Файл: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М. ВентанаГраф 2019.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Демонстрации: фильм «Охрана окружающей среды города»; таблицы «Город как среда обитания», «Охрана природы в зонах отдыха».
Практические работы. Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. Мониторинг зеленых насаждений населенного пункта.
Экскурсия. Экологическая роль озеленения.
Тема 10. Промышленные техносистемы.
Принципы экологизации техносистем: ресурсосбержение, энергосбержение, малоотходность. Жизненный цикл изделия. Технологические цепи. «Промышленный симбиоз». Ресурсосбережение и энергосбережение в техносистемах. Рециклинг. Экономия металлов. Комплексное использование сырья. Экономия древесины. Нанотехнологии. Увеличение времени эксплуатации ресурсоемкой продукции. Материальная революция. Проблема промышленных отходов. Очистные сооружения. Очистка газообразных выбросов и сточных вод.
Демонстрации: фильм «Тревожная хроника»; таблица «Биотехнология»; схема «Очистные сооружения и замкнутые циклы воды и воздуха».
Практическая работа. Определение органолептических характеристик воды.
Экскурсия. Знакомство с водоочистными сооружениями.
Тема 11. Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия.
Формы охраны биоразнообразия. Прямая коммерческая и непрямая коммерческая ценность биоразнообразия. Рекреационная, научная, образовательная и опционная ценность биоразнообразия. Проблемы рационального использования лесных экосистем. Главное, побочное, промежуточное, рекреационное лесопользование. Нарушение лесопользования. Использование химических средств защиты растений в лесных экосистемах. Проблемы рационального использования пресноводных и морских экосистем. Эксплуатация ресурсов пресноводных водотоков и водоемов. Превышение норм водозабора. Последствия строительства водохранилищ. Превышение норм вылова рыбы. Последствия нерационального использования морских ресурсов. Загрязнение морей. Истощение морских биоресурсов. Обустройство охраняемых природных территорий. Создание экологических сетей. Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Национальные и природные парки. Памятники природы. Природные заказники. Объекты Всемирного наследия. Охрана видов и популяций. Красные книги. Разведение видов под контролем человека. Создание генетических банков.
Демонстрации: фильмы «Охрана природы», «Охрана воздушного и водного пространства», «Биосферные заповедники»; таблицы «Влияние загрязнений на водное сообщество», «Охраняемые территории», «Охрана и привлечение птиц», «Охрана рыбных запасов»; карты «Биосферные заповедники и национальные парки мира»; «Заповедники и заказники России».
Практическая работа. Изучение ООПТ региона.
Тема 12. Экологическая экономика и экологическое право.
Экономические механизмы рационального природопользования. Экологические платежи. Платные ресурсы. Квоты на загрязнение. Экологические налоги. Экологически ориентированные государственные инвестиции. Экологические фонды. Экологический менеджмент. Экологическая экспертиза. Экологический аудит. Экологическая сертификация. Экологическое страхование. Экологический мониторинг (глобальный, локальный). Геофизический и биологический мониторинг. Нормирование антропогенной нагрузки. Экологическое право. Экологические проступки и преступления.
Демонстрации: фильм «Земля только одна»; карты «Экологические проблемы России», «Основные типы хозяйственной деятельности народов России, использующих объекты живой природы»; гербарий «Растения — индикаторы загрязнения воздушной среды»; схемы «Органы экологического управления Российской Федерации», «Экологические функции правоохранительных органов Российской Федерации».
Практическая работа. Определение степени загрязнения среды с помощью биотеста.
Тема 13. Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развития.
История отношений человека и природы. Человек как биосоциальный вид. Основные периоды истории человечества: охота и собирательство, сельскохозяйственная цивилизация, научно-технический прогресс, постиндустриальное развитие, устойчивое развитие как прогнозируемый период. Формирование техносферы. Последствия загрязнения атмосферы. Глобальное потепление климата. Разрушение озонового слоя. Кислотные дожди. Снижение биоразнообразия на планете. Уничтожение видов. Обезлесивание. Опустынивание. Влияние глобализации на развитие человечества. Концепция устойчивого развития. Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Доклад «Наше общее будущее». Устойчивое развитие общества. Первый Всемирный саммит РИО-92 - Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.). «Повестка дня на ХХI век». Второй Всемирный саммит РИО+10 в Йоханнесбурге (2002 г.). Возможные сценарии развития общества: технократическая, консервационистская, центристская модели будущего.
Демонстрации: фильм «Жить или не жить»; фрагменты фильмов «Воздух в природе», «Охрана вод и воздуха»; карта «Антропогенная трансформация природных экосистем»; справочные таблицы «Водные ресурсы, обезлесение и заповедные зоны», «Изменения окружающей среды в 1972–1992 гг. и ожидаемые тенденции до 2030 г.».
Практическая работа. Изучение и классификация потребностей человека.
Тема 14. Глобальные экологические проблемы человечества.
Состояние народонаселения мира. Плотность населения. Рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости. Смертность. Младенческая смертность. Естественный прирост населения. Демографический переход. Миграция населения. Продолжительность жизни. Возрастной состав населения. Здоровье населения. Управление демографическим процессом. Экономические меры регулирования народонаселения. Регулирование роста народонаселения в развивающихся и развитых странах. Прогноз численности народонаселения. Обеспечение человечества полноценным питанием. Продовольственная безопасность. Производство зерна: урожайность зерновых культур, площадь пахотных угодий, поливное земледелие. Источники белка. Производство животного белка: животноводство, морепродукты, аквакультура. Производство растительного белка. Проблема голода. Проблема переедания. Несбалансированное питание. Продовольственная безопасность в странах мира. Политика экономии продовольствия и агроресурсов. Развитие энергетики. Традиционные источники энергии. Структура мирового энергетического бюджета. Современные теплоэнергетика, гидроэнергетика, атомная энергетика. Современная нетрадиционная энергетика: возобновляемые источники энергии, ветроэнергетика, гелиоэнергетика, геотермальная энергетика, приливные и волновые электростанции. Общие тенденции развития энергетики: теплоэнергетика, гидроэнергетика и атомная энергетика будущего, перспективы энергетики на основе возобновляемых источников энергии. Производство биотоплива. Энергосбережение как ресурс энергетики будущего.
Демонстрации: фильм «Экология. Нетрадиционная энергетика»; карты «Месторождения полезных ископаемых СНГ», «Плотность населения России», «Индекс загрязненности воды в водоемах основных речных бассейнов», «Площадь вырубок в % от общей площади лесных земель», «Население и урбанизация мира»; слайд-фильм «Глобальные экологические проблемы»; справочная таблица с данными по современным ключевым экологическим проблемам регионов мира.
Практическая работа. Оценка общего состояния здоровья с помощью теста максимального потребления кислорода.
Тема 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Охрана биологического разнообразия. Международные договоры (конвенции). Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Конвенция о биологическом разнообразии. Конвенции по охране конкретных природных объектов. Защита атмосферы. Борьба с загрязнением атмосферы. Борьба с выбросами парниковых газов. Киотский протокол. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Защита Мирового океана. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла. Конвенция ООН по морскому праву. Борьба с загрязнением морских вод. Контроль над перемещением особо опасных веществ. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
Демонстрации: фильмы «Тени прогресса», «Экология. Охрана природы», «Биосфера и человек», «Охрана природы».
Тема 16. Формирование экологического менталитета.
Экологический менталитет. Преодоление потребительства. Экологическая культура. Экологическая нравственность. Экологическое образование. Экологическая ответственность. Экологическая этика. Экологическая мораль. Общественные экологические движения.
Демонстрации: фильмы «Внимание, природа!», «Спешите спасти планету!»; схемы «Экологические движения», «Международные природоохранительные организации».
Практическая работа. Проведение социологического опроса об отношении к природе.
Раздел 3.Календарно – тематическое планирование
элективного курса «Экология», 10-11 классы
№ урока | Тема урока |
| 10 класс Введение |
1 | Этапы развития экологии |
2 | Структура современной экологии |
| Тема 1. «Организм и условия среды» - 7 ч |
3 | Факториальная экология |
4 | Отношения между организмами и окружающей средой |
5 | Адаптации у растений и животных |
6 | Биологическое разнообразие. Биологическая индикация |
7 | Среды жизни |
8 | Жизненные формы и жизненные стратегии организмов |
9 | Экскурсия «Водная среда жизни и её обитатели» |
| Тема 2. Взаимоотношения видов – 4 час |
10 | Типы взаимоотношений организмов |
11 | Конкуренция и эксплуатация |
12 | Мутуализм, комменсализм, аменсализм |
13 | Экологическая ниша |
| Тема 3. Популяции – 5 час |
14 | Общая характеристика популяций |
15 | Разнообразие и размер популяций |
16 | Динамика популяций |
17 | Нарушение стабильности популяций в результате деятельности человека |
18 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Популяции» |
| Тема 4. «Общая характеристика экосистемы» - 4 ч. |
19 | Состав экосистемы |
20 | Почва |
21 | Потоки вещества и энергии в экосистеме |
22 | Биологическая продукция и запас биомассы в экосистеме. Экологическое равновесие |
| Тема 5. «Динамика экосистем» - 3 ч. |
23 | Естественные изменения экосистем |
24 | Антропогенные сукцессии |
25 | Влияние рекреационной нагрузки на лесопарк (пригородный лес) |
| Тема 6. «Разнообразие экосистем» - 5 ч. |
26 | Классификация экосистем |
27 | Особенности естественных фотоавтотрофных наземных и пресноводных экосистем |
28 | Биомы суши |
29 | Биомы морских вод и прибрежий |
30 | Лесное растительное сообщество |
| Тема 7. «Биосфера» - 3 ч. |
31 | Общая характеристика биосферы |
32 | Биосферные круговороты воды, углерода, кислорода |
33-34 | Биосферные круговороты азота и фосфора |
11 класс | |
1. | Введение – 1 час |
| Тема 8. «Сельскохозяйственные экосистемы» - 5 ч. |
| Агроэкосистема |
| Биологическое разнообразие агроэкосистем |
| Экология животноводства |
| Экология растениеводства |
| Экскурсия «Изучение антропогенных нарушений почвы» |
| Тема 9. «Городские экосистемы» - 5 ч. |
| Общая характеристика городских экосистем |
| Проблема автомобильного транспорта |
| Проблема твёрдых бытовых отходов |
| Водосбережение и энергосбержение в городских экосистемах. Озеленение городов |
| Экскурсия «Экологическая роль озеленения |
| Тема 10. «Промышленные техносистемы » - 3 ч. |
| Принципы промышленной экологии |
| Экологизация производств |
| Знакомство с водоочистными сооружениями |
| Тема 11. «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия» - 4 ч. |
| Проблема сохранения биологического разнообразия |
| Проблемы рационального использования лесных экосистем |
| Проблемы рационального использования пресноводных и морских экосистем |
| Охраняемые природные территории. Охрана видов и популяций |
| Тема 12. «Экологическая экономика и экологическое право» - 3 ч. |
| Экологическая экономика и экологический менеджмент |
| Экологический мониторинг и экологическое право |
| Контрольно-обобщающий урок по темам курса |
| Тема 13. «Состояние биосферы на рубеже тысячелетий. Концепция устойчивого развития» - 3 ч. |
| История отношений человека и природы |
| Последствия загрязнения атмосферы. Снижение биоразнообразия на планете |
| Концепция устойчивого развития |
| Тема 14. «Глобальные экологические проблемы человечества» - 4 ч |
| Показатели состояния народонаселения мира |
| Управление демографическим процессом |
| Продовольственная безопасность |
| Энергетика будущего |
| Тема 15. «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» - 2 ч. |
| Охрана биологического разнообразия |
| Охрана атмосферы, гидросферы, почв |
| Тема 15. «Формирование экологического менталитета» - 3 ч. |
| Преодоление потребительства |
31-32 | Экологическая культура населения |
33-34 | Природоохранная деятельность. Общественные экологические движения. |