Файл: Ов. В первом разделе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.Система курса теории государства и права

Система настоящего курса складывается из пятиразделов.

В первом разделе (“Теория государства и права как наука и учебная дисциплина”) определяется предмет и методология теории государства и права как универсальной совокупности знаний об общественном и государственно-правовом развитии.

Второй раздел (“Теория государства”) посвящен рассмотрению сущностных аспектов государства как наиболее значимой и универсальной организации человеческого общежития, его формы, типологии, структуры и функционированию отдельных элементов.

Третий раздел настоящего учебного курса (“Теория права”) по своему содержанию является самым объемным. Его задачей является формирование представления о сущности и особенностях права как универсальном и оптимальном регуляторе общественных отношений..

Четвертый раздел (“Личность. Право. Государство”) является, в определенной степени, собирательным и направляющим. Он призван соединить в себе три важнейших начала, показать конечное устремление государственно-правового регулирования — создание наиболее благоприятных условий для гармоничного развития личности, для обеспечения и охраны ее прав, свобод и законных интересов, стимулирования процессов самоорганизации граждан.

В пятом разделе учебного курса представлены проблемы взаимоотношения таких основ нашей жизни, как право, государство и экономика.

Система курса:

1. ТГП как наука

2. Происхождение государства и права

3. Понятие, функции государства

4. Государственная власть и механизм государства

5. Политическая система общества

6. Закономерности развития государства

7. Форма государства

8. ГО и государство

9. Правовое государство

10. Российское государство

3. Цель и понятие теории государства и права.

Теория государства и права – это система специальных знаний об основных закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права, их сущности и назначения в обществе.

Цель ТГП– познание и формулирование основных закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений, выявление их природы и сущности; создание концептуальных (теоретических) моделей государственно-правовой организации общества.

4. Методология теории государства и права.

Методология (греч. метод – путь, логос – учение, наука) – учение о путях получения истинного познания.

Методология ТГП – это обусловленная философским мировоззрением совокупность определенных теоретических подходов, принципов, приемов исследования государственно-правовых явлений..

Классифицируются на Общенаучные, специальные и частнонаучные методы познания государства и права.

1. Общенаучные методы приемы, не охватывающие всего научного знания, но применяемые на отдельных его этапах: анализ, синтез, системный подход, структурный подход, функциональный подход, метод социального эксперимента.

2. Специальныеметоды являются следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. Это математический, кибернетический, статистический и другие методы.
3. Частнонаучные методы познания позволяют достигнуть конкретного, детального знания о государстве и праве с помощью методологической функции специальных юридических понятий.:

    • Формально-юридический методпозволяет определить юридические понятия, их признаки, классификацию, путем толкования действующего законодательства.

  • Сравнительно-правовой позволяет сопоставить различные правовые или государственные системы зарубежных стран или их отдельные элементы (отрасли, институты, органы) с целью выявления общих и особенных свойств.

  • Юридическая герменевтика – анализ реального содержания текстов правовых актов, исходя из социального контекста, потому что текст нормы есть результат особого мировоззрения.

  • Метод правового моделирования – идеальное воспроизведение исследуемых государственно-правовых явлений применительно к определенной ситуации.

5. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук.

Все гуманитарные науки в той или иной степени затрагивают вопросы о государстве и праве. Отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, экономикой, социологией, политологией, соц. психологией.

  1. Теория государства и права и философия. Философия – это система знаний об общих принципах бытия, об отношении человека к окружающему миру. Обращение к философии при изучении государства и права позволяет избегать мировоззренческих ошибок. Теория государства и права вооружает философов материалом, позволяющим формулировать общие принципы свободы и социального процесса.

  2. Теория государства и права и экономика. Экономика изучает способы производства материальных благ. Экономические отношения требуют для себя адекватных государственных учреждений и правовых норм. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают фактором эффективного функционирования экономических отношений.

  3. Теория государства и права и социология. Социология занимается проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Она связана с управлением, осуществляемым государством и правом. Опираясь на достижения социологии, теория государства и права может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов совершенствования государственного аппарата.

  4. Теория государства и права и политология. Политология изучает политику, политические институты и процессы. С государственной властью с её содержанием, методами деятельности напрямую связана политическая жизнь в целом. С политической властью сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, они активно взаимодействуют с государством и правом.

  5. Теория государства и права и социальная психология. Теория государства и права изучает формы и методы воздействия на поведение людей. Изучение правосознания, правотворчества, эффективности его воздействия на поведение людей невозможно без учёта достижений социальной психологии. Социальная психология призвана помочь теории государства и права устанавливать последствия деятельности государственных и правовых институтов.

Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.

Социальные науки, изучающие общественные отношения, урегулированные правом, в комплексе образуют систему юридических наук – правоведение.

В рамках современного правоведения юридические науки объединяются в следующие, связанные между собой группы наук:

1) историко-теоретические науки;

2) отраслевые науки;

3) специальные (межотраслевые) науки;

4) прикладные (вспомогательные) науки;

5) науки, изучающие международное право.

Говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических наук, следует иметь в виду два обстоятельства. С одной стороны, теория государства и права традиционно включается в группу историко-теоретических наук, что предполагает тесные связи теории с историей государства и права и историей политико-правовых учений. С другой стороны, теория государства и права является фундаментальной юридической наукой (теоретической базой правоведения)

6. Власть: понятие, признаки, виды. Общество и власть.

Власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов, носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и т.д.

Виды власти: Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.

Виды власти (по М. Веберу в зависимости от источника власти)

1. Традиционный 2. Харизматический 3. Рационально-правовой

Виды власти (от законности):

1. Легальная 2. Нелегальная

Виды власти (от признания):

1. Легитимная 2. Не легитимная

Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.

Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.

Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни..

Государственная власть – это система властеотношений реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения.Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех.

Государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства.

Власть характеризуется совокупностью важных признаков:

Во-первых, власть – это явление социальное, то есть общественное.

Во-вторых, она является неотъемлемым признаком общества на всех этапах его развития. необходимость управления обществом предопределяет появление такого феномена, который описывается понятием «власть».

В-третьих, сущность власти проявляется в том, что она может функционировать только в рамках общественного отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами

Важнейшим признаком власти является её опора на силу. Именно наличие силы предопределяет положение субъекта в качестве властвующего. Её сила может иметь разнообразные источники: физическая сила, сила оружия, интеллекта, авторитета, убеждения, красоты и т. п.

Сознательное подчинение является условием её наличия в определенном отношении над определенным субъектом

7.. Понятие и виды социального регулирования. Власть и социальное регулирование.

Социальное регулирование – целенаправленное воздействие на поведение людей с целью его упорядочения с помощью персональных указаний или правил поведения.

Социальное регулирование необходимо для наведения порядка в обществе, этот порядок должен соответствовать приказам, указаниям, решениям, обращенным к отдельным индивидам или установленным правилам, нормам поведения, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (в этом проявляется общий характер норм).

Различают виды социального регулирования: индивидуальное регулирование и нормативное регулирование.

Индивидуальное регулирование – упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к отдельным обстоятельствам, к конкретным лицам. Виды регулирующих акций: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. У этого вида регулирования есть положительные характеристики: учет персональных качеств исполнителя, учет уникальности ситуации. Недостатки данного регулирования: проблема каждый раз решается заново, следовательно, затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта.

Виды регулирующих средств: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно.

Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил. Положительные характеристики этого вида социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективизма, произвола; экономится время и организационные усилия. Недостатки данного регулирования: неучет персональных качеств исполнителя, неучет индивидуальности ситуации.

8.Социальные нормы: понятие и виды. Социальная норма – это правило поведения людей общего характера, содержащее меру свободного (дозволенного), обязательного или запрещенного поведения, направленное на организацию общественных отношений, обеспеченное в своем действии каким-либо социальным институтом или обществом в целом.

Признаки социальных норм:

  • Регулируют отношения между людьми;

  • Регулируют повторяющиеся, массовые, типичные ситуации;

  • Имеют общий характер;

  • Носят сознательно-волевой характер;

  • Имеют определенную норму (писанную, неписанную, устную);

  • Имеют санкции;

  • Обусловлены социально-культурным и экономическим уровнем развития общества.

  • Основные виды социальных норм:

1. С точки зрения содержания и сфер действия различают следующие виды социальных норм: экономические, политические, юридические, этические, религиозные, моральные, языковые, мифы, обряды, ритуалы и другие.

2. По регулятивным особенностям различают: обычаи, мораль, право, корпоративные нормы.

Обычай - это правило поведения людей, сложившееся исторически, вошедшее в привычку, обеспеченное силой общественного мнения.

Мораль-это свод правил нравственности.

Право - это система общеобязательных норм, признанных и охраняемых государством.

Были также Мононормы—правило поведения людей, соответствующее нерасчленённому общественному сознанию (нет деления на область морали, на область права).

Кашанина: Мононормы – чушь, но если были, то это нормы единые для всех.

Мальцев говорит, что Мононормы есть и сегодня: не убей, не укради (нормы морали, права, религии одновременно).

Корпоративные нормы содержатся в уставах и других документах партий, общественных организаций, негосударственных коммерческих предприятий и организаций и т.п., выражают интересы членов этих объединений, обеспечивая принимаемыми уставами и другими документами порядок работы, права и обязанности их членов.

9. Общество: понятие, признаки, структура.

Общество – это продукт взаимодействия людей или совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, характеризующихся целостностью организации жизни.

Обществоэто часть материального мира, относительно обособленная и отделённая от природы.

Общество — искусственно созданная среда обитания человека, помогающая разным людям существовать вместе.
Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней частьматериального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей иформы их объединения.

Общество— устойчивое, саморазвивающееся объединение людей, реализующих индивидуальные и групповые интересы и взаимодействующие на основе общих правил поведения ради развития.

Признаки общества:

  1. Человек разумный - первоначало общества. Биосоциальное существо.

  2. Люди общества обладают потребностями, которые носят индивидуальный и общий характер. Противоречия между индивид. и общими интересами = конфликты.

  3. Интересы людей толкают к взаимодействию друг с другом.

  4. Различия в потребностях требуют соц. регулирования.

  5. Соц. управление осуществляется в форме властеотношений. Власть — неотъемлемая часть общества.

  6. Общество — саморазвивающееся явление. Его существование стабильно и продолжается во времени..

Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общими интересами и потребностями и взаимодействующими на основе общепризнанных ценностей и общеобязательных норм с целью самовоспроизводства, сохранения и развития.

ВИДЫ ОБЩЕСТВ:

В зависимости от внутренней организации:

  • гос. организованные общества

  • догосударственные общества


По типу производственных отношений:

  • доиндустриальные (аграрные)

  • индустриальные

  • постиндустриальные ( информационные)


По типу экономических отношений:

  • общества с присваиваемой экономикой

  • общества с производящей экономикой


Марксистко-ленинская классификация:

  • первобытное

  • рабовладельческое

  • феодальное

  • капиталистическое

  • социалистическое

  • коммунистическое


По ценностям:

  • западное общество

  • восточное общество


Обществом может быть названо все мировое сообщество.


Структура общества – внутреннее строение общества, отражающее многообразие его элементов, обеспечивающее его целостность и динамизм.

Общество - не хаотичная совокупность, а упорядоченная структура

Такова структура общества: социальные группы, социальные институты и организации, социальные ценности и нормы.

Социальная группа – это устойчивая, однородная, сплоченная совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют.

Социальный институт – это форма организации общественной жизни, обеспечивающая устойчивость общественных отношений.

Семья – это социальный институт для воспроизводства новых членов общества.

10. Особенности (пути) возникновения государства у различных народов.

  1. Восточный путь (др. Египет, Китай, Индия):

  • Первобытно - общинная организация управления постепенно переходит в гос. организацию.

  • Азиатский способ производства (крупномасштабные работы; управление большими массами людей)

  • Общинная собственность на землю

  • Гос-во возникает до возникновения классов

  • Гос-во способствует возникновению классов

  • Растворенность индивида в коллективе

  • Деспотическая монархия

  • Форма города-государства




  1. Западный путь:

  • Разрушение родового общества, через имущественное неравенство, появление частной собств. Распад на классы

  • Государство основано на рабстве

  • Собственность первична

  • Богатые общинники - правящий класс

  • Частная собственность — власть

  • Индивидуализм

  • Институт частного права

  • Ограничение правителя законом

  • Ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь общества

  • Форма - полис. Аристократическая республика.




  1. Интегративный путь:

  • Переход от родоплеменного к раннефеодальному государству

  • Отсутствие рабства

  • Сохраняется свобода земледельцев

  • Феодальная формация

  • Влияние мировых религий

  • Европейские державы утверждали свои образцы гос-ва в других странах

  • Использование опыта институтов гос-ва и права древнего Рима.


Афинское государство — классическая (чистая) форма, по словам Ф. Энгельса. Государство возникает за счет внутренних причин, а именно расслоения общества на антагонистические классы.



Римское государство – возникновение государства обусловлено борьбой между патрициями (коренное население) и плебеями (пришлое население).

Государство в Спарте — результат военного завоевания спартанской общиной соседних территорий, население которых было превращено в рабовилотов.

11. Общественная власть и социальные нормы при первобытнообщинном строе.

Догосударственное общество называют первобытным, а существовавший в нем срой – первобытнообщинным (родообщинным, родоплеменным). Он тянулся, по разным оценкам, более тридцати тысячелетий и прошел в своем развитии несколько периодов. Вопрос о периодизации первобытного общества не имеет в отечественной науке однозначного решения.

Долгое время принято было выделять два периода - матриархат и патриархат. Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде. Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнскому и родство в котором велось уже по отцовской линии. С этим периодом связывался процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства.

Для общественного устройства первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя.

Род - это семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении.

Племя- это союз родовых общин, имеющий свою территорию, язык, общие религиозные и бытовые обряды.

Первобытное самоуправление: высший орган-общее собрание взрослых; выборные лица-старейшина, вождь, жрец.

С точки зрения социальной власти и управления первобытное общество характеризуется следующими признаками:

1) полнота социальной власти принадлежит обществу в целом. Жизненно важные для рода управленческие решения принимаются на общем собрании путем голосования;

2) оперативное руководство общественной деятельностью осуществляет выборный глава рода, власть которого опирается исключительно на личный авторитет и не несет каких либо привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» при разделе добычи и т. п.);

3) в основе правил поведения находятся неразличаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами;

4) основным принципом социального регулирования является принцип талиона – равным за равное (око за око, зуб за зуб). Но при этом становятся обязательны два древнейших табу:


    • не убивай своих сородичей (табу на убийство);

    • не вступай в половую связь со своей, матерью, братьями и сестрами (табу на инцест);

Нарушение табу влечет за собой изгнание виновного из рода (остракизм), что, по сути, означает смертный приговор.

Постепенно человеческая организация усложнялась, что, с одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и управления, а с другой, обусловливало возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий. Иными словами, в обществе постепенно складываются объективные предпосылки возникновения государства и права.

Социальные нормы при первобытнообщинном строе - это обычаи.

Обычаи - это правило поведения людей, сложившееся исторически, вошедшее в привычку, обеспеченное силой общественного мнения.

Черты:

1)складывались в интересах всего общества.

2)нет разделения на права и обязанности.

3)реализуется в силу привычки.

4)обеспечивается всем обществом.

5)основанием для обычая являлись религиозные основания..

Были также мононормы—правила поведения людей, соответствующие нерасчленённому общественному сознанию (нет деления на область морали, на область права).

12. Основные теории происхождения государства.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Наиболее важных из них:

1. Теологическая теория (Фома Аквинский, XIII в., А. Кентерберийский, Ж. Маритен, Й. Войтыла, ХХ в.) Является одной из самых ранних. Зародилась в глубокой древности, наибольшее развитие получила в период средневековья. распространение имеет в наше время. .Не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Последние возникают одновременно и являются творениями божественного разума. Все, что существует на Земле, создано по воле Бога. Государство и право вечны, как и сам Бог. Государь рассматривается как наместник Бога на Земле, как "божий помазаник". Люди должны беспрекословно подчиняться государю, ибо его воля является воплощением божественной воли. Отсюда выступление против государя и государства - великий грех, поскольку это выступление против Бога.

2. Патриархальная теория (Платон и Аристотель III-II вв. до н.э., Филмер XVII.в., Михайловский XIX в.). Государство возникает в результате разрастания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, первоначально приводит к возникновению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи, патриарх, становится главой государства, монархом, власть которого является естественным продолжением власти патриарха, отца над своими детьми, подданными.


3. Договорная теория (истоки в Древней Греции V-IV вв. до н. э., Гроций, Гоббс, Локк, XVII-XVIII вв., а также Спиноза, Руссо, Радищев и др.) Ее именуют также теорией естественного права. Суть теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевались либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие, "золотой век" (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от Природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому, чтобы создать в обществе нормальную жизнь и обеспечить естественные права, люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу, представляющему их общие интересы, часть своих прав.

4. Теория насилия (теория внутреннего насилия – Е. Дюринг, XIX в.; теория внешнего насилия - Л. Гумплович и К.Каутский XIX в.). Теория внутреннего насилия - государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства. Внешнее насилие - государство возникло из завоевания одного племени или народа другим племенем или народом. Государство создается как аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право.

5. Марксистская (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, XIX в., В. Ленин,.ХХ в.) Государство и право возникают как результат раскола общества на антагонистические классы (классы с непримиримыми противоречиями) и классовой борьбы. Право- и политогенез есть естественноисторический процесс, основанный на развитии экономики, появлении частной собственности, расколе общества на антагонистические классы (класс собственников, эксплуататоров и класс несобственников, эксплуатируемых). Государство создается классом собственников как сила, с помощью которой класс несобственников удерживается в повиновении и подавляется при необходимости. Право же выступает как средство навязывания воли эксплуататоров эксплуатируемым и всему обществу в целом.