ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНИПЫ И КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ
И.Ф. ГЕРБАРТА
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Идея всестороннего и гармоничного воспитания ребенка созвучна с нашим временем, это связано, прежде всего, с обновлением и преодолением устаревших стереотипов, а также динамическими изменениями во всех сферах общественной жизни. Изучение педагогического наследия Джона Локка позволяет критически и полно использовать ведущие идеи и опыт прошлого в современных условиях.
Отдельные аспекты педагогической системы английского просветителя нашли свое освещение в работах современных ученых: А. Джуринского, Г. Коджаспировой, В. Кравец, Д. Латышиной, А. Пискунова, И. Подласого,
А. Радугина, В. Рыбина и др.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ
Сегодня понятие «система» широко используется в науке, технике и в повседневной жизни, когда речь идет об определенной упорядоченной совокупности элементов любого содержания. В науке понятие «система» изменила в начале ХХ века подход к изучению различных процессов и явлений.
Категория «педагогическая система» и ее модификации – одна из основных в понятийном аппарате педагогики. В широком смысле педагогическая система – это объединение участников педагогического процесса, в котором выдвигается педагогическая цель, решаются педагогические задачи. В узком смысле педагогическая система – это упорядоченное количество взаимосвязанных компонентов, которые образуют единое целое и подчинены целям воспитания и обучения [2, с. 54].
Структурными компонентами педагогической системы выступают: учебная информация, средства педагогической коммуникации, учащиеся, педагог, цель. Функциональные компоненты выделяются как связь между структурными: конструктивные, коммуникативные, организационные, гностические, проектировочные (прогностические) [3].
В основе любой педагогической системы лежит ряд взаимосвязанных между собой принципов. К главным принципам педагогической системы И. Гербарта относятся следующие общепедагогические принципы:
-
принцип гуманизма, основанный на уважении личности ребенка и заботе о его развитии: ребенок в педагогической системе И. Гербарта – неповторимый и уникальный, он должен понимать, чувствовать, защищать и отстаивать общечеловеческие ценности; чувство свободы в душе питомца является важным условием достижения необходимой цели воспитания: «Воспитание превратится в тиранию, если не будет способствовать свободе»; -
учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников: «Главным препятствием для школьного образования является различие умственных способностей воспитанников. Пренебрегать этим, является большой ошибкой всех школьных программ, которые способствуют деспотизму учителей и подводят всех под одну гребенку»; -
принцип единства обучения и воспитания: во вступлении в «Общую педагогику» И. Гербарт определил главную сущность собственной педагогической теории: он высказал мысль о том, что не представляет себе воспитания без обучения, и в обратном порядке, не признает обучения, которое было не воспитывающим. При этом он различал воспитание и обучение как специфические цели, средства и последовательные процессы, которые объединены общей целью – это приближение воспитанника к добродетели. Гербартовская идея «воспитывающего обучения» определяет воспитательное значение обучения, которое способствует формированию жизненной позиции воспитанника и определению его отношения к окружающему миру, воспитанию чувства солидарности [5]; -
связь с жизнью, развитие многостороннего интереса, который продлится -
на протяжении всей жизни: «Обучение должно способствовать появлению интереса. Обучение закончится, однако интерес останется на всю жизнь».
Главными принципами воспитания в системе И. Гербарта являются:
-
принцип целостности, направленный на формирование у личности целостной картины мира: «Воспитание должно способствовать множеству образованных людей, а не ограниченных дрессированных подчиненных»; -
принцип ориентации на свободное развитие личности. По И. Гербарту, «характер – это внутренняя твердость, как может человек внутренне окрепнуть, если ему не позволяют рассчитывать на что-то, если ему не предоставляют возможности решительно действовать по собственным намерениям»; -
принцип сосредоточения внимания на положительных чертах личности, И. Гербарт более всего ценил метод поощрения и проявления добра; принцип постепенности, ученый разработал вопросы относительно этапов воспитания, которые постепенно переходят в самовоспитание личности; -
комплексный поход, тесная взаимосвязь и взаимопомощь между родителями, воспитателями и школой, гербартовская концепция «смешанного образования».
К основным принципам обучения в педагогической системе И. Гербарта относятся:
-
принцип активности и самодеятельности учащихся: «Ценность человека определяется не суммой приобретенных знаний и умений, а ее волей и духовной самостоятельностью» [4]; -
принцип системности и последовательности преподавания. Ученый подчеркивал, что не надо слишком быстро предлагать одно за другим, но все предлагать отдельно и постепенно; -
принцип наглядности, И. Гербарт был уверен в том, что для ребенка нет обучения более достойного, чем наглядное обучение, поэтому надо систематически тренировать органы чувств ребенка, «культивировать созерцание».
Компетентность педагога, его высокие моральные качества определяют качество педагогической системы И. Гербарта. По его убеждению, учитель пробуждает в ребенке силу мысли и беспокоится за резвость, прочность, разнообразие ее представлений. Он должен иметь «принципиальность взглядов и постоянное наличие духа», его присутствие должно быть интересным для питомца, иначе оно становится обременительным и приводит к отчуждению. Учитель не должен терять «чувство момента, когда надо произнести речь и привить мораль воспитаннику, или когда учитель должен быть только повитухой при рождении собственных взглядов питомца и не препятствовать его самостоятельной деятельности» [2].
В педагогической системе И. Гербарта воплощается естественное движение от идеи к действию, от представления через перцепцию к интересу, желании и воли. В ходе анализа педагогических трудов И. Гербарта установлено, что
Актуальные проблемы гуманитарных наук, 2017 г.
центральной в его педагогической системе является идея нравственно-развитой личности, поэтому все компоненты системы подчинены достижению именно этой цели.
В главных формах педагогического воздействия в системе И. Гербарта относятся следующие компоненты: управление детьми; воспитывающее обучение; нравственное воспитание.
Следовательно, понятие «воспитание» в педагогической системе И. Гербарта гармонично объединяет две относительно самостоятельные процесса: воспитывающее обучение и нравственное воспитание, которые имеют общую цель – это моральная добродетель. По утверждению ученого, каждому человеку должны быть привиты не только профессиональные навыки, но и определенные моральные качества. Главной задачей нравственного воспитания в педагогической системе И. Гербарта выступает забота о воспитаннике [4].
Основная педагогическая работа И. Гербарта «Общая педагогика», выведенная из цели воспитания, свидетельствует о главной роли целей воспитания в педагогической системе ученого. В связи с этим И. Гербарт выделил две группы целей:
-
цели возможные, которые осуществляются через развитие многостороннего интереса; -
цели необходимые, которые осуществляются через воспитание нравственного характера.
Поскольку возможные цели зависят от «свободного выбора», будущего взрослого человека, воспитатель должен, заботиться не об объективной, а субъективной стороне, именно, воспитывать в детях силу и полноту «хотения», различную восприимчивость – многосторонность интереса. Речь идет об идее совершенства и внутренней свободы. Это становится залогом того, что питомец сделает в будущем наиболее целесообразный выбор относительно своей профессии [3, с. 32].
Процесс обучения, по мнению И. Гербарта, в том числе и урок, осуществляется по 4 ступеням [5]:
-
Ясность (выразительность) – это углубление в учебный материал в состоянии покоя. В психологическом плане здесь требуется мобилизация внимания учащихся. -
Ассоциация – это углубление в учебный материал в состоянии движения представлений. Новый материал вступает в связь с имеющимися представлениями учащихся, полученными ранее на уроках. Так как ученики не знают, что получится в результате связывания нового со старым, И. Гербарт считал, что в психологическом плане здесь имеет место ожидание. В дидактическом плане – лучше проводить беседы, именно непринужденные беседы с учениками. -
Система – это осознание учебного материала в состоянии покоя душе. Характеризуется связным изложением нового материала с выделением основных положений, выводами правил и формулированием законов. Психологически эта ступень соответствует «поиску». В области дидактики – это формулировка выводов, правил, определений. -
Метод – это осознание учебного материала в состоянии движения души, применения полученных знаний на практике. Психологически эта ступень требует действия, дидактические – это учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний.
Итак, определив цели воспитания и пути их осуществления, И. Гербарт
высказал мнение о том, что средством развития многостороннего интереса выступает обучение, а средством развития «силы нравственного характера» – нравственное воспитание. В то же время он акцентировал единство этих двух частей учебно-воспитательного процесса: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное воспитание без обучения есть цель, лишенная средств». Учитывая то, что обучение как средство воспитания является более широким понятием, чем нравственное воспитание в специальном смысле этого слова, то тщательно организованное знание выступает, лучшей основой нравственного воспитания.
Таким образом, И. Гербарт направил процесс обучения на формирование правильного восприятия мира и людей, укрепление характера и силы воли. Он отмечал: «Педагогика является необходимой наукой для воспитателя. Воспитатель должен владеть наукой, которую следует передавать дальше. И здесь я сразу хочу признаться, что не имею представления о воспитании без обучения, так же, как и не признаю такого обучения, которое не было воспитывающим».
И. Гербарт полагал, что воспитывающее обучение развивает ребенка благодаря передаче знаний, которые в учебном процессе в зависимости от педагогического намерения всегда служат лишь средством. За то, что педагогические намерения (цели), направленные на развитие гармоничной целостности человека, интерес появляется в процессе обучения, должен быть многосторонним.
ВЫВОДЫ
Проанализировав главные педагогические принципы (гуманизма, учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, единства обучения и воспитания, связь с жизнью), которые лежат в основе педагогической системы И. Гербарта, единство которых обеспечивает успешность функционирования компонентов этой системы, перейдем к рассмотрению функций и взаимосвязи компонентов педагогической системы в целостном процессе развития нравственного характера личности.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Ваховский, Л.Ц. Западноевропейская философия воспитания эпохи
Просвещения: монография / Л.Ц. Ваховский. – Луганск : Альма матер, 2000. – 290 с.
-
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учеб. пособ. [для педагогических учебных заведений] / Под общ. ред. акад. А.И. Пискунова. – [3е изд., испр. и доп.]. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 496 с. -
Кларин, В.М. И.Г. Песталоцци: подвижник педагогики / В.М. Кларин // Педагогика. – № 1. – 1996. – С. 44 – 49. 4. Латышина, Д.И. История образования и педагогической мысли / Д.И. Латышина. – М. , 2005. – С. 179–197.
5. Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIX–XVII вв.) / Н.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. – М. : УРАО, 1999. – 400 с.
_____________________________________________________________________________________________________________________________