Файл: Понятие о документах и способах документирования, носителях информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 1: «Понятие о документах и способах документирования, носителях информации.»

Дисциплина: ОП. 04 «Документационное обеспечение управления»

Преподаватель: Кузнецов А.Ю

Курс: 2

Группа: 1 ОДЛ-21

Специальность: 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Тема: Понятие о документах и способах документирования, носителях информации.

Цель занятия:

дидактическая: ознакомить с понятиями о документах. Ознакомить с классификацией документов.

воспитательная: воспитывать чувство ответственности, самостоятельность, предприимчивость.

развивающая: развивать логику мышления, обогащать запас знаний, которые пригодятся в практической деятельности

Вид занятия лекция

Список литературы:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.

3. Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг в дошкольном учреждении компенсирующего вида. – М.: Восхождение, 2007. – 160 с

Лекция № 1. Понятие о документах и способах документирования, носителях информации
План:

  1. Документ и его функции.

2. Классификация документов по признакам.

1.Управленческая деятельность любой организации базируется на информации. Информация может передаваться устно, при помощи бумажных носителей или электронных средств. Большая часть информации (до 98%), используется в управлении, оформляется в виде документов, что необходимо для осуществления контроля исполнения, решения спорных вопросов, анализа и исследования управления с целью повышения его эффективности. Документ в управлении выступает одновременно и как предмет труда управленческого работника, и как его результат.

Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства». Документ – это материальный объект с закрепленной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве. Основным материальным носителем деловой информации в настоящее время является бумага. Документ выполняет следующие функции:


  • информационную - в документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной деятельности человека;

  • организационную – с помощью документа обеспечивается воздействие на группы людей для организации и координации их деятельности;

  • коммуникативная - обеспечиваются внешние связи организаций и предприятий;

  • юридическую – поскольку его содержание используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами деловых отношений;

  • воспитательную – он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус управленческих кадров, повышает престиж организации в глазах деловых партнеров.

2. Все документы, образующиеся на предприятии, организации, классифицируются по следующим признакам:

  • по видам деятельности (или назначению)– документы подразделяются на научно-технические, конструкторские, технологические, проектно-сметные, нормативные, организационно-распорядительные, учебно-методические, плановые, финансово-расчетные, отчетно-статистические, по торговле, ценообразованию, изобретениям и открытиям, социальному обеспечению, по личному составу и т.д.;

  • по наименованию– существует множество разновидностей документов (научные отчеты, чертежи, схемы, графики, технологические приказы, распоряжения, планы отчеты и т.д.);

  • по способу фиксации информации– документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах), графические, фото-фоно-кинодокументы. Основным материальным носителем деловой переписки на сегодня является бумага;

  • по месту составления– документы подразделяются на документы, используемые для решения внутренних и внешних вопросов. Внешняя документация, в свою очередь делится на входящую и исходящую корреспонденцию;

  • по степени сложности– документы подразделяются на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом;

  • по степени гласности – различаются документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности (совершенно секретные, секретные) и документы для служебного пользования (ДСП);

  • по юридической силе документы классифицируются на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительными документы становятся в результате истечения срока действия или замены его другим документом.

  • по срокам исполнения– документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроком исполнения, установленным законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом «срочные»;

  • по стадии подготовки– документы подразделяются на черновики и подлинники (оригиналы).Черновик– документ, подготовленный для дальнейшего оформления, выполненный, как правило, от руки;


Подлинник– единственный экземпляр документа, оформленный и подписанный с черновика в соответствии с установленными требованиями. С подлинника могут быть изготовлены: копия, оттиск, выписка из документа, дубликат подлинника.

Копия – идентичное, заверенное должностным лицом воспроизведение подлинника.

Оттиск– копия документа, остающаяся в делах предприятия (оттиск, как правило, не заверяется подписью должностного лица).

Выписка из документа– заверенная часть текста подлинника.

Дубликат– второй экземпляр документа, имеющий одинаковую силу с подлинником.

  • по происхождению – документы классифицируются на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб;

  • по срокам хранения – документы делятся на документы постоянного и документы временного хранения. Документы временного хранения, в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет, и свыше 10 лет;

  • по степени обязательности –документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций, и директивные – обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы;

  • по степени унификации –различают документы индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные и унифицированные в виде таблицы и анкеты.

Индивидуальныедокументы по содержанию являются специфическими, носящими характер разового документа.

Типовыеявляются документы, рассчитанные на издание однородных процессов и явлений:

типовой технологический процесс, типовые правила внутреннего распорядка и т.п.

Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении, зависимости от конкретной операции.

Анкета – способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, строками друг под другом, в форме существительных в именительном падеже, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа.


Таблица,– в которой постоянная информация, размещенная в заголовках граф и боковика

(заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) – на пересечении

соответствующих граф и строк.

  • по характеру содержания – документы бывают первичные и вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию, которая суммируется во вторичных документах.

Контрольные вопросы:

1.Что включает в себя понятие документ?

2.Назовите основные функции документа. Чем характеризуется каждая функция?

3.Какими нормативными документами регламентируются основные термины в области делопроизводства?

4. Назовите современные виды носителей информации?

5. Каким законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов?

6. Чем отличается документ личного происхождения от официального документа?

7. Что обуславливает юридическую силу официального документа?

8. Как меняются действия функций во времени?