Файл: Бизнесплан малого предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лучший способ оценить свои шансы на успех — это планировать и придерживаться установленных ориентиров.

План будет защищать от коммерческой деятельности, которая обречена на провал.

План обеспечит тех, кто заинтересован в объективной оценке бизнес-проекта, необходимой информацией, особенно если требуется внешнее финансирование.

Тщательно проработанный план может быть быстро преобразован в финансовое предложение, которое удовлетворит большинство кредиторов.

Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он собой представляет:

  • позволяет определить жизнеспособность компании в конкурентной среде;

  • является эталоном того, как компания должна развиваться;

  • служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки со стороны внешних инвесторов.

Личное участие руководителя в подготовке бизнес-плана настолько важно, что многие иностранные банки и инвестиционные фирмы отказываются даже рассматривать заявки, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен от начала до конца внешним консультантом.

Он вовлекает себя в работу, руководителя компании, как если бы он моделировал свою будущую деятельность и проверял как план, так и себя: Достаточно ли у него сил, чтобы обеспечить успех проекта и продолжить его?

Следует отметить, что бизнес-план является перспективным документом, и его рекомендуется составлять с ежемесячной разбивкой на первый год, с квартальной разбивкой на второй год, и только начиная с третьего года он может быть ограничен годовыми показателями.

Бизнес-план также должен помочь предпринимателям и экономистам решить основные задачи:

  1. изучение возможностей и перспектив развития будущего рынка сбыта

  2. оценить затраты, необходимые для производства и реализации продукции, необходимой рынку, и сравнить их с ценами, по которым они могут быть проданы, с целью определения потенциальной рентабельности предполагаемого бизнеса

  3. открывать всевозможные подводные камни в первые годы, ожидая нового дела;

  4. определить те сигналы и индикаторы, которые могут регулярно использоваться для определения того, идет ли дело вверх или вниз.

Каждый предприниматель, начинающий свою деятельность, должен иметь четкое представление о потребности в будущих финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источниках их получения, а также четкий расчет эффективности использования ресурсов в процессе работы предприятия.


В условиях рыночной экономики предприниматели не смогут добиться устойчивого успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирая и собирая информацию о состоянии своих целевых рынков, о положении своих конкурентов, а также о собственных перспективах и возможностях.

Несмотря на то, что существует большое разнообразие корпоративных форм, существуют важные положения, которые применимы практически ко всем сферам бизнеса и к различным компаниям, но они должны быть своевременно подготовлены и избегать потенциальных трудностей и рисков, тем самым снижая риск достижения поставленных целей.

Таким образом, разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для каждого предпринимателя.

Методологическая база для разработки бизнес-планов

В самом общем случае план — это картина чего-то, модель желаемого будущего или система мер по достижению целей и задач.

Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, состоит в следующем:

  • рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;

  • детальная программа (хорошо организованные мероприятия, действия) по реализации бизнес-проекта, включая оценку затрат и доходов.

  • документ, характеризующий основные аспекты деятельности компании по развитию;

  • результат исследования и обоснование конкретного направления деятельности компании на конкретном рынке.

Организация может иметь несколько бизнес-планов одновременно, хотя уровень детализации обоснования может быть разным. На малых предприятиях бизнес-план и бизнес-план могут быть одинаковыми как по объему, так и по содержанию.

Каждый бизнес-план должен давать убедительные ответы как минимум на пять ключевых вопросов для предпринимателя и его потенциальных партнеров.

Функции и принципы корпоративного планирования

Экономика — планирование как необходимый элемент управления выполняет ряд важных функций в бизнес-системе, наиболее важными из которых являются следующие:

  • Инициация — активация, стимулирование и мотивация запланированных действий, проектов и сделок;

  • Прогнозирование — привнести и обосновать желаемое состояние бизнеса в процесс анализа и учесть ряд факторов;

  • Оптимизация — обеспечение выбора приемлемого и оптимального варианта развития компании в заданных социальных и экономических условиях;

  • Координация и интеграция — с учетом взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных областей компании с акцентом на их индивидуальные результаты;

  • Безопасность управления — предоставление информации о потенциальных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по снижению или предотвращению негативных последствий;

  • Рационализация — создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

  • Управление — возможность быстрого отслеживания плана, выявления ошибок и возможных корректировок;

  • Образование и обучение — положительное влияние закономерностей хорошо спланированных действий на поведение сотрудников и возможность их обучения, в том числе и ошибкам;

  • Документация — это представление действий в документальной форме, которые могут быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров компании.


При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основные принципы планирования, которые создают условия для успешной деятельности компании.

Основные принципы планирования:


  • нужна

  • Согласованность

  • Упругость и гибкость

  • Последовательность и полнота

  • Точность и внимание к деталям

  • Экономическая эффективность

  • Оптимальность

  • Уровень контрольной связи

  • Участие

  • Холистический подход (сочетание координации и интеграции)

Основные принципы планирования тесно взаимосвязаны и, в конечном счете, направляют предпринимателей к всестороннему обоснованию запланированных показателей и наилучшей социально-экономической деятельности предприятия. Они определяют содержание и направление планируемой работы на всех этапах обоснования проекта и его последовательной реализации.

Помимо основных принципов, упомянутых выше, в процессе планирования, как правило, учитываются общие экономические принципы науки, приоритет, динамика, направление, эффективность, полнота и т.д.

Содержание бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой комплексный план развития компании на ближайшие 3 — 5 лет. Он определяет цели компании и ее политику в области производства, маркетинга, производства, управления, финансирования. В этом документе анализируются все проблемы, с которыми может столкнуться компания, и определяются пути их решения. Рекомендуется, чтобы основные показатели первого года были ежемесячными, второго года — квартальными и только начиная с третьего года, ограничивались годовыми показателями.

Бизнес-план отличается от плана технопромфина тем, что показатели во втором плане не столько количественно точны, сколько информативны, жизненно необходимы и качественно обоснованы.

Существует значительное количество разработок бизнес-плана, но все они схожи и различаются только по порядку расположения разделов. В то же время, структура бизнес-плана зависит от цели и экономической политики предприятия, степени новизны плана и способа его разработки. В настоящее время методических рекомендаций по разработке бизнес-планов нет. Однако его структура и содержание должны предпочтительно соответствовать требованиям стандартов Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), поскольку такие требования часто налагаются на бизнес-план рядом пользователей.

Этот стандарт был разработан Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).


В соответствии со стандартом ЮНИДО бизнес-план должен состоять из следующих разделов:


  1. Резюме исследования.

  2. Местоположение компании.

  3. Цели деятельности.

  4. Отрасль и создаваемая компания.

  5. Описание продукции (работ, услуг).

  6. Маркетинг и реализация продукции (работ, услуг).

  7. План производства.

  8. Организационная схема.

  9. Бюджет.

  10. направление и эффективность проекта.

  11. Риски и гарантии.

  12. приложения.

Бизнес-план должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне. Титульный лист должен содержать название плана, подтверждение конфиденциальности содержащейся информации, номер и напоминание о том, что инвестор вернет копию, если его это не заинтересует. Общий объем документа составляет до 40-50 страниц.

При составлении плана следует широко использовать статистическую информацию, подтверждаемую каждый раз ссылкой на первоначальный источник, цитатами из известных экспертов. Все предложения в плане четко сформулированы. При необходимости он использует фотографии, таблицы и чертежи. Чтобы инвестору, потенциальному партнеру было легко найти интересный раздел, план должен иметь оглавление, а каждый раздел — шмуцтитул.

Методы подготовки разделов бизнес-плана

Прежде всего, если обоснование положений бизнес-плана является обоснованным:

  • сосредоточиться на вопросах, которые могут представлять интерес для тех, кому они адресованы — сотрудников, партнеров или других внешних потребителей

  • представить суть проекта в наиболее доступной форме прямо в начале бизнес-плана;

  • утверждать, что все расчеты и показатели реальны и надежны, не преувеличивая и не замалчивая экономические результаты проекта

Компания — план начинается с титульного листа, который обычно дается:

  • Название проекта;

  • место для подготовки бизнес-плана;

  • Авторы проекта, название и адрес компании, номера телефонов;

  • имена и адреса основателей;

  • цель бизнес-плана и его пользователей.

За титульным листом следует оглавление — формулировка разделов плана с указанием страниц и выбором наиболее важных моментов в соответствии со спецификой конкретного проекта.

Составляется меморандум о конфиденциальности, предупреждающий всех лиц не разглашать информацию
, содержащуюся в плане, и использовать ее исключительно в интересах компании, представившей проект.

Резюме представляет собой краткое изложение основных положений предлагаемого плана, которое содержит следующие основные данные:

  • Идеи, цели и характер проекта;

  • Характеристики предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов;

  • Стратегии и тактики достижения своих целей;

  • квалификации персонала и, в частности, руководителей;

  • Прогноз спроса, объема продаж товаров (услуг, работ) и суммы дохода на следующий период (месяц, квартал, год и т.д.).

  • планируемые производственные затраты и потребности в финансировании;

  • ожидаемая чистая прибыль, уровень рентабельности и срок окупаемости;

  • Наиболее важными факторами успеха являются описание действий и мероприятий.

Описание сектора — анализ текущего состояния и перспектив развития выбранного сектора экономики, в том числе его характеристик:

  • их сырьевая база;

  • рыночный сегмент (ниша) и доля компании в нем;

  • потенциальных клиентов и их возможности;

  • региональная структура производства;

  • основных фондов и его структур;

  • условия для инвестиций.

При выборе области и сектора экономики полезна информация о его положении в мировом разделении труда и на международном рынке, об экспортных возможностях и о производственно-технических связях с другими отраслями экономики, для которых данный сектор может представлять интерес. В каждой стране запрещена деятельность (контрабанда, порнография и т.д.) и деятельность, на которую распространяется государственная монополия (оружие, токсичные химикаты, наркотики и т.д.).

Для многих предпринимателей существуют также экономические ограничения на вход в ту или иную отрасль:

  • высокий уровень начального капитала;

  • долгое время;

  • Окупаемость инвестиций;

  • неопределенность успеха;

  • Прибыль (сектор образования и т.д.)

Необходимо также учитывать текущую экономическую ситуацию, так как деловая активность подвержена циклическим колебаниям: процветание, застой, рецессия.

Этапы разработки бизнес-плана

Каждая предпринимательская деятельность и последующая разработка бизнес-плана по разработанному проекту обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи, никакой бизнес невозможен. Предпринимательская способность как важнейший фактор производства выражается, прежде всего, в способности генерировать, накапливать и развивать новые идеи. В своей наиболее общей форме идея является формой отражения в сознании феномена объективной реальности, которая включает в себя обобщение опыта прошлого развития и осознание цепи дальнейшей трансформации бизнеса.