Файл: Развитие психических процессов и состояний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психическое развитие – это процесс изменения психических процессов и состояний человека под воздействием внешних и внутренних факторов. Одним из таких факторов является наличие нарушений мотивационно-личностной сферы у человека. Нарушения в этой сфере могут проявляться различными способами и иметь разную степень выраженности.

Человек с нарушениями мотивационно-личностной сферы может иметь проблемы с формированием адекватных эмоций, мотивов и целей. Это может приводить к нарушению внимания, памяти, мышления, к изменению эмоционального окраса психических состояний, а также может наблюдаться нарушение эмоционального контроля, что в свою очередь может привести к трудностям в социальной адаптации и общении с окружающими.

Развитие психических процессов и состояний

Человек рождается с основными органическими потребностями. Потребности высших уровней (по А. Маслоу) приобретаются по мере общего развития организма и психики.

Мотивационная сфера личности имеет следующие вехи развития: Первый год жизни: основные интересы, связаны с восприятием предметов. Наблюдаются и зародыши эмоциональных переживаний.

1,5-2 года: в основе его зарождающихся потребностей лежат неустойчивые интересы и эмоциональная насыщенность желаний.

От 3 до 5 лет: формирование собственных потребностей. Важнейшую роль при этом играет речь. Начинается развитие социальных потребностей. Проявляется склонность к соперничеству.

Возраст начальных классов школы: резкий рост интересов к знаниям, к школе как к процессу трудовой деятельности, к миру вообще.

Возраст средних классов школы: это период «переходного возраста». Свергаются прежние идолы и авторитеты, а новые формируются. Эгоистическая направленность личности чаще преобладает над коллективистской. Налицо рост потребности в признании другими людьми.

Возраст старших классов школы: рост потребностей в интеллектуальном, физическом и нравственном самосовершенствовании.

Юношеский и последующий за ним возраст актуализирует интересы, связанные в первую очередь с 
профессиональной деятельностью, отношением полов, семьей и т.п.

Таким образом, мотивационная сфера личности формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которую он вовлекается по мере взросленияЛичность, проходя сквозь годы, встречается с различного рода кризисными явлениями.

Эти процессы имеют спады и взлеты по «ассортименту» интересов; по глубине и продолжительности существования. Но они никогда не прекращаются. Особенно это характерно для людей, сохраняющих активность во всех возрастах.

Мотивационная сфера личности не только имеет тенденцию к развитию, но и подвержена разрушающим воздействиям различного типа. К таким воздействиям относятся прежде всего факторы неудовлетворения потребностей, желаний, интересов, влечений индивида. Именно они становятся причинами расстройств мотивационной сферы, проявляющихся в неврастении, истерии и неврозах навязчивых состояний. Иногда нарушения этой сферы вызываются некоторыми заболеваниями (маниакальным психозом, эпилепсией, шизофренией и т.д.). Общим же Проявлением всех этих недугов является факт изменения личности человека и, естественно, стратегии его поведения и особенности поступков

Люди с нарушениями мотивационно-личностной сферы могут иметь специфические особенности развития психических процессов и состояний. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Ограниченные возможности в развитии мотивации и воли. Обычно у людей с нарушениями мотивационно-личностной сферы имеются ограничения в сложении мотивационной сферы. Они испытывают трудности в формировании мотивации на деятельность, их воля и целеустремленность либо отсутствует, либо проявляется недостаточно, что приводит к трудностям в достижении целей и выполнении задач.

  2. Низкая самооценка. Люди с нарушениями мотивационно-личностной сферы имеют тенденцию к заниженной самооценке. Это может приводить к ощущениям беспомощности и бессилия перед трудностями жизни, что в свою очередь может заострять проблемы данной сферы.

  3. Проблемы с саморегуляцией. Проблемы с контролем за своим поведением, эмоциями, реакциями. Люди с такой проблемой часто не могут держать себя в руках и контролировать свое поведение.

  4. Низкая адаптивность. Из-за ограниченных возможностей развития мотивации, целеустремленности и саморегуляции поведения, люди с нарушениями мотивационно-личностной сферы могут испытывать трудности в адаптации к новым условиям и ситуациям в жизни.

  5. Риск развития зависимостей и пристрастий. Люди с нарушениями мотивационно-личностной сферы могут быть подвержены различным формам зависимостей и пристрастий, таким как зависимость от веществ, алкоголя, наркотиков, патологическое азартное поведение и т.д.


Особенности формирования и проявления в разных видах деятельности

На формирование нарушений мотивационно-личностной сферы психического развития оказывают влияние множество факторов. Рассмотрим некоторые из них:

Генетические факторы. Некоторые формы нарушений мотивационно-личностной сферы могут быть связаны с наследственностью. Например, риск развития депрессии у детей и подростков с родительской историей депрессии выше, чем у детей, у которых ее не было в семье.

Психологические травмы. Опыт психологических травм, таких как насилие, унижение, потеря близких, может привести к нарушениям мотивационно-личностной сферы.

Социальные факторы. Социальная среда, в которой растет и развивается человек, оказывает значительное влияние на формирование его мотивации и личностной сферы. Низкий уровень образования, наличие бедности, социальной изоляции могут привести к различным нарушениям мотивационно-личностной сферы.

Болезни и осложнения в перинатальном периоде. Различные факторы в перинатальном периоде могут повлиять на формирование мотивационно-личностной сферы ребенка. Повреждение головного мозга, недостаток кислорода, преждевременные роды могут стать причиной нарушений.

Другие заболевания. На формирование мотивационно-личностной сферы могут повлиять и различные заболевания, такие как эпилепсия, шизофрения, аутизм и другие.

В целом, нарушения мотивационно-личностной сферы психического развития могут быть вызваны разнообразными причинами, и часто они могут сочетаться или взаимодействовать друг с другом.

Нарушения мотивационно-личностной сферы могут проявляться в разных видах деятельности, в зависимости от типа нарушения и его степени:

Учебная деятельность. Дети и подростки с нарушениями мотивационно-личностной сферы могут испытывать затруднения в учебной деятельности. Они могут проявлять низкий уровень мотивации к учебе, недостаточную уверенность в своих возможностях, недостаточное внимание и концентрацию в процессе обучения.

Работа. Проявляется низкий уровень мотивации к работе, трудности в установлении и поддержании социальных связей на рабочем месте, недостаточную организованность и ответственность.

Спорт. Испытывают низкий уровень мотивации к занятиям спортом, недостаток уверенности в своих спортивных возможностях, трудности в организации и поддержании режима тренировок.


Коммуникация. Испытывают затруднения в коммуникации, как в личном, так и в профессиональном общении. Они могут проявлять низкий уровень мотивации к социальным связям, трудности в установлении и поддержании контактов с другими людьми, неуверенность в себе и своих способностях.

Хобби и увлечения. Испытывают затруднения в выборе хобби или увлечений, проявлять низкий уровень мотивации к занятиям, трудности в организации и поддержании своих увлечений.

Проявления нарушений мотивационно-личностной сферы могут быть разнообразными и зависят от индивидуальных характеристик пациента и типа нарушения

Особенности взаимодействия в профессиональной сфере

Взаимодействие в профессиональной сфере людей с нарушениями мотивационно-личностной сферы психического развития может быть затруднительным как для самих работников, так и для их коллег и руководства. В связи с этим, часто требуется разработка адаптивных стратегий для улучшения взаимодействия.

Одной из наиболее часто встречающихся особенностей людей с нарушениями мотивационно-личностной сферы является несоответствие их реакций ожиданиям окружающих. Например, люди с аутизмом могут проявлять затруднения в социальных интеракциях, быть чрезмерно впечатлительными к звукам или свету и иметь непредсказуемые реакции на новые ситуации. Это может вызывать неуверенность и страх у коллег и руководства, а также привести к затруднениям в выполнении профессиональных обязанностей.

Для того, чтобы улучшить взаимодействие с людьми с нарушениями мотивационно-личностной сферы, может потребоваться использование адаптивных техник коммуникации и адаптивных технологий на рабочем месте. Такие изменения могут включать изменение рабочего графика, особенности организации рабочего пространства, а также обучение правилам взаимодействия с людьми, имеющими особые потребности.

Важной составляющей успешного взаимодействия является обеспечение постоянной поддержки и содействия соответствующими специалистами в рамках реабилитационной программы. Это может способствовать повышению мотивации работника, уменьшению неопределенности и созданию более безопасной и удобной обстановки на рабочем месте.


Заключение

Таким образом, нарушения мотивационно-личностной сферы могут оказывать различное воздействие на психическое развитие людей и реализацию их потенциала в разных видах деятельности. При этом в профессиональной сфере такие нарушения могут привести к трудностям в трудоустройстве и снижению продуктивности труда. Однако правильная диагностика и подбор квалифицированной помощи могут помочь людям с нарушениями мотивационно-личностной сферы реализовать свой потенциал в полной мере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – Москва : Просвещение, 1969. – 317 с.

Репина, Н.В. Основы клинической психологии / Н.В. Репина, Д.В. Воронцов, И.И. Юматова. – Москва : Издательский центра Академия, 2003. – 479 с. – ISBN 5-222-03852-1.

Фурманов, И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И. А. Фурманов. – М : Юрайт, 2017. – 198 с.

Вайнштейн, Л. А. В17 Общая психология : учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009. - 512 с. ISBN 978-985-513-428-3