Файл: Вопрос Категория населения в Киевской Руси, их правовое положение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 3. Категория населения в Киевской Руси, их правовое положение.

1) феодалы;

2) духовенство;

3) зависимое население;

4) городское население (включая купцов и ремесленников).

Феодалы. Входили князья, бояре, духовенство.

На вершине князь, окруженный феодальной знатью. Князья и бояре являлись крупными землевладельцами, вышедшими из родоплеменной .

Дружинники как землевладельцы постепенно сливались с местными, земскими боярами и становились более независимыми от князя.

Бояре также имели свои дружины. Они могли участвовать в заседаниях княжеского совета, несли вассальную службу военного характера. Князья и крупные бояре, стремясь обеспечить себя военными слугами, раздавали им землю. Вотчина обладала правом передачи по наследству.

Особое место в общественной иерархии занимают дворцовые слуги: тиуны (управители), мечники, гриди, детские, отроки. Приближенные ко двору князя получили общее название огнищан. В Пространной Правде «огнищане» именуются «княжими мужами».

Привилегии класса феодалов. Жизнь охран двойной вирой. За принуждение огнищанина без санкции князя к испытанию железом уголовный штраф (за «муку») был в четыре раза больше, чем за «муку» смерда. По церковному уставу Ярослава честь жен и дочерей бояр ограждалась штрафом в 5 гривен золота, а простых людей – в 1 гривну серебра. Бояре и дружинники имели право при отсутствии сыновей передавать наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли. Феодалы были полностью освобождены от платежа дани.

Духовенство. представляло собой отдельную группу населения и делилось на чёрное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы. Монастыри во главе с игуменами подчинялись епископам и митрополиту.

Источниками содержания для митрополита и епископов служили:

1) десятина из княжеских доходов и имения

2) различного рода пошлины

- пошлины с торговых мер и весов;

- судные – с церковного суда;

- ставленые – за поставленные в клир ставленников.

3) недвижимые имения. Митрополит, например, имел во владении несколько городов с волостями и селами.


Уставы князей утверждали за духовенством разные привилегии, в частности свободу от мирского суда, службы и податей. Около соборов, церквей и монастырей сосредоточивалась общественная благотворительность, содержались больницы, богадельни, странноприимницы и школы.

Низшее духовенство, непосредственно связанное со своими приходскими общинами и жившее одной жизнью с народом, имело менее привилегированное и обеспеченное положение, чем высшее. Первоначально большей частью оно было пришлое. Свое содержание приходское духовенство получало главным образом от доходов за церковные службы. Церкви княжеской постройки, особенно соборы, получали определенное содержание от князей.

Зависимое население. Самой многочисленной группой феодально-зависимого населения были смерды – крестьяне-общинники, владевшие землей на основе общинной собственности.

Из массы смердов выделяются «худые смерды» – разорившиеся общинники.

Большая часть смердов оставалась свободной и платила дань князю.

Разорившиеся становились закупами.

Побои закупа без вины с его стороны (а также убийство) карались так же, как и побои (убийство) свободного. РП признавала за закупом право обращаться к судьям с жалобой на обиды, нанесенные ему хозяином. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от выплаты долга, и он превращался в свободного, господин же подвергался большому штрафу.

Сбежавший закуп превращался в холопа. Господин имел право наносить ему побои за нерадивую работу.

В древнерусском феодальном обществе существовали и рабы, называемые холопами или челядинами (челядью обычно называли рабов-пленников). Однако, как уже говорилось, рабство на Руси имело патриархальный характер.

Источником рабства Древней Руси был плен, самопродажа, женитьба на холопке, рождение от холопа, бегство закупа.

Холопы как объект права. Хозяин мог делать с хлопом все, что угодно. За убийство чужого холопа взимался «урок» – возмещение его стоимости господину и «продажа» – штраф за самовольное истребление чужой собственности.

Холопы не могли вступать в какие-либо сделки без разрешения господина. Именно последний отвечал за долги холопа и получал вместо него прибыль. Не подвергался наказанию холоп и за преступления. В случае кражи, совершенной холопом, господин платил двойное возмещение похищенного.



Среди феодально зависимых людей РП и летописи упоминают также изгоев, не принадлежали к общине.

Городское население. Основная масса была свободна. Личность горожан и имущество были защищены законом. Большая часть из них платили налоги и несли повинности в пользу государства.

Рост общественного разделения труда привел к выделению из общей массы городского населения ремесленников и купцов. «торг», т.е. место совершения торговых сделок.

Среди горожан были «лучшие» или «вятшие» люди – купцы, торговцы, и «молодшие», или «черные» (т.е. бедные), люди – ремесленники и работные люди, обслуживавшие торговлю.

РП различала два разряда купцов: купцов и гостей (ведущих местный торг и заграничных).

Таким образом, общественный строй Древнерусского государства содержал множество промежуточных категорий населения, не сформировавшиеся в полной мере основные классы феодального общества.