Файл: Оганесян О. А. Зтхо18.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) В локальных участках растяжения возникают микротрещинные деформации во всем объеме пород. Возникновение растяжения обусловлено действием денудационной разгрузки и ротационных сил Земли. Такое поле "разрежения" способствует движению (подсосу) флюидов в очаговые структуры. Особенно высокое разрежение создается в полостях трещин отрыва.

2) За счет интенсивного протекания автометасоматических процессов при участии калия и натрия (ранняя волна щелочности) происходит собирательная перекристаллизация и рост микроклина (K-полевой шпат).

3) При формировании систем сколовых трещин поясного типа в очаговую систему (на фоне волны кислотности) поступают кислые флюиды. Возникают ихтиоглипты ("рыбки") и крупноблоковые выделения кварца, отдельные кристаллы и гнезда турмалина, берилла и апатита. Намечаются основные контуры минеральных зон.

4) На фоне дальнейшего развития трещин поясного типа интенсивно образуются крупнокристаллические слюды (мусковит).

5) Происходит развитие серицита, альбита, кварца, хлорита, пирита, магнетита, ортита, кальцита.

В рассмотренных гипотезах спорными положениями являются представления о роли особого остаточного расплава, о масштабах метасоматоза, об источниках флюидов, о степени закрытости системы, о растворимости воды и др. Следует признать, что в настоящее время не существует единой концепции, объясняющей все разнообразие пегматитов. В конкретных геологических ситуациях сохраняют актуальность отдельные положения всех пяти гипотез.

Применение:

Важное промышленное значение имеют только пегматиты кислого состава, остальные пегматиты представляют в основном лишь минералогический интерес.

С кислыми пегматитами связаны месторождения керамического сырья, мусковита, редких металлов – лития, бериллия, тантала, ниобия, цезия, редких земель, олова, урана, а также драгоценных и поделочных камней, пьезокварца, турмалина, оптического флюорита и др. В состав минералов гранитных пегматитов входят такие характерные компоненты, как щелочные металлы (калий, натрий, литий, рубидий, цезий), редкие металлы (бериллий, цирконий, тантал и др.) и летучие компоненты (вода, углекислота, фтор, бор, хлор, водород, сера, фосфор и др.).

Минералы, в состав которых входят эти компоненты, являются важнейшими в промышленном отношении.

Общее количество минералов в пегматитах достигает нескольких сотен. Размеры выделений этих минералов, как породообразующих, так и промышленных, часто достигают в пегматитах гигантских величин. Так, в пегматитах Казахстана известны кристаллы кварца длиной более 7 м и массой 70 т, в Норвегии известен гигантский микроклин (более 10 м, 100 т), в штате Мэн (США) – сподумен (до 15 м), берилл (более 
м, до 18 т), турмалин (до 3 м). На Урале известны кристаллы топаза массой до 60 кг. В пегматитах разных регионов отмечаются пластины биотита и мусковита размером до 3–7 м2.

Кроме выделения крупных минеральных индивидов часто в пегматитах присутствуют скопления ценных минеральных агрегатов, создающих в отдельных участках весьма высокие концентрации многих редких элементов.

Десилицированные пегматиты (плагиоклазиты- горная порода, состоящая почти исключительно из среднего или основного плагиоклаза – источник корунда или его драгоценных разновидностей-сапфира или рубина

3. Общий характер местности определяется его геологической историей: слабоволнистый ландшафт Средней России с очень мягким рельефом, широкие долины с поймами и довольно медленно текущими речками, отсутствие каких-либо естественных обнажений, за исключением отдельных пунктов на берегах рек Нейвы, Анбарки или особенно по реке Реж с ее живописными утесами — Адуйским и Шайтанским камнями. Этот равнинный ландшафт сглаженной горной цепи покрыт частью довольно густой лесной растительностью, более дикой, с характером тайги в районе Адуя, совершенно вытесненной культурной деятельностью человека на северо-востоке, где новые запашки с каждым годом отвоевывают лесные пространства.

Под этим лесным покровом и почвенным слоем скрыты богатства уральской природы, и совершенно бессилен человек без помощи самой природы открыть еще многочисленные неведомые ему месторождения. Геологическое строение всей местности изучено мало, так как геологическая карта восточного склона Урала, составленная А. Карпинским, почти не захватила этой области, а карта Невьянского округа А. Краснопольского (1906) дала лишь общую схему строения и совершенно не указывала всех деталей очень сложного и запутанного петрографического строения этого участка Урала. В общих чертах можно считать, что основную часть всего пространства между 30°30ў и 31° составляет гранитная и гранито-гнейсовая полоса, тянущаяся далее к северу и окаймленная с востока сложной свитой кристаллических, сильно мегаморфизовапных сланцев с девонскими осадками с одной стороны и порфиритовыми интрузиями — с другой. С запада эта гранитная полоса в 30—40 км окаймляется меридиональной полосой зеленокаменных пород, частью порфиритов, частью разнообразных основных и меланократовых пород, то преимуществу превращенных в змеевики. В то время как корундовые месторождения и, россыпи Бызовой и Положихи приурочены к довольно сложной западной границе гранито-гнейсовой полосы на ее контактах с зеленокаменными породами, все остальные месторождения лежат в самой полосе гранитных пород. Однако более внимательное изучение этой гранитной полосы показывает, что она прорезается и прерывается рядом других образований и что ни в коем случае не может быть обозначена на карте той сплошной розовой краской, которой залито все это пространство на картах Краснопольского. По преимуществу состоя из гранито-гнейсов с меридиональным простиранием, она перемежается с выходами змеевиков, в северном районе — мраморов, в южном — порфиритов и кристаллических сланцев. Обилие змеевиков как продуктов вторичных, частью, может быть, контактовых видоизменений оливиновых и пироксеновых пород совершенно изменяет кажущееся однообразие картины, причем весьма характерно приурочивание пегматитовых жил и пневматолитических образований именно к контактам с этими породами, где и создавались особые генетические типы, приведшие к ряду замечательных месторождений.



Несомненно, что только детальная геологическая съемка этого района сможет осветить петрографическое разнообразие пород этой области и дать основу для научного геохимического обследования самих жил. Необходимо принять всяческие меры к тому, чтобы такая петрографическая съемка была произведена в возможно непродолжительном времени и что бы к ней были приурочены и точное нанесение на карту и съемка главнейших ям, еще далеко не выработанных.