Файл: Задние Заполните таблицу и кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840)


Дисциплина: Общая психология

Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию

Выполнил:

слушатель Тоторова Елена Юрьевна

Преподаватель:

Головина Наталия Андреевна

г. Москва – 2023 г.
Задние 1. Заполните таблицу и кратко представьте основные этапы трансформации предмета психологии от души до психики.


Генезис предмета психологической теории




Этап развития психологии (века)

Психологи

Научное направление

Предмет психологии

Методы исследования

Основные труды

Вклад в науку

Первый этап (донаучный)

530-470 г. до н. э.

Гераклит

Психология, как наука о душе. Материалестическое – душа и тело едины и все непрерывно меняется.

Душа

Методы обсуждения и рассуждения с опорой на труды преемников.

Книга «О природе»

Внес идею постоянного развития и изменения. Предположил, что существует 2 этапа переработки знаний: ощущения и разум.

460-370 г. до н. э.

Демокрит

Психология, как наука о душе. Материалистическое – душа состоит из атомов огня.

Душа. Атомы души легкие и подвижные и ее атомы приводятся в движение атомами от других предметов.

Наблюдение эксперимент и сравнение. Метод индуктивного рассуждения.

Труд «Великий мирострой»

Родоночальник атомистического материализма.

384-322 г. до н.э.

Аристотель

Психология – наука о душе. Душа связана с материей и одновременно с богом.

Душа – форма тела, способ его организации. Душа – энтелехия тела.

Опираются на логику. Наблюдения, рассуждения, ранее известные труды.

Трактат «О душе», «Этика» и т.д.

Является основоположником психологии и логики.

427-347 г. до н. э.

Платон

Психология – наука о душе. Идеализм.

Душа – божественна и вечна, существует не зависимо от тела.

Диалектический метод.

«Федон», «Федр», «Пир» и т.д.

Основоположник объективного идеализма.

Второй этап (филосовский)

1569-1650 г. г.

Декарт

Рационалистическая философия. Психология сознания. Дуализм.

Сознание – способность думать, чувствовать, желать.

Интроспекция. Самонаблюдение.

«Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии» и т.д.

Заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания.

1632-1704 г. г.

Дж. Локк

Психология Сознания. Сенсуалистический материализм.

Сознание. Деятельность ума – мышление, сомнение, веру, рассуждение, познание, желания.

Интроспекция

«Опыт о человеческом разуме», «О пользовании разумом».

Основоположник эмпирической психологии и ассоцианизма в психологии.

1705-1757 г. г.

Д. Гартли

Психология сознания. Ассоциативное направление, основанное на принципе автоматизма.

Сознание.

Интроспекция

«О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях»

Основатель

в психологической теории, которая известна как ассоцианизм.

1711-1776 г. г.

Давид Юм

Психология сознания. Принцип ассоциации.


Сознание.

Опыт – впечатления (ощущения, эмоции и т.д.) и «идеи» - копии впечатлений.

«Исследование о человеческом познании»

Предрешил возникновение экспериментальных методов в психологии.

1832-1920 г. г.

В. Вунд

Психология сознания

Экспеременальная психология

Сознание – его содержимое, процессы и состояния. Начало исследования поведения.

Эксперимент.

«Принципы физиологической психологии»

Основатель опытной психологии, основная фигура в социальной психологии.

Третий этап (эксперементальный)

1878-1958 г. г.

Дж. Уотсон

Бихевиоризм. Научная психология.

Поведение.

Эксперимент

"Психология с точки зрения бихевиориста", "Бихевиоризм"

Основатель бихевиоризма

1886-1959 г. г.

Э. Толмен

Необихевиоризм. Научная психология.

Поведение.

Эксперимент

«Целенаправленное поведение человека и животных.»

Создатель «когнитивного» направления в необихевиоризме.

1829-1905 г. г.

И.М. Сеченов

Научная психология. Материализм.

Поведение

Эксперимент, естественно-научные методы

«Рефлексы головного мозга»

Разработал план построения психологии на основе объективного метода.

Четвертый этап, который начался со второй половины 20 века (современный)

1711–1765 г. г.

М.В. Ломоносов

Современная психология. Материализм

Закономерности и механизмы психики человека.

Наблюдения и эксперимент.

«Краткое руководство к риторике»

Родоначальник материалистического направления в психологии.

1728 – 1794 г.г.

Я.П. Козельский

Современная психология. Социальная психология.

Закономерности и механизмы психики человека.

Наблюдения и эксперимент.

«Философические предложения»

Впервые использует термин «психология»

1812 – 1870 г. г.

А.И. Герцен

Современная психология. Материализм

Закономерности и механизмы психики человека.

Наблюдения и эксперимент.

«Письма об изучении природы»

Ему удалось установить единство философии и частных наук

1857-1927 г. г.

В.М. Бехтерев

Современная психология. Объективная психология.

Закономерности и механизмы психики человека.

Новые экспериментальные методы. Диагностические методы

«Основы учения о функциях мозга» и т.д.

Основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, организовал в Петербурге Общество психоневрологов

1849-1936 г. г.

И.П. Павлов

Современная психология. естественно-научный подход в психологии

Закономерности и механизмы психики человека.

Новые экспериментальные методы. Диагностические методы

«20- летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных»

Внес решающий вклад в изучение высшей нервной деятельности – в частности, изучил условные и безусловные рефлексы

1874-1917 г. г.

А.Ф. Лазурский

Современная психология.

Закономерности и механизмы психики человека.

Новые экспериментальные методы. Диагностические методы.

 «О естественном эксперименте», «Психология  общая и эксперименталь-ная»

Один из основателей отечественной психологии.

1858-1921 г. г.

Н.Н. Ланге

Современная психология. Экспериментальная психология

Закономерности и механизмы психики человека.

Новые эксперименталь-ные методы. Диагностические методы. Опросники

«Психология»

Один из основателей экспериментальной психологии в России

1862-1936 г. г.

Г.И. Челпанов

Современная психология.

Закономерности и механизмы психики человека.

Новые эксперименталь-ные методы. Диагностические методы. Опросник.

"Проблема восприятия пространства"

Руководитель Психологического института.

1896-1934

Л.С. Выгодский

Современная психология.

Закономерности и механизмы психики человека.

Новые экспериментальные методы.

«Педагогическая психология»

Основатель культурно-исторической теории в области псих-гии

1896-1965 г. г.

Б.М. Теплов

Современная психология.

Закономерности и механизмы психики человека.

Новые экспериментальные методы. Опросник.

«Психология: учебник», «Проблемы индивидуальных различий».

Выдвинул программу диагностических

свойств.

1907-1972 г. г.

Б.Г. Ананьев

Современная психология.

Закономерности и механизмы психики человека.

Новые эксперименталь-ные методы. Комплексные исследования в психологии.


«Психология 

педагогической оценки»

Создатель теории антропологичес-кой психологии.

1902-1977 г. г.

А.Р. Лурия

Современная психология.

Закономерности психики человека.

Новые эксперименталь-ные методы. Опросник.

«Речь и интеллект в развитии ребенка» и т.д.

Разработал

теорию локализации психических функций, Основатель принципа действия детектора лжи.

1903-1979 г. г.

А.Н. Леонтьев

Современная психология.

Закономерности, механизмы работы психики человека.

Эксперименталь-ные методы. Диагностика.

Опросник.

«Проблемы развития психики».






Задние 2. Объяснить  с точки зрения теории деятельности А.Н. Леонтьева, какой психологический феномен послужил причиной поведения человека в ситуации, которая описана ниже.

Сотруднику было поручено задание, соглашаться на которое поначалу он не хотел, поскольку существенных перемен в зарплате в связи с ним не ожидалось. Но по прошествии некоторого времени в его отношении к данной деятельности произошли существенные перемены. Он не только довел данный проект до конца, он увлекся чтением специальной литературы по данной теме, а затем решил получить дополнительное образование на тренинге, чтобы в дальнейшем продолжить заниматься подобными проектами (на его заработной плате это не отразилось).

Ответ:

В данной ситуации сотрудник был вынужден реализовать одну из форм отношений (отношения с коллективом, с начальником). Мотивы для деятельности человек не всегда осознает. Есть внутренние и внешние, которые могут вывести на высший уровень структуры деятельности — на уровень особенной деятельности, которая приносит эмоции, а эмоции всегда благотворно влияют на человека. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции. Эмоции выступают в качестве первичных регуляторов деятельности человека. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. Наш сотрудник получил удовлетворение от выполненной работы, возможно изучил в процессе работы что-то новое и понял, что он может работать в новой области, а что бы стать специалистом он отправился получать дополнительное образование. Так же в данном случае сотрудник приобретает опыт, который потом может реализовать в компании, которая будет оплачивать работу.

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.