Файл: Доклад на педагогический совет современные воспитательные технологии притча. Однажды к старцу пришёл его послушник и спросил.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Современные воспитательные технологии
ПРИТЧА.
Однажды к старцу пришёл его послушник и спросил:
-Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
-старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул её и сказал:
-Что ты видишь?
Послушник, не желая выдавать своё незнание, ответил:
-Я вижу многовековую мудрость этой рукописи. Тогда старец сказал:
-На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
Сегодня на нашем педагогическом совете мы попробуем с вами не побояться признаться себе в том, что мы не знаем, попробуем освоить новые современные технологии.
Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение.
Использование инновационных технологий очень перспективно. Но в тоже время порождает много проблем. Мы решили провести данный педсовет не только для обсуждения этой проблемы, но и в ходе педсовета постараемся отработать общую тактику и стратегию в работе с инновационными технологиями.
Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» - наука. В толковом словаре технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик
, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова
Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.
Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения,общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.
Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий).
Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
В качестве основной формы технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час (Н.П. Капустин).
Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.
Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.
Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.
Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.
Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову)
-
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. -
Важные компоненты воспитательной системы класса: -
Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова)
-
-Формирование личности – главная цель школы. -
-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность. -
-Развитие социальной активности. -
-Формирование ответственности, гражданского самосознания. -
-Развитие творческих способностей детей. -
-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей. -
-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. -
Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С.Макаренко, «коммунарской методики» И.П.Иванова и педагогики сотрудничества.
Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Здесь следует несколько слов сказать о гуманно-личностной технологии Шалвы Александровича Амонашвили, академика РАО, известного советского и грузинского педагога -ученого и практика, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход.
Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:
-
способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
-
развитие и становление познавательных сил ребенка; -
идеал воспитания – самовоспитание.
Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой)
-
Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности. -
Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.
Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.
Технология здоровьесберегающая.
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.
Технология самоуправления
-
Самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. -
Самоуправление целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которых реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.
«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий».
Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути. Шоу-технология
-
Шоу-технология, используемая в воспитательной работе, имеет три основных особенности: - деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»); - соревновательность на сцене; - заготовленный организаторами сценарий шоу-программы. Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы → проведение воспитательного шоу → подведение итогов.
Технология создания «ситуации успеха»
-
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более. -
Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.
В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.