Файл: 1. Специфика речевого развития детей с расстройствами аутического спектра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Специфика речевого развития детей с расстройствами аутического спектра.

Аутизмом называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. 

Развитие речи, как экспрессивной (это процесс формирования высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма), так и импрессивной (понимание устной или письменной речи), у ребенка с аутизмом может быть сильно задержано. Обычно это становится заметным на втором году жизни. Однако и в более раннем возрасте можно обнаружить особенности, которые отличают речь ребенка с РАС от ребенка с нормально протекающим развитием.

Для раннего развития при аутизме характерны следующие особенности развития: сложный для интерпретации плач, гуление ограничено или необычно (скорее напоминает визг или крик), отсутствует имитация звуков.

При всем разнообразии речевых расстройств, можно выделить основные особенности речи у детей с расстройствами аутистического спектра:

1.Первичный мутизм (с самого начала развития речь отсутствует) у значительной части детей.

2.Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время с отсрочкой.

3.Большое количество слов – штампов и фраз – фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;

4.Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо); автономность речи;

5.Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»);

6.Нарушения: грамматического строя речи; звукопроизношения.

7.Особенности интонационной стороны речи также отличают этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости голоса, их речь воспринимается окружающими как «деревянная», «скучная», «механическая». Нарушены тон и ритм речи.
2. Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста (на примере 2-3 нарушений)

а) Психолого – педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи
 направлено на оказание помощи в преодолении трудностей в усвоении основной общеобразовательной программы, социальной адаптации, самореализации, укреплении психического и физического здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка – дошкольника с тяжелыми нарушениями речи осуществляется через тесное сотрудничество логопедов, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и врача. 

Взаимодействие специалистов начинается с всестороннего диагностического обследования ребенка. После поступления ребенка в детский сад постоянно отслеживается динамика его развития, проводится анализ актуального состояния на заседаниях ПМПк, вносятся коррективы в индивидуальный образовательный маршрут, разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе детского сада, обеспечивающего получение дошкольного образования, осуществляется по следующим направлениям:

  • Диагностическая работа; получение своевременной информации об индивидуально – психологических особенностях детей, динамики процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития;

  • Развивающая и коррекционная работа; (направленная на преодоление трудностей),

  • Консультативная работа; помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития,  

  • Просветительская работа; формирование у родителей, педагогического персонала и руководителя образовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития;

б) Психолого – педагогическое сопровождение детей с РАС.

Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника.

Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:



  • осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребенка, определение индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, его социальную адаптацию;

  • разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ;

  • взаимосвязь специалистов ДОО и родителей;

  • комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком с РАС;

  • взаимодействие с врачами-специалистами, с целью контроля над состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;

  • просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью семинаров и консультаций.

Цель работы специалистов сопровождения ребенка с РАС состоит в том, чтобы в максимальной степени влить его в коллектив сверстников и в воспитательно-образовательный процесс.

Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с названными направлениями обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.

При включении такого ребенка в среду обычных сверстников очень важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться. Важно, чтобы ребенок заранее познакомился с педагогами. Вначале ребенок может находиться в детском саду неполный день, а всего пару (или один) час, постепенно увеличивается «доза» и объем его пребывания в обычном детском саду. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок сопровождался тьютором, хотя бы на период адаптации или первые месяцы.

Главным направлением в деятельности ДОУ, становится ориентир на «включение» детей с РАС в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных».
3. Составьте сравнительную психологическую характеристику детей с нормальным и с нарушенным зрением


Психический процесс

Ребенок с нормальным зрением

Ребенок с нарушенным зрением

Внимание

Организует внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.

Снижение внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. резкому переходу от одного вида деятельности к другому или, наоборот, к заторможенности детей: низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей и поэтому,  у детей с  нарушениями зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.

Память

Память является ведущим познавательным процессом. Шестилетний ребенок уже может запоминать произвольно. Он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи последовательность действий и др. Он сознательно может пользоваться приемами запоминания, повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным.

Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания  имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемым им отклонениями в психическом развитии.

Мышление

Дети с нарушениями зрения, проходят те же стадии в развитии мышления,  и примерно,  в том же возрасте могут решать задачи, не опираясь на зрительное восприятие. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушениями зрения сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. 

Зрительное восприятие

Ребенок не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине.

У детей ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на  полноте, целостности образов отображаемых предметов и действий. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. Если в норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия, то у слабовидящих детей  доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие.