
Нормы правапредставители данной школы определяли как некую совокупность норм, как что‑то замкнутое само в себе. Они также пытаются объяснять их не общественно‑производственными отношениями и не сложившимися международными условиями, а лишь исходя из самих по себе норм.
Государствонормативисты рассматривают как «единство внутреннего смысла правовых положений», а также как проявление полной «социальной солидарности». Они подвергают критике то положение, что право является проявлением воли господствующих в обществе классов, не признают того, что юридические законы берут основу для своего содержания в определенных экономических, а также производственных условиях, которые доминируют в соответствующем обществе.
Свой подход имеют нормативисты и кметодам изучения права.Нормативизм и его сторонники считают право областью чистого долженствования и в результате полагают его независимым от того, как применяются и применяются ли вообще его предписания в существующем мире. Поэтому нормативисты утверждают, что к праву совершенно нельзя применять такой метод, которым изучают явления реальной действительности. Таким образом, метод, который пропагандирует Кельзен и его сторонники, является не чем иным, как традиционным юридическим методом догматиков. Основное его отличие в том, что он «обоснованный» философской аргументацией, которая была заимствована нормативистами у неокантианцев, а также у других современных философских течений (в частности, у махистов). По мнению теоретика нормативистской школы Кельзена, наука, изучающая право, обязана быть чем‑то вроде алгебры права или логики права, а именно системой отвлеченных формул.
Современные сторонники нормативистской школы также поддерживают концепцию о примате международного права над внутригосударственным и идею о возможности создания «мирового государства» и «мирового правительства».
7. Социологическая теория происхождения права.
Социологическая теория зародилась в середине ХIХ в. Родоначальник –Р.Ф.Иеринг
Сущность социологической теориисводится к тому, что центральным понятием правопорядка является понятие правопритязания. В свою очередь правопритязание сводится к определенному интересу, который может быть обеспечен средствами права. Т.о. право – это совокупность действительных отношений в обществе по поводу интересов отдельных субъектов права. По Иерингу, создание и цель правоотношений определяют не абстрактные принципы, типа «каждому приплетается свое» или «никому не навреди», а конкретные интересы конкретных людей. Соответственно, теория естественного права не является надежным масштабом для идентификации и защиты определенного интереса. Теория Иеринга была, прежде всего, направлена против «юриспруденции понятий».Согласно социологической теории, каждый интерес можно представить в качестве финансового правопритязания. Последователи Иеринга в Германии несколько ослабили универсальные аспекты теории и стали сводить проблемы социологии права к так называемому судейскому праву. Они полагали, что действительным или живым правом является лишь совокупность судейских решений.
Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.
Достоинства: 1)Впервые в юриспруденции основы правопорядка были признаны конкретные интересы и потребности реальных людей, а не абстрактные волеизъявления. Этими была признана особая роль юриспруденции как практической науки. 2) Через социологию юриспруденция стала открытой для взаимодействия с другими социальными науками. Соответственно, право было признано элементом социальной структуры на ряду с экономикой, политикой, социальной психологией.
Недостатки: 1)Право не является совокупностью притязаний людей, основанных на конкретных интересах. В общественном правосознании, особенно доктриальном (научного осмысления) большое значение имеют абстракции, различные функции, презумпции общих принципов права (принципы равноправия). 2)Чрезмерная социализация права может привести к утрате собственного предмета юриспруденции. Так как юрист, прежде всего, как социолог, экономист или политолог мыслит фактами. 3)Отождествление живого права с судебным правом принижает роль законодателя и может привести к судейскому произволу. Судейское правотворчество начинает подменять законодательство.
8. Марксистская теория происхождения права.
Эта теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.
Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).
В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей.
Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его.
Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.
Суть марксистской теории правасоставляют следующие положения:
» в основе теории лежит классовый подход;
» право - возведенная в закон воля правящего класса;
» право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;
» право устанавливается и охраняется государством.
Положительные стороны теории:
подведение экономического базиса под вопрос изучения права;
трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права;
показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
обращает внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.
1. Основные теории происхождения права: краткая характеристика.
2. Теологическая теория происхождения права.
Ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя.
Право, есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.11Фома Аквинский развивал учение, согласно которому мир основан на иерархии форм ( божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. По его мнению, по тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.
Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение.
На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие Естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Вечный закон – это сам божественный разум, управляющий миром, его часть составляет Божественный закон, который содержится в Библии. Этот закон необходим людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, не дающего возможности людям самим прийти к единому представлению о правде. Во-вторых, Библия должна помочь им в этом. От него производны все другие законы. В частности, от него производен естественный закон, который есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах. Человеческий закон – это позитивное право, выражающее требования естественного закона, подкреплённые санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. Но любое выступление против законной власти он считал смертным грехом.
Теологическая теория - это ответ на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение божественной воли) и справедливость..
Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема.
3. Естественно-правовая теория происхождения права.
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII в. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.
Основные идеи:
в рамках данной доктрины разделяются право и закон наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми гос-вом, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право;
отождествляются право и мораль (по мнению представителей этой теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);
источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от бога.
Достоинства:
это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;
провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и гос. структур.
Слабые стороны.
такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей;
такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
4. Историческая теория происхождения права.
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII - начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.
Основные идеи:
право – историч. явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юр. последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национ. духа, глубин народного сознания и т.д.;
представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.
Достоинства:
впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.
Слабые стороны.
данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.
5. Психологическая теория происхождения права.
Психологическая теория права была разработана российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким в начале xx в. Суть ее изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе приверженцев, последователей этой теории: А. Росс, Г. Гурвич, М.А. Рейснер. Психологическая теория оказала большое влияние на развитие правовых исследований, в том числе на современную американскую теорию права. Л.И. Петражицкий направил свое внимание на психологическую сторону формирования правового поведения, вынося его даже за рамки интеллектуальной стороны. Он считал, что особенная природа явлений права находится в сфере эмоционального, в области переживаний, но никак не в области разума. Данное право он назвал интуитивным, отличая его от права позитивного. К последнему он относил нормы, веления, запреты, которые были направлены к лицам, находящимся в подчиненном отношении к праву и правоотношениям. Интуитивное право, по Петражицкому, определяет психологическое отношение адресата к объективному, официальному (позитивному) праву.
Таким образом, можно выделить основные положения психологической теории права, а именно:
1) психологическая теория права, которая различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право;
2) позитивное право – действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права;
3) интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенные действия.
Достоинства психологической теории права
Теория обращает свое внимание на психологическую сторону воздействия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. И на самом деле, если цепь правовых предписаний перевести в качество действительного правомерного поведения переживания и чувства индивида, его психологические импульсы станут тем последним звеном, которое напрямую соприкасается с конкретным поведением, таким образом определяет его. Действительно, право не сможет регулировать поведение по‑другому, только через интеллектуально‑психологическую сферу человека.
Недостатки
Но нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения человека свести лишь к психологической или эмоциональной сфере человеческой личности. Недостаточно объяснять все исключительно ей или только из нее. Необходимо учитывать одновременно как специально‑юридические, так и общесоциальные факторы и механизмы, которые имеют здесь не меньшее значение.
6. Нормативистская теория происхождения права.
В современной юридической литературе существует большое количество концепций, которые рассматривают вопросы происхождения и возможности развития, изучения права. Наиболее распространенными из них являются:
1) естественно‑правовая теория;
2) историческая школа права;
3) психологическая теория права;
4) социологическая теория права;
5) нормативистская школа права.
Нормативистская теория права– теория, которая была создана в начале xx в.
Основные положения:
1) весь мир делится на реальную общественную жизнь, «мир сущего»;
2) и на не связанное с ним право, «мир должного», которое представляет собой пирамиду, в основании которой расположены индивидуальные акты, а на вершине – «основная норма».
Главными представителями нормативистской школы права считаютГ. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева.
К нормативистам в широком смысле слова в современной юридической литературе относят всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, построением юридических понятий и схем, не касаясь вопросов социологии и психологии, а главным образом – политики.
Нормы правапредставители данной школы определяли как некую совокупность норм, как что‑то замкнутое само в себе. Они также пытаются объяснять их не общественно‑производственными отношениями и не сложившимися международными условиями, а лишь исходя из самих по себе норм.
Государствонормативисты рассматривают как «единство внутреннего смысла правовых положений», а также как проявление полной «социальной солидарности». Они подвергают критике то положение, что право является проявлением воли господствующих в обществе классов, не признают того, что юридические законы берут основу для своего содержания в определенных экономических, а также производственных условиях, которые доминируют в соответствующем обществе.
Свой подход имеют нормативисты и кметодам изучения права.Нормативизм и его сторонники считают право областью чистого долженствования и в результате полагают его независимым от того, как применяются и применяются ли вообще его предписания в существующем мире. Поэтому нормативисты утверждают, что к праву совершенно нельзя применять такой метод, которым изучают явления реальной действительности. Таким образом, метод, который пропагандирует Кельзен и его сторонники, является не чем иным, как традиционным юридическим методом догматиков. Основное его отличие в том, что он «обоснованный» философской аргументацией, которая была заимствована нормативистами у неокантианцев, а также у других современных философских течений (в частности, у махистов). По мнению теоретика нормативистской школы Кельзена, наука, изучающая право, обязана быть чем‑то вроде алгебры права или логики права, а именно системой отвлеченных формул.
Современные сторонники нормативистской школы также поддерживают концепцию о примате международного права над внутригосударственным и идею о возможности создания «мирового государства» и «мирового правительства».
7. Социологическая теория происхождения права.
Социологическая теория зародилась в середине ХIХ в. Родоначальник –Р.Ф.Иеринг
Сущность социологической теориисводится к тому, что центральным понятием правопорядка является понятие правопритязания. В свою очередь правопритязание сводится к определенному интересу, который может быть обеспечен средствами права. Т.о. право – это совокупность действительных отношений в обществе по поводу интересов отдельных субъектов права. По Иерингу, создание и цель правоотношений определяют не абстрактные принципы, типа «каждому приплетается свое» или «никому не навреди», а конкретные интересы конкретных людей. Соответственно, теория естественного права не является надежным масштабом для идентификации и защиты определенного интереса. Теория Иеринга была, прежде всего, направлена против «юриспруденции понятий».Согласно социологической теории, каждый интерес можно представить в качестве финансового правопритязания. Последователи Иеринга в Германии несколько ослабили универсальные аспекты теории и стали сводить проблемы социологии права к так называемому судейскому праву. Они полагали, что действительным или живым правом является лишь совокупность судейских решений.
Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.
Достоинства: 1)Впервые в юриспруденции основы правопорядка были признаны конкретные интересы и потребности реальных людей, а не абстрактные волеизъявления. Этими была признана особая роль юриспруденции как практической науки. 2) Через социологию юриспруденция стала открытой для взаимодействия с другими социальными науками. Соответственно, право было признано элементом социальной структуры на ряду с экономикой, политикой, социальной психологией.
Недостатки: 1)Право не является совокупностью притязаний людей, основанных на конкретных интересах. В общественном правосознании, особенно доктриальном (научного осмысления) большое значение имеют абстракции, различные функции, презумпции общих принципов права (принципы равноправия). 2)Чрезмерная социализация права может привести к утрате собственного предмета юриспруденции. Так как юрист, прежде всего, как социолог, экономист или политолог мыслит фактами. 3)Отождествление живого права с судебным правом принижает роль законодателя и может привести к судейскому произволу. Судейское правотворчество начинает подменять законодательство.
8. Марксистская теория происхождения права.
Эта теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.
Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).
В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей.
Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его.
Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.
Суть марксистской теории правасоставляют следующие положения:
» в основе теории лежит классовый подход;
» право - возведенная в закон воля правящего класса;
» право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;
» право устанавливается и охраняется государством.
Положительные стороны теории:
подведение экономического базиса под вопрос изучения права;
трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права;1. Основные теории происхождения права: краткая характеристика.
2. Теологическая теория происхождения права.
Ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя.
Право, есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.11Фома Аквинский развивал учение, согласно которому мир основан на иерархии форм ( божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. По его мнению, по тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.
Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение.
На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие Естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Вечный закон – это сам божественный разум, управляющий миром, его часть составляет Божественный закон, который содержится в Библии. Этот закон необходим людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, не дающего возможности людям самим прийти к единому представлению о правде. Во-вторых, Библия должна помочь им в этом. От него производны все другие законы. В частности, от него производен естественный закон, который есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах. Человеческий закон – это позитивное право, выражающее требования естественного закона, подкреплённые санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. Но любое выступление против законной власти он считал смертным грехом.
Теологическая теория - это ответ на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение божественной воли) и справедливость..
Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема.
3. Естественно-правовая теория происхождения права.
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII в. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.
Основные идеи:
в рамках данной доктрины разделяются право и закон наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми гос-вом, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право;
отождествляются право и мораль (по мнению представителей этой теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);
источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от бога.
Достоинства:
это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;
провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и гос. структур.
Слабые стороны.
такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей;
такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
4. Историческая теория происхождения права.
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII - начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.
Основные идеи:
право – историч. явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юр. последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национ. духа, глубин народного сознания и т.д.;
представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.
Достоинства:
впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.
Слабые стороны.
данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.
5. Психологическая теория происхождения права.
Психологическая теория права была разработана российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким в начале xx в. Суть ее изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе приверженцев, последователей этой теории: А. Росс, Г. Гурвич, М.А. Рейснер. Психологическая теория оказала большое влияние на развитие правовых исследований, в том числе на современную американскую теорию права. Л.И. Петражицкий направил свое внимание на психологическую сторону формирования правового поведения, вынося его даже за рамки интеллектуальной стороны. Он считал, что особенная природа явлений права находится в сфере эмоционального, в области переживаний, но никак не в области разума. Данное право он назвал интуитивным, отличая его от права позитивного. К последнему он относил нормы, веления, запреты, которые были направлены к лицам, находящимся в подчиненном отношении к праву и правоотношениям. Интуитивное право, по Петражицкому, определяет психологическое отношение адресата к объективному, официальному (позитивному) праву.
Таким образом, можно выделить основные положения психологической теории права, а именно:
1) психологическая теория права, которая различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право;
2) позитивное право – действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права;
3) интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенные действия.
Достоинства психологической теории права
Теория обращает свое внимание на психологическую сторону воздействия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. И на самом деле, если цепь правовых предписаний перевести в качество действительного правомерного поведения переживания и чувства индивида, его психологические импульсы станут тем последним звеном, которое напрямую соприкасается с конкретным поведением, таким образом определяет его. Действительно, право не сможет регулировать поведение по‑другому, только через интеллектуально‑психологическую сферу человека.
Недостатки
Но нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения человека свести лишь к психологической или эмоциональной сфере человеческой личности. Недостаточно объяснять все исключительно ей или только из нее. Необходимо учитывать одновременно как специально‑юридические, так и общесоциальные факторы и механизмы, которые имеют здесь не меньшее значение.
6. Нормативистская теория происхождения права.
В современной юридической литературе существует большое количество концепций, которые рассматривают вопросы происхождения и возможности развития, изучения права. Наиболее распространенными из них являются:
1) естественно‑правовая теория;
2) историческая школа права;
3) психологическая теория права;
4) социологическая теория права;
5) нормативистская школа права.
Нормативистская теория права– теория, которая была создана в начале xx в.
Основные положения:
1) весь мир делится на реальную общественную жизнь, «мир сущего»;
2) и на не связанное с ним право, «мир должного», которое представляет собой пирамиду, в основании которой расположены индивидуальные акты, а на вершине – «основная норма».
Главными представителями нормативистской школы права считаютГ. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева.
К нормативистам в широком смысле слова в современной юридической литературе относят всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, построением юридических понятий и схем, не касаясь вопросов социологии и психологии, а главным образом – политики.
Нормы правапредставители данной школы определяли как некую совокупность норм, как что‑то замкнутое само в себе. Они также пытаются объяснять их не общественно‑производственными отношениями и не сложившимися международными условиями, а лишь исходя из самих по себе норм.
Государствонормативисты рассматривают как «единство внутреннего смысла правовых положений», а также как проявление полной «социальной солидарности». Они подвергают критике то положение, что право является проявлением воли господствующих в обществе классов, не признают того, что юридические законы берут основу для своего содержания в определенных экономических, а также производственных условиях, которые доминируют в соответствующем обществе.
Свой подход имеют нормативисты и кметодам изучения права.Нормативизм и его сторонники считают право областью чистого долженствования и в результате полагают его независимым от того, как применяются и применяются ли вообще его предписания в существующем мире. Поэтому нормативисты утверждают, что к праву совершенно нельзя применять такой метод, которым изучают явления реальной действительности. Таким образом, метод, который пропагандирует Кельзен и его сторонники, является не чем иным, как традиционным юридическим методом догматиков. Основное его отличие в том, что он «обоснованный» философской аргументацией, которая была заимствована нормативистами у неокантианцев, а также у других современных философских течений (в частности, у махистов). По мнению теоретика нормативистской школы Кельзена, наука, изучающая право, обязана быть чем‑то вроде алгебры права или логики права, а именно системой отвлеченных формул.
Современные сторонники нормативистской школы также поддерживают концепцию о примате международного права над внутригосударственным и идею о возможности создания «мирового государства» и «мирового правительства».
7. Социологическая теория происхождения права.
Социологическая теория зародилась в середине ХIХ в. Родоначальник –Р.Ф.Иеринг
Сущность социологической теориисводится к тому, что центральным понятием правопорядка является понятие правопритязания. В свою очередь правопритязание сводится к определенному интересу, который может быть обеспечен средствами права. Т.о. право – это совокупность действительных отношений в обществе по поводу интересов отдельных субъектов права. По Иерингу, создание и цель правоотношений определяют не абстрактные принципы, типа «каждому приплетается свое» или «никому не навреди», а конкретные интересы конкретных людей. Соответственно, теория естественного права не является надежным масштабом для идентификации и защиты определенного интереса. Теория Иеринга была, прежде всего, направлена против «юриспруденции понятий».Согласно социологической теории, каждый интерес можно представить в качестве финансового правопритязания. Последователи Иеринга в Германии несколько ослабили универсальные аспекты теории и стали сводить проблемы социологии права к так называемому судейскому праву. Они полагали, что действительным или живым правом является лишь совокупность судейских решений.
Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.
Достоинства: 1)Впервые в юриспруденции основы правопорядка были признаны конкретные интересы и потребности реальных людей, а не абстрактные волеизъявления. Этими была признана особая роль юриспруденции как практической науки. 2) Через социологию юриспруденция стала открытой для взаимодействия с другими социальными науками. Соответственно, право было признано элементом социальной структуры на ряду с экономикой, политикой, социальной психологией.
Недостатки: 1)Право не является совокупностью притязаний людей, основанных на конкретных интересах. В общественном правосознании, особенно доктриальном (научного осмысления) большое значение имеют абстракции, различные функции, презумпции общих принципов права (принципы равноправия). 2)Чрезмерная социализация права может привести к утрате собственного предмета юриспруденции. Так как юрист, прежде всего, как социолог, экономист или политолог мыслит фактами. 3)Отождествление живого права с судебным правом принижает роль законодателя и может привести к судейскому произволу. Судейское правотворчество начинает подменять законодательство.
8. Марксистская теория происхождения права.
Эта теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.
Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).
В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей.
Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его.
Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.
Суть марксистской теории правасоставляют следующие положения:
» в основе теории лежит классовый подход;
» право - возведенная в закон воля правящего класса;
» право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;
» право устанавливается и охраняется государством.
Положительные стороны теории:
Основныенедостатки теории:
преувеличение роли классовых антагонизмов,
недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе);
отсутствие общечеловеческих критериев;
игнорирование культурных факторов,
ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества.
9. Понятие права и его признаки.
Право- это система общеобязательных и формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответ. с принятыми устоями соц. - экономич., политич. и духовной жизни
Признаки права:
1. Право имеет нормативный характер, т.е. состоит из норм. Суть данного признака заключается в констатации такого свойства, как распространение его на всех физических и юридических лиц, на все государственные и муниципальные образования, находящиеся на территории государства. Это свойство права обусловлено верховенством и независимостью (суверенитетом) гос. власти, от которой в основном и исходят нормы права.
2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством.Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность гос. принуждения к исполнению, а также применение мер ответственности за ее нарушение. Государство в прямом смысле охраняет право. Обеспеченность норм права государственным принуждением - вот главный признак, позволяющий отличить право от других социальных норм.
З. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть.
4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т.е. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм.
5. Нормы права образуют не совокупность, а именно систему, причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью.
10. Содержание и сущность права.
Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе.
В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права:
1) Классово-волевой подход (характерен для марксистской науки) к сущности права заключается в том, что право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления (при таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими).
2) Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. При этом Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса. Принуждение же необходимо в случае невыполнения правовых предписаний.
Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности.
Содержание праваопределяется множеством факторов. В содержании права необходимо различать следующие компоненты:
1) Социальное содержание права меняется в процессе развития общества и состоит в: определении правовой структуры общества, привилегий или повинностей различных сословий либо в утверждении всеобщего равенства перед законом, в закреплении разных форм собственности, в охране и регулировании различных общественных отношений (имеет конкретно-исторический характер).
2) Государственная воля, выраженная в виде правовых норм, является непосредственным источником права. Государственно-волевое содержание права представляет собой проявление объективного в праве, когда это содержание обусловлено социально-экономическими, политическими и иными общественными потребностями.
3) Юридическое содержание права состоит в том, что посредством правовых норм определяются субъекты права, их юридический статус, условия вступления в правоотношения, права и обязанности, запреты, юридические факты, виды правоотношений, составы правонарушений и т.п. Т.о. оно разворачивает и конкретизирует признаки права.
Т.о. в содержательном плане право – система формально-определенных, общеобязательных и специально обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в согласованных им социальных интересах.
11. Понятие права в субъективном и объективном смысле.
В юр. науке и практике различают право в объективном и субъективном смысле.
Объективное право(или собственно право) - это система общеобязательных, формально определенных юр. норм, устанавливаемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществ. отношений. Объективное право - это законодательство, юридич. обычаи, юр. прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном гос-ве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.
Субъективное право- это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.
Если объективное право - это юр. нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юр. возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.
Вместе с тем не следует забывать, что не гос-во создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность гос-ва - признавать и защищать эти права.