ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лучший способ оценить свои шансы на успех — это планировать и придерживаться установленных ориентиров.
План будет защищать от коммерческой деятельности, которая обречена на провал.
План обеспечит тех, кто заинтересован в объективной оценке бизнес-проекта, необходимой информацией, особенно если требуется внешнее финансирование.
Тщательно проработанный план может быть быстро преобразован в финансовое предложение, которое удовлетворит большинство кредиторов.
Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он собой представляет:
-
позволяет определить жизнеспособность компании в конкурентной среде; -
является эталоном того, как компания должна развиваться; -
служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки со стороны внешних инвесторов.
Личное участие руководителя в подготовке бизнес-плана настолько важно, что многие иностранные банки и инвестиционные фирмы отказываются даже рассматривать заявки, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен от начала до конца внешним консультантом.
Он вовлекает себя в работу, руководителя компании, как если бы он моделировал свою будущую деятельность и проверял как план, так и себя: Достаточно ли у него сил, чтобы обеспечить успех проекта и продолжить его?
Следует отметить, что бизнес-план является перспективным документом, и его рекомендуется составлять с ежемесячной разбивкой на первый год, с квартальной разбивкой на второй год, и только начиная с третьего года он может быть ограничен годовыми показателями.
Бизнес-план также должен помочь предпринимателям и экономистам решить основные задачи:
-
изучение возможностей и перспектив развития будущего рынка сбыта -
оценить затраты, необходимые для производства и реализации продукции, необходимой рынку, и сравнить их с ценами, по которым они могут быть проданы, с целью определения потенциальной рентабельности предполагаемого бизнеса -
открывать всевозможные подводные камни в первые годы, ожидая нового дела; -
определить те сигналы и индикаторы, которые могут регулярно использоваться для определения того, идет ли дело вверх или вниз.
Каждый предприниматель, начинающий свою деятельность, должен иметь четкое представление о потребности в будущих финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источниках их получения, а также четкий расчет эффективности использования ресурсов в процессе работы предприятия.
В условиях рыночной экономики предприниматели не смогут добиться устойчивого успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирая и собирая информацию о состоянии своих целевых рынков, о положении своих конкурентов, а также о собственных перспективах и возможностях.
Несмотря на то, что существует большое разнообразие корпоративных форм, существуют важные положения, которые применимы практически ко всем сферам бизнеса и к различным компаниям, но они должны быть своевременно подготовлены и избегать потенциальных трудностей и рисков, тем самым снижая риск достижения поставленных целей.
Таким образом, разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для каждого предпринимателя.
Методологическая база для разработки бизнес-планов
В самом общем случае план — это картина чего-то, модель желаемого будущего или система мер по достижению целей и задач.
Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, состоит в следующем:
-
рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы; -
детальная программа (хорошо организованные мероприятия, действия) по реализации бизнес-проекта, включая оценку затрат и доходов. -
документ, характеризующий основные аспекты деятельности компании по развитию; -
результат исследования и обоснование конкретного направления деятельности компании на конкретном рынке.
Организация может иметь несколько бизнес-планов одновременно, хотя уровень детализации обоснования может быть разным. На малых предприятиях бизнес-план и бизнес-план могут быть одинаковыми как по объему, так и по содержанию.
Каждый бизнес-план должен давать убедительные ответы как минимум на пять ключевых вопросов для предпринимателя и его потенциальных партнеров.
Функции и принципы корпоративного планирования
Экономика — планирование как необходимый элемент управления выполняет ряд важных функций в бизнес-системе, наиболее важными из которых являются следующие:
-
Инициация — активация, стимулирование и мотивация запланированных действий, проектов и сделок; -
Прогнозирование — привнести и обосновать желаемое состояние бизнеса в процесс анализа и учесть ряд факторов; -
Оптимизация — обеспечение выбора приемлемого и оптимального варианта развития компании в заданных социальных и экономических условиях; -
Координация и интеграция — с учетом взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных областей компании с акцентом на их индивидуальные результаты; -
Безопасность управления — предоставление информации о потенциальных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по снижению или предотвращению негативных последствий; -
Рационализация — создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности; -
Управление — возможность быстрого отслеживания плана, выявления ошибок и возможных корректировок; -
Образование и обучение — положительное влияние закономерностей хорошо спланированных действий на поведение сотрудников и возможность их обучения, в том числе и ошибкам; -
Документация — это представление действий в документальной форме, которые могут быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров компании.
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основные принципы планирования, которые создают условия для успешной деятельности компании.
Основные принципы планирования:
-
нужна -
Согласованность -
Упругость и гибкость -
Последовательность и полнота -
Точность и внимание к деталям -
Экономическая эффективность -
Оптимальность -
Уровень контрольной связи -
Участие -
Холистический подход (сочетание координации и интеграции)
Основные принципы планирования тесно взаимосвязаны и, в конечном счете, направляют предпринимателей к всестороннему обоснованию запланированных показателей и наилучшей социально-экономической деятельности предприятия. Они определяют содержание и направление планируемой работы на всех этапах обоснования проекта и его последовательной реализации.
Помимо основных принципов, упомянутых выше, в процессе планирования, как правило, учитываются общие экономические принципы науки, приоритет, динамика, направление, эффективность, полнота и т.д.
Содержание бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой комплексный план развития компании на ближайшие 3 — 5 лет. Он определяет цели компании и ее политику в области производства, маркетинга, производства, управления, финансирования. В этом документе анализируются все проблемы, с которыми может столкнуться компания, и определяются пути их решения. Рекомендуется, чтобы основные показатели первого года были ежемесячными, второго года — квартальными и только начиная с третьего года, ограничивались годовыми показателями.
Бизнес-план отличается от плана технопромфина тем, что показатели во втором плане не столько количественно точны, сколько информативны, жизненно необходимы и качественно обоснованы.
Существует значительное количество разработок бизнес-плана, но все они схожи и различаются только по порядку расположения разделов. В то же время, структура бизнес-плана зависит от цели и экономической политики предприятия, степени новизны плана и способа его разработки. В настоящее время методических рекомендаций по разработке бизнес-планов нет. Однако его структура и содержание должны предпочтительно соответствовать требованиям стандартов Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), поскольку такие требования часто налагаются на бизнес-план рядом пользователей.
Этот стандарт был разработан Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
В соответствии со стандартом ЮНИДО бизнес-план должен состоять из следующих разделов:
-
Резюме исследования. -
Местоположение компании. -
Цели деятельности. -
Отрасль и создаваемая компания. -
Описание продукции (работ, услуг). -
Маркетинг и реализация продукции (работ, услуг). -
План производства. -
Организационная схема. -
Бюджет. -
направление и эффективность проекта. -
Риски и гарантии. -
приложения.
Бизнес-план должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне. Титульный лист должен содержать название плана, подтверждение конфиденциальности содержащейся информации, номер и напоминание о том, что инвестор вернет копию, если его это не заинтересует. Общий объем документа составляет до 40-50 страниц.
При составлении плана следует широко использовать статистическую информацию, подтверждаемую каждый раз ссылкой на первоначальный источник, цитатами из известных экспертов. Все предложения в плане четко сформулированы. При необходимости он использует фотографии, таблицы и чертежи. Чтобы инвестору, потенциальному партнеру было легко найти интересный раздел, план должен иметь оглавление, а каждый раздел — шмуцтитул.
Методы подготовки разделов бизнес-плана
Прежде всего, если обоснование положений бизнес-плана является обоснованным:
-
сосредоточиться на вопросах, которые могут представлять интерес для тех, кому они адресованы — сотрудников, партнеров или других внешних потребителей -
представить суть проекта в наиболее доступной форме прямо в начале бизнес-плана; -
утверждать, что все расчеты и показатели реальны и надежны, не преувеличивая и не замалчивая экономические результаты проекта
Компания — план начинается с титульного листа, который обычно дается:
-
Название проекта; -
место для подготовки бизнес-плана; -
Авторы проекта, название и адрес компании, номера телефонов; -
имена и адреса основателей; -
цель бизнес-плана и его пользователей.
За титульным листом следует оглавление — формулировка разделов плана с указанием страниц и выбором наиболее важных моментов в соответствии со спецификой конкретного проекта.
Составляется меморандум о конфиденциальности, предупреждающий всех лиц не разглашать информацию
, содержащуюся в плане, и использовать ее исключительно в интересах компании, представившей проект.
Резюме представляет собой краткое изложение основных положений предлагаемого плана, которое содержит следующие основные данные:
-
Идеи, цели и характер проекта; -
Характеристики предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов; -
Стратегии и тактики достижения своих целей; -
квалификации персонала и, в частности, руководителей; -
Прогноз спроса, объема продаж товаров (услуг, работ) и суммы дохода на следующий период (месяц, квартал, год и т.д.). -
планируемые производственные затраты и потребности в финансировании; -
ожидаемая чистая прибыль, уровень рентабельности и срок окупаемости; -
Наиболее важными факторами успеха являются описание действий и мероприятий.
Описание сектора — анализ текущего состояния и перспектив развития выбранного сектора экономики, в том числе его характеристик:
-
их сырьевая база; -
рыночный сегмент (ниша) и доля компании в нем; -
потенциальных клиентов и их возможности; -
региональная структура производства; -
основных фондов и его структур; -
условия для инвестиций.
При выборе области и сектора экономики полезна информация о его положении в мировом разделении труда и на международном рынке, об экспортных возможностях и о производственно-технических связях с другими отраслями экономики, для которых данный сектор может представлять интерес. В каждой стране запрещена деятельность (контрабанда, порнография и т.д.) и деятельность, на которую распространяется государственная монополия (оружие, токсичные химикаты, наркотики и т.д.).
Для многих предпринимателей существуют также экономические ограничения на вход в ту или иную отрасль:
-
высокий уровень начального капитала; -
долгое время; -
Окупаемость инвестиций; -
неопределенность успеха; -
Прибыль (сектор образования и т.д.)
Необходимо также учитывать текущую экономическую ситуацию, так как деловая активность подвержена циклическим колебаниям: процветание, застой, рецессия.
Этапы разработки бизнес-плана
Каждая предпринимательская деятельность и последующая разработка бизнес-плана по разработанному проекту обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи, никакой бизнес невозможен. Предпринимательская способность как важнейший фактор производства выражается, прежде всего, в способности генерировать, накапливать и развивать новые идеи. В своей наиболее общей форме идея является формой отражения в сознании феномена объективной реальности, которая включает в себя обобщение опыта прошлого развития и осознание цепи дальнейшей трансформации бизнеса.