Файл: Задние Заполните таблицу и кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840)
Дисциплина: Общая психология
Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию
Выполнил:
слушатель Тоторова Елена Юрьевна
Преподаватель:
Головина Наталия Андреевна
г. Москва – 2023 г.
Задние 1. Заполните таблицу и кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики.
Генезис предмета психологической теории | | ||||||
Этап развития психологии (века) | Психологи | Научное направление | Предмет психологии | Методы исследования | Основные труды | Вклад в науку | |
Первый этап (донаучный) | |||||||
530-470 г. до н. э. | Гераклит | Психология, как наука о душе. Материалестическое – душа и тело едины и все непрерывно меняется. | Душа | Методы обсуждения и рассуждения с опорой на труды преемников. | Книга «О природе» | Внес идею постоянного развития и изменения. Предположил, что существует 2 этапа переработки знаний: ощущения и разум. | |
460-370 г. до н. э. | Демокрит | Психология, как наука о душе. Материалистическое – душа состоит из атомов огня. | Душа. Атомы души легкие и подвижные и ее атомы приводятся в движение атомами от других предметов. | Наблюдение эксперимент и сравнение. Метод индуктивного рассуждения. | Труд «Великий мирострой» | Родоночальник атомистического материализма. | |
384-322 г. до н.э. | Аристотель | Психология – наука о душе. Душа связана с материей и одновременно с богом. | Душа – форма тела, способ его организации. Душа – энтелехия тела. | Опираются на логику. Наблюдения, рассуждения, ранее известные труды. | Трактат «О душе», «Этика» и т.д. | Является основоположником психологии и логики. | |
427-347 г. до н. э. | Платон | Психология – наука о душе. Идеализм. | Душа – божественна и вечна, существует не зависимо от тела. | Диалектический метод. | «Федон», «Федр», «Пир» и т.д. | Основоположник объективного идеализма. | |
Второй этап (филосовский) | |||||||
1569-1650 г. г. | Декарт | Рационалистическая философия. Психология сознания. Дуализм. | Сознание – способность думать, чувствовать, желать. | Интроспекция. Самонаблюдение. | «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии» и т.д. | Заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. | |
1632-1704 г. г. | Дж. Локк | Психология Сознания. Сенсуалистический материализм. | Сознание. Деятельность ума – мышление, сомнение, веру, рассуждение, познание, желания. | Интроспекция | «Опыт о человеческом разуме», «О пользовании разумом». | Основоположник эмпирической психологии и ассоцианизма в психологии. | |
1705-1757 г. г. | Д. Гартли | Психология сознания. Ассоциативное направление, основанное на принципе автоматизма. | Сознание. | Интроспекция | «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» | Основатель в психологической теории, которая известна как ассоцианизм. | |
1711-1776 г. г. | Давид Юм | Психология сознания. Принцип ассоциации. | Сознание. | Опыт – впечатления (ощущения, эмоции и т.д.) и «идеи» - копии впечатлений. | «Исследование о человеческом познании» | Предрешил возникновение экспериментальных методов в психологии. | |
1832-1920 г. г. | В. Вунд | Психология сознания Экспеременальная психология | Сознание – его содержимое, процессы и состояния. Начало исследования поведения. | Эксперимент. | «Принципы физиологической психологии» | Основатель опытной психологии, основная фигура в социальной психологии. | |
Третий этап (эксперементальный) | |||||||
1878-1958 г. г. | Дж. Уотсон | Бихевиоризм. Научная психология. | Поведение. | Эксперимент | "Психология с точки зрения бихевиориста", "Бихевиоризм" | Основатель бихевиоризма | |
1886-1959 г. г. | Э. Толмен | Необихевиоризм. Научная психология. | Поведение. | Эксперимент | «Целенаправленное поведение человека и животных.» | Создатель «когнитивного» направления в необихевиоризме. | |
1829-1905 г. г. | И.М. Сеченов | Научная психология. Материализм. | Поведение | Эксперимент, естественно-научные методы | «Рефлексы головного мозга» | Разработал план построения психологии на основе объективного метода. | |
Четвертый этап, который начался со второй половины 20 века (современный) | |||||||
1711–1765 г. г. | М.В. Ломоносов | Современная психология. Материализм | Закономерности и механизмы психики человека. | Наблюдения и эксперимент. | «Краткое руководство к риторике» | Родоначальник материалистического направления в психологии. | |
1728 – 1794 г.г. | Я.П. Козельский | Современная психология. Социальная психология. | Закономерности и механизмы психики человека. | Наблюдения и эксперимент. | «Философические предложения» | Впервые использует термин «психология» | |
1812 – 1870 г. г. | А.И. Герцен | Современная психология. Материализм | Закономерности и механизмы психики человека. | Наблюдения и эксперимент. | «Письма об изучении природы» | Ему удалось установить единство философии и частных наук | |
1857-1927 г. г. | В.М. Бехтерев | Современная психология. Объективная психология. | Закономерности и механизмы психики человека. | Новые экспериментальные методы. Диагностические методы | «Основы учения о функциях мозга» и т.д. | Основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, организовал в Петербурге Общество психоневрологов | |
1849-1936 г. г. | И.П. Павлов | Современная психология. естественно-научный подход в психологии | Закономерности и механизмы психики человека. | Новые экспериментальные методы. Диагностические методы | «20- летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» | Внес решающий вклад в изучение высшей нервной деятельности – в частности, изучил условные и безусловные рефлексы | |
1874-1917 г. г. | А.Ф. Лазурский | Современная психология. | Закономерности и механизмы психики человека. | Новые экспериментальные методы. Диагностические методы. | «О естественном эксперименте», «Психология общая и эксперименталь-ная» | Один из основателей отечественной психологии. | |
1858-1921 г. г. | Н.Н. Ланге | Современная психология. Экспериментальная психология | Закономерности и механизмы психики человека. | Новые эксперименталь-ные методы. Диагностические методы. Опросники | «Психология» | Один из основателей экспериментальной психологии в России | |
1862-1936 г. г. | Г.И. Челпанов | Современная психология. | Закономерности и механизмы психики человека. | Новые эксперименталь-ные методы. Диагностические методы. Опросник. | "Проблема восприятия пространства" | Руководитель Психологического института. | |
1896-1934 | Л.С. Выгодский | Современная психология. | Закономерности и механизмы психики человека. | Новые экспериментальные методы. | «Педагогическая психология» | Основатель культурно-исторической теории в области псих-гии | |
1896-1965 г. г. | Б.М. Теплов | Современная психология. | Закономерности и механизмы психики человека. | Новые экспериментальные методы. Опросник. | «Психология: учебник», «Проблемы индивидуальных различий». | Выдвинул программу диагностических свойств. | |
1907-1972 г. г. | Б.Г. Ананьев | Современная психология. | Закономерности и механизмы психики человека. | Новые эксперименталь-ные методы. Комплексные исследования в психологии. | «Психология педагогической оценки» | Создатель теории антропологичес-кой психологии. | |
1902-1977 г. г. | А.Р. Лурия | Современная психология. | Закономерности психики человека. | Новые эксперименталь-ные методы. Опросник. | «Речь и интеллект в развитии ребенка» и т.д. | Разработал теорию локализации психических функций, Основатель принципа действия детектора лжи. | |
1903-1979 г. г. | А.Н. Леонтьев | Современная психология. | Закономерности, механизмы работы психики человека. | Эксперименталь-ные методы. Диагностика. Опросник. | «Проблемы развития психики». | |
Задние 2. Объяснить с точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, какой психологический феномен послужил причиной поведения человека в ситуации, которая описана ниже.
Сотруднику было поручено задание, соглашаться на которое поначалу он не хотел, поскольку существенных перемен в зарплате в связи с ним не ожидалось. Но по прошествии некоторого времени в его отношении к данной деятельности произошли существенные перемены. Он не только довел данный проект до конца, он увлекся чтением специальной литературы по данной теме, а затем решил получить дополнительное образование на тренинге, чтобы в дальнейшем продолжить заниматься подобными проектами (на его заработной плате это не отразилось).
Ответ:
В данной ситуации сотрудник был вынужден реализовать одну из форм отношений (отношения с коллективом, с начальником). Мотивы для деятельности человек не всегда осознает. Есть внутренние и внешние, которые могут вывести на высший уровень структуры деятельности — на уровень особенной деятельности, которая приносит эмоции, а эмоции всегда благотворно влияют на человека. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции. Эмоции выступают в качестве первичных регуляторов деятельности человека. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. Наш сотрудник получил удовлетворение от выполненной работы, возможно изучил в процессе работы что-то новое и понял, что он может работать в новой области, а что бы стать специалистом он отправился получать дополнительное образование. Так же в данном случае сотрудник приобретает опыт, который потом может реализовать в компании, которая будет оплачивать работу.
Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.