Файл: белгородский государственный национальный исследовательский университет (ниу БелГУ).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Определите функции денег в следующих операциях:




  • предоставление кредита;  размещение на депозите в банке;



измерение

стоимости



оплата коммунальных услуг;

других товаров;




 обслуживание экспортно-импорт-



покупка товара;

ных операций;



погашение долга;



получение заработной платы.




  • арендные платежи;




  1. В XIX веке в Великобритании был установлен следующий мас-штаб цен:

1 соверен = 1 фунт стерлингов = 7,32 г золота;

1 фунт стерлингов = 20 шиллингов = 10 флорианов = 4 кроны; 1 шиллинг = 12 пенсов = 5,23 г серебра.

Рассчитайте содержание золота в 1 шиллинге и серебра в 1 фунте стерлингов.
3 Выполните графические упражнения.


  1. Заполните пустующие блоки на рисунке 1.



Натуральное хозяйство


Конкурентная

рыночная

экономика


Рисунок 1  Взаимосвязь экономических систем

12

Тема 3 ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ



  1. Ответьте на вопросы теста (выберите один правильный ответ).




  1. Под термином «спрос» следует понимать:


а) количество товара, которое покупатели готовы приобрести в дан-ный момент по определённой цене;
б ) желание и готовность продавцов предложить к продаже опреде-лённое количество товара по определенной цене;

в) желание и готовность покупателей приобрести определённое ко-личество товара по определенной цене.


  1. Фиксирование цены товара, выше равновесного уровня, приведёт: а) к образованию товарного излишка на рынке; б) возникновению товарного дефицита на рынке;

в) усилению конкуренции среди покупателей товара.


  1. Цена предложения – это:

а) максимальная цена, по которой покупатели согласны приобрести товар на рынке;

б) минимально приемлемая цена для продавцов;

в) цена, при которой на рынке нет излишка и нет дефицита товара.


  1. К неценовым детерминантам спроса можно отнести (выберите один правильный ответ):


а) налоги на прибыль и дотации производителям;

б) изменение технологий производства и снижение цен на сырьё;

в) изменение доходов и предпочтений покупателей.


  1. Увеличение количества продавцов на рынке при прочих равных условиях приведёт:

а) к снижению равновесной рыночной цены и сокращению объёма продаж товара на рынке;

б) увеличению равновесной рыночной цены и росту объёма продаж; в) снижению равновесной рыночной цены и увеличению объёма
продаж товара на рынке.


  1. Излишки продавцов представляют собой:

а) выгоду от продажи товара по равновесной рыночной цене, являю-щейся выше, минимально приемлемой для продавцов цены;
б) выигрыш от продажи товара по равновесной рыночной цене, яв-ляющейся ниже, максимально приемлемой для продавцов цены;
в) площадь фигуры, расположенной под кривой спроса и над линией равновесной рыночной цены.


  1. Расположите товары и услуги в последовательности увеличения степени эластичности спроса на них:


а) продукты питания;

б) ювелирные украшения

; в) коммунальные услуги.


  1. Абсолютно неэластичный спрос характеризуется:

а) постоянством своей величины при любых изменениях цены;

б) максимально возможным изменением своей величины при малей-ших изменениях цены товара;
в) незначительными изменениями своего объёма при любых изме-нениях цены товара.


  1. К факторам эластичности предложения товара можно отнести: а) удельный вес данного товара в доходе покупателя; б) время; в) количество товаров-заменителей.





  1. Решите задачи


  1. Рассчитайте излишки продавцов и покупателей при известных


функциях спроса и предложения: 130 10 , 25 120, где Р – цена товара, ден. ед.; QD – объём спроса, шт.; QS – объём предложения, шт.

  1. Определите степень эластичности спроса по цене, если известно, что при цене 1000 р. покупатели приобретали 300 ед. товара, при повыше-нии цены до 1200 р. выручка продавцов сократилась на 10 %.






  1. Выполните графические упражнения.




  1. Выберите из предложенных вариантов действительные причины сдвига кривой спроса из положения D1 в положение D2 (рисунок 1):


а) повышение цен на товары-заменители; б) уменьшение цены данного товара; в) сокращение числа покупателей на рынке.



Р







P

























5



















D2




3































D










D1






















0

Q




0

1

2




QD




Рисунок 5 – Кривые спроса




Рисунок 6 – Кривая спроса




P




S




2)

Рассчитайте коэффи-










циент эластичности спроса по
















25







цене, при её снижении

с 5 до










3 ден. ед. (рисунок 6).


































3)

Определите парамет-













ры рыночного равновесия, из-













лишки продавцов и покупате-




5

D




лей, а также рассчитайте ко-




0 2 4




эффициент

эластичности




16

22 Q

предложения при равновесной













рыночной цене (рисунок 7).







Рисунок 1 Рыночное равновесие

Тема 4 ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Задания для самоконтроля


  1. Ответьте на вопросы теста (выберите один правильный ответ).




  1. Рациональное поведение потребителя означает, что:


а) в каждый момент времени потребитель имеет денежный доход ограниченной величины;
б) потребитель пытается распорядиться своими денежными дохода-ми таким образом, чтобы извлечь из него наибольшую полезность;

в) при ограниченном количестве денежных средств потребитель в состоянии приобрести лишь строго ограниченное количество товара;

г) потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений товаров и услуг, предлагаемых на рынке.


  1. Если предельная полезность равна нулю, то общая полезность

товара:

а) достигнет максимума; в) достигнет минимума;
б) будет также равна нулю; г) будет отрицательной.


  1. Предельной полезностью называется: а) полезность всего запаса благ; б) стоимость блага;

в) дополнительная полезность, которую приносит потребителю до-

полнительная единица блага;

г) максимальная оценка полезности блага потребителем.

  1. Кардиналистский подход к полезности отличается от ординалист-ского тем, что:


а) допускает количественное измерение полезности; б) не рассматривает субъективные предпочтения; в) не использует математических моделей; г) использует кривые безразличия.


  1. Линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность, называется кривой…

а) Энгеля;
б) бюджетных ограничений;
в) Лоренца;
г) безразличия.


  1. Предельная норма замещения показывает:

а) уменьшение в наборе наиболее полезных товаров;
б) количество товара, которое потребитель в состоянии заменить другим товаром;
в) какое количество одного товара необходимо для того, чтобы ком-пенсировать утрату дополнительной единицы другого товара;

г) возрастание в наборе наиболее полезных товаров.


  1. Сдвиги бюджетной линии происходят: а) при увеличении продаж товаров; б) возрастании полезности товара; в) уменьшении спроса на товар;

г) изменении дохода потребителя и цен.


  1. Изменение объёма и структуры потребления вследствие измене-ния относительных цен товаров называется:


а) законом предложения; б) эффектом дохода;
в) законом потребления; г) эффектом замещения.


  1. Ординалистский подход к оценке полезности товаров предполага-ет, что потребитель способен:

а) сравнивать различные наборы товаров и услуг с точки зрения предпочтения и безразличия и установить порядковый номер своих пред-почтений;

б) количественно измерить полезность товаров; в) суммировать полезности товаров; г) определить стоимость товаров.


  1. Эффект дохода возникает, когда:

а) кривые безразличия выпуклы к началу координат;

б) снижение цены товара повышает реальный доход потребителя;

в) снижение цены повышает номинальный доход потребителя;

г) линия бюджетного ограничения имеет положительный наклон.
2 Решите задачи.
1) В таблице 1 приведены значения общей полезности потребителя от просмотра газет (TUг) и журналов (TUж). Каждая газета стоит 24 р., а каждый журнал – 80 р. Рассчитайте, какую комбинацию из газет и журналов должен выбрать потребитель для максимизации общей полезности.
Таблица 1  Значения общей полезности потребителя от просмотра газет и журналов


Единицы товаров Q

Общая полезность от газет

Общая полезность от журналов




TUг

TUж

1

40

160

2

76

320

3

108

400

4

132

460

5

152

500




  1. В таблице 2 заданы равновесные объемы потребления продуктов X




  • Yпри некоторых значениях дохода потребителя.Цены продуктов неиз-менны. Определите цены товаров и заполните таблицу.



Таблица 2  Исходные данные


Доход потребителя I,

Количество товара X,

Количество товара Y,

ден. ед.

шт .

шт.

40

4

14

35

5

10

34




8




7

6

30

8