Файл: Гуо Средняя школа 6 г. Орши Воспитанность необходимое качество личности. Классный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГУО «Средняя школа №6 г. Орши»
Воспитанность-
необходимое
качество личности.
Классный руководитель: Жгирова О.В.
Воспитанный человек - это тот,
кому собственная вежливость
не только привычна и легка,
но и приятна.
Д.С.Лихачев.
Цель: помочь учащимся сформировать твердое понятие о том, что такое воспитанность, какого человека можно считать воспитанным.
Задачи:
-
Развить у учащихся стремление к самооценке и самоанализу; -
Вызвать желание к самовоспитанию, саморазвитию. -
Предварительная подготовка к классному часу:
Вопросы:
— По каким качествам характера вы судите об уровне воспитанности человека?
— Кого из нашего класса вы считаете человеком воспитанным?
Форма классного часа: беседа на нравственно-этическую тему.
Ход беседы.
Для создания доброжелательных отношений и хорошего настроения участников беседы – игра «Давайте говорить друг другу комплименты».
Инструкция игры: у каждого ребенка красное сердечко с именем одноклассника, которому он должен сделать комплимент. Ребята обмениваются сердечками с приятными похвалами друг другу.
-
Слово учителя.
- Вам хорошо знакомы слова старой песенки о школе: «…с доброй книгою дружить и воспитанными быть учат в школе…». Поговорим о воспитанности. Быть воспитанным – что это значит?
( В обычном понимании, воспитанность - это соответствие неким принятым в данном обществе правилам хорошего тона. В более широком смысле, воспитанность - результат воспитания, а воспитание штука уже серьезная)
- Какими признаками должен обладать человек, чтобы мы могли его назвать воспитанным?
(на доске прикреплена вырезанная из бумаги фигурка человека, от нее начерчены расходящиеся лучи)
Долг и ответственность ответствеответсвеность
Бережливость
Дисциплинированность
Честность и правдивость
Товарищество
Простота и скромность
Доброта и отзывчивость
Вежливость
Добросовестное отношение к труду
Ответственное отношение к учебе
-
Сообщение учащегося.
Вежливость
Древние греки утверждали, что надо быть очень выдающимся человеком, чтобы позволить себе быть невежливым. Именно вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет сдерживаться, способствует возникновению любви и уважения. Вежливости можно научиться, но существует и врожденная вежливость, идущая от души, а не от воспитания.
Правила вежливости запрещают:
- входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола);
- шуметь, тревожить и раздражать окружающих;
- критиковать чьи-либо религиозные убеждения;
- унижать чью-либо национальность;
- смеяться над ошибками и промахами других людей;
- наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;
- отсылать по обратному адресу письмо или подарок;
- в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;
- коверкать фамилии и имена;
- открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов;
- самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.
-
Работа в группах.
Класс делится на три группы. Каждой группе дается карточка с заданием. Учащимся отводится 3 -5 минут на обсуждение.
-
Карточка.
О каком качестве воспитанного человека идет речь?
Непреложное правило воспитанного человека не вскрывать и не читать чужих писем. Есть множество вопросов, которые воспитанный человек задавать не будет: «Что тебе сказал по секрету Владик?», «Куда вчера вечером ходила твоя мама?». Находясь в чужом доме, воспитанный человек не открывает ящики столов, шкафов и прочее, не переходит без приглашения из одной комнаты в другую, не открывает без разрешения чужих сумок и портфелей, даже если они принадлежат близким людям. (Деликатность. Быть деликатным – значит уважать чужую жизнь и не совать нос не в свои дела).
-
Карточка.
Какое качество воспитанного человека отсутствует у Маши?
Владик выскочил из-за стола, не закончив обед, едва успел впрыгнуть в отъезжающий автобус, перебегая улицу, чуть не попал под машину. И вот он в условленном месте, Маши нет. Он вздохнул с облегчением. Через четверть часа он опять вздохнул, но уже по-иному. Маша появилась через час. Знакомая картина, не правда ли? И у вас, конечно, есть подружка, которую вечно приходится ждать. Ее ждут, собираясь выйти из дома, - потому что она еще не уложила как следует свои локоны; ждут на улице – потому что ей необходимо основательно изучить все витрины; ждут, пока она – «на минуточку, только занесу журнал» - забежит к подруге; ждут, когда она выйдет из ванной – ведь там есть зеркало! Такой человек – вор, он крадет ваше время.
(Пунктуальность – высшее проявление вежливости).
-
Карточка.
Какое качество воспитанного человека отсутствует у данного героя?
Спросил у приятеля: «Кто эта уродина в синем платье?» Услышал в ответ: «Моя сестра». Повернулся спиной к пожилому человеку. Сказал на дружеской вечеринке: «Приятный сегодня вечер. Никак не ожидал». Предложил гостье-толстушке салат: «Ешь, не бойся, от него не полнеют». Сказал в гостях: «Пирожки с морковью – жуткая гадость». И тут как раз их подают. Походя, не подумав, обидел, огорчи, поставил в неловкое положение людей. И пусть для всех очевидно, что в поступках героя нет злого умысла, все равно очень неприятно.
(Тактичность – желание не обидеть, сердечность, понимание чувств другого человека).
Учитель: Т.о., воспитанный человек тот, кто умеет себя вести среди людей, кто чист и опрятен, у кого всегда и во всем порядок, кто бережет чужое время.
А.П. Чехов о воспитанных людях говорил: «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы уступчивы… Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и унижает его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома… Они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями… Таковы воспитанные люди».
Что ставит на первое место А.П. Чехов, говоря о воспитанности? – Прежде всего – это уважительное отношение к людям. Человек живет среди людей и свои поступки он должен соизмерять с тем, как их воспримут другие.
Так считает не только А.П. Чехов, но и другой известный писатель Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Это очень трудная наука, потому что совершая какой-либо поступок, человек должен думать о том, как этот поступок отразиться на других людях.
-
Решение ситуационных задач.
-
У вас за стеной живет пожилая соседка или сосед, которая (который) часто жалуется, что вы играете на пианино именно тогда, когда ей (ему) необходимо отдохнуть.
- Вот вредная, - реагируете вы на ее (его) жалобу, - каждый раз ложится спать в 14 часов. А для меня это самое удобное время.
Правы ли вы?
-
Дома вы очень бережно и аккуратно относитесь к своим вещам. Прибираете свою комнату, чистите свои вещи. А в школе рисуете на партах, небрежно убираете в классе. Можно ли считать воспитанным того, кто по – разному относится к вещам в школе и дома?
Придумайте продолжение следующим ситуациям:
-
Коля взял у Сережи из сумки жвачку без разрешения, а Сережа заметил и… -
Бездельник позавидовал предприимчивому человеку и написал на него лживое письмо, а тот…
-
Игра.
Посмотрите внимательно на себя. Какие качества воспитанности в себе вы могли бы назвать? Запишите эти качества на листочке. Теперь передайте листочек соседу по парте, который ставит «+», если согласен; «-», если не согласен; «*», если сомневается. Теперь передаем листочки через парту. Задание то же. После этого возвращаем листочек хозяину.
Есть над чем задуматься?
-
Рефлексия.
Воспитание хороших манер требует постоянной тренировки. Если ты станешь вести себя по – разному, в зависимости от обстоятельств, дома и на людях – ты никогда не приобретешь навыков хорошего поведения. Тем ребятам, кто склонен играть двойную роль – одну у себя дома, другую напоказ, - я предлагаю такую игру.
У каждого из нас наверняка есть знакомый, мнением которого мы очень дорожим, на которого хотим производить благоприятное впечатление. Мы думаем об этом человеке, стараемся почаще бывать в его обществе. А теперь представьте себе, что этот знакомый всегда находится неподалеку и постоянно за тобой наблюдает. Это изменит тебя до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо младшего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение поможет тебе прилично вести себя дома, нормально есть и быть вежливыми с окружающими. А через некоторое время горбушка хлеба в грязной руке уже не покажется такой вкусной, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в квартире – раздражать. Пройдет еще какое-то время, и ты почувствуешь, что хорошие манеры стали твоей привычкой и внутренней потребностью.