Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На своей пятьдесят восьмой сессии Генеральная Ассамблея постановила провозгласить 2006 год Международным годом пустынь и опустынивания (резолюция 58/211 от 23 декабря 2003 года). Ассамблея предложила всем странам учредить национальные комитеты и координационные центры и отметить Год путем проведения соответствующих мероприятий. Она призвала все соответствующие международные организации и государства-члены поддержать связанные с опустыниванием, в том числе с деградацией земель, мероприятия, которые будут организованы затрагиваемыми странами, в частности странами Африки и наименее развитыми странами.
22 декабря 2005 года Ассамблея заявила о твердой решимости активизировать осуществление Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, для устранения причин опустынивания и деградации земель, а также с нищетой, обусловленной деградацией земель, посредством, в частности, мобилизации достаточных финансовых ресурсов на предсказуемой основе, передачи технологий и наращивания потенциала на всех уровнях. Она приветствовала назначение почетных представителей Организации Объединенных Наций в рамках Международного года пустынь и опустынивания и рекомендовала Генеральному секретарю назначить в этой связи дополнительных представителей для содействия успешному осуществлению программы Года во всем мире.
По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды можно подразделить на девять групп, во главу которых, конечно, необходимо определить принципы, утверждающие право граждан на благоприятную окружающую среду, хотя еще 20 лет назад приоритет отдавался суверенитету государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Итак, первая группа включает принципы, закрепляющие приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и области окружающей среды. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
Заметим также, что принцип 2 Стокгольмской декларации провозглашает, что природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.
Вторая группа принципов провозглашает суверенитет государств на использование природных ресурсов. Особенно ярко это положение отражает принцип 21 Стокгольмской конференции, который гласит: ”В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды, и именно на них лежит ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде в других государствах или районах, лежащих за пределами национальной юрисдикции“.
Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности развивающихся.
Как и Стокгольмская декларация, Всемирная хартия природы содержит руководящие принципы поведения государств и народов по отношению к окружающей природе, с тем, однако, особенным качеством, что они обращены не только и даже не столько к сфере межгосударственных отношений, сколько к внутригосударственным правоотношениям, к сфере реального поведения людей, индивидуального или коллективного. Во Всемирной хартии природы говорится, что принципы, изложенные в Хартии, должны найти отражение в законодательстве и практике каждого государства, а также на международном уровне: в полной мере учитывая суверенитет государств над своими природными ресурсами, каждое государство должно применять положения настоящей Хартии через посредство своих компетентных органов и в сотрудничестве с другими государствами .
2.2 Международное право в борьбе с опустыниванием
Согласно определению, сформулированному в Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием “опустынивание означает деградацию земель в аридных, семиаридных и сухих субгумидных районах в результате действия различных факторов, включая изменение климата и действие человека”, и борьба с опустыниванием включает в себя деятельность, которая является частью комплексного процесса в интересах устойчивого развития.
Разработка Конвенции ОНН по борьбе с опустыниванием была начата согласно решению Всемирной Конференции по окружающей среде и устойчивому развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием, разработанная Межправительственным Комитетом по ведению переговоров для разработки Международной Конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, была принята Генеральной Ассамблеей ООН 17 июня 1994 года. Этот день - 17 июня - провозглашен ООН Всемирным днем борьбы с опустыниванием. Конвенция вступила в силу 26 декабря 1996 года. В настоящее время Конвенция ратифицирована 124-я странами .
Рассмотрим наиболее значимые участки Земли, в которых борьба с опустыниванием имеет существенную роль.
2.2.1 Международное право в борьбе с опустыниванием в Африке
Наверное, одной из самых проблемных в плане опустынивания зон земного шара является Африка. Существенные усилия международного сотрудничества в борьбе с опустыниванием направлены именно на Африку. Ниже приведены выдержки из конвенции по борьбе с опустыниванием Африки, принятой в 2002 году в Йоханнесбурге.
Основным приоритетом в области борьбы с опустыниванием должно быть осуществление профилактических мер в отношении земель, которые еще не деградировали или которые деградировали лишь в незначительной степени. Однако сильно деградировавшие земли не следует оставлять без внимания. В рамках борьбы с опустыниванием и засухой важнейшее значение имеет участие местных общин, сельских организаций, национальных правительств, неправительственных организаций, а также международных и региональных организаций .
Ниже приведены охватываемые положениями Конвенции программные области:
· укрепление базы знаний и разработка систем информации и мониторинга в отношении регионов, подверженных опустыниванию и засухам, включая экономические и социальные аспекты этих экосистем;
· борьба с деградацией земель путем, в частности, интенсификации деятельности по сохранению почвенных ресурсов, облесению и лесовосстановлению;
· разработка и укрепление комплексных программ в области искоренения нищеты и содействия развитию альтернативных источников средств к существованию в районах, подверженных опустыниванию;
· разработка и учет комплексных программ по борьбе с опустыниванием в национальных планах развития и в процессе планирования природоохранных мероприятий на национальном уровне;
· разработка комплексных планов обеспечения готовности к засухам и ликвидации их последствий, включая меры по организации самопомощи, для районов, подверженных засухе, и разработка программ по решению проблем экологических беженцев;
· поощрение и стимулирование участия населения и экологического просвещения с упором на борьбу с опустыниванием и ликвидацию последствий засухи.
Уязвимые экосистемы являются важными экосистемами, обладающими уникальными особенностями и ресурсами. Уязвимые экосистемы включают пустыни, полузасушливые земли, горы, увлажненные земли, небольшие острова и некоторые прибрежные районы. Большинство этих экосистем являются региональными по масштабу и выходят за рамки национальных границ .
Немаловажную роль в международной борьбе с опустыниванием в Африке сыграла конвенция Генеральной Ассамблеи ООН 2006 года.
Основополагающими факторами принятия Конвенции являлись следующие положения:
· людям в затрагиваемых или находящихся под угрозой районах уделяется центральное внимание в рамках деятельности по борьбе с опустыниванием и смягчению последствий засухи;
· наличие серьезной озабоченности международного сообщества, в том числе государств и международных организаций, по поводу неблагоприятных последствий опустынивания и засухи;
· осознание, что на долю засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районов в совокупности приходится значительная доля поверхности суши Земли и они являются средой обитания и источником средств к существованию для значительной доли ее населения;
· признание того, что опустынивание и засуха являются проблемами, имеющими глобальные масштабы, поскольку они затрагивают все регионы мира, а также что для борьбы с опустыниванием и/или смягчения последствий засухи необходимы совместные действия международного сообщества;
· наличие значительной доли развивающихся стран, особенно наименее развитых стран, среди стран, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, и особенно трагические последствия этих явлений в Африке;
· опустынивание вызывается сложным взаимодействием физических, биологических, политических, социальных, культурных и экономических факторов;
· наличие воздействия торговли и других аспектов международных экономических отношений на способность затрагиваемых стран надлежащим образом вести борьбу с опустыниванием;
· осознание того, что устойчивый экономический рост, социальное развитие и искоренение нищеты являются первоочередными задачами затрагиваемых развивающихся стран, особенно в Африке, и необходимыми условиями достижения целей устойчивого развития;
· опустынивание и засуха оказывают неблагоприятное воздействие на устойчивое развитие в силу их взаимосвязи с такими важными социальными проблемами, как нищета, плохое здравоохранение и питание, отсутствие продовольственной безопасности, и с проблемами, возникающими в связи с миграцией, перемещением лиц и динамикой изменения демографических факторов;
· высокое значение предпринимавшихся в прошлом усилий и опыта государств и международных организаций в области борьбы с опустыниванием и смягчения последствий засухи, в частности при осуществлении Плана действий по борьбе с опустыниванием Организации Объединенных Наций, который был принят Конференцией Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в 1977 году;
· признание действенности и актуальности решений, принятых Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, в частности Повестки дня на XXI век и ее главы 12, в которой предусматривается основа для деятельности по борьбе с опустыниванием;
· национальные правительства играют решающую роль в борьбе с опустыниванием и в смягчении последствий засухи и что прогресс в этой области зависит от осуществления на местах программ действий в затрагиваемых районах;
· большое значение и необходимость международного сотрудничества и партнерства в деле борьбы с опустыниванием и смягчения последствий засухи;
· значение предоставления затрагиваемым развивающимся странам, особенно в Африке, эффективных средств и, в частности, существенных финансовых ресурсов, включая обеспечение новых и дополнительных источников финансирования и значение предоставления доступа к технологии, без которых им будет сложно в полной мере выполнять свои обязательства по Конвенции;
· воздействие опустынивания и засухи на затрагиваемые этими явлениями страны Центральной Азии и Закавказья;