ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе в форме игры-викторины с применением ИКТ
Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели: 1) повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2) проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»;
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь-памятка, творческие задания, презентация по теме "Синтаксис и пунктуация", интерактивные игры.
Ход урока
1. Организационный момент. Сегодня мы проведём обобщающий урок закрепления и систематизации знаний и умений по теме, которая будет определена вами позже. Форма урока: игра-викторина. Откройте рабочие тетради, запишите число:
Слайд 1.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Определить это поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы слов в пустые клеточки.
Слайд 2.Кроссворд
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. |
1.Первая буква – в названии главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы: (продолжите определение!..) что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое) – ответы уч-ся.(запись термина в тетрадь)
2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и (продолжить…) простые предложения в составе сложносочинённого. (И).
3.Первая буква названия вида простого предложения по эмоциональной окраске. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные).
(запись термина)
4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если (продолжить…) оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире). (запись термина)
-
В каком ещё случае ставится тире между подлежащим и сказуемым? (Если оба главных члена выражены инфинитивом, числительным,…)
5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).
- Перед каким ещё сочинительным союзом всегда ставится запятая?
6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).
(запись термина)
7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).
(запись термина)
8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).
(запись термина)
9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе с ложного. (Союз). (запись термина)
В итоге сложилось слово – СИНТАКСИС (запись термина)
Слайд 3
- Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся в капельках на рисунке слайда.
В итоге сложилось слово - ПУНКТУАЦИЯ (запись термина)
Слайд 4
2. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 5 - Запишите тему урока в тетрадь.
Цели: - Сегодня на уроке мы должны повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; проверить вашу готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация».
Слайд6. - Что такое синтаксис?
=Синтаксис – это…
Слайд 7.
- Назовите единицы синтаксиса.
= Единицы синтаксиса – это… (Словосочетание и предложение)
- Что такое словосочетание? Какими видами связи соединяются слова в С.? (подчинительной и сочинительной)
- Приведите примеры таких С.
Что называется предложением? (П. выражает законченную мысль, хар-ся наличием грамматической основы)
Слайд 8.
- Что такое пунктуация?
=Пунктуация – это…
- Назовите знаки препинания!
Слайд 9. (знаки препинания)
Слайд 10. Можно ли обойтись без знаков препинания?
- Для чего нужны они?
Слайд 11.
ЗАПОМНИ…
Слайд 12.
- Что может запятая? ( Вернуть смысл высказыванию, подсказать нужную интонацию)
Слайд 13. - Расставьте знаки препинания, чтобы можно было прочитать предложения, составленные Незнайкой. Объясните их постановку.
- Постройте схему последнего предложения, охарактеризуйте его! (пов., слож., СПП)
Слайд 14.. В разделе «С.и П» мы изучили много пунктуационных правил. На доске нарисованы схемы предложений. Расставьте в них знаки препинания, объясните, схемы каких предложений вы видите. ( сам-я работа в карточках с этими схемами, проверка у доски)
- (задание по рядам: Составить предложения, соответствующие схемам, записать в тетрадь. Проверка с места)
Слайд 15. Задание связано с определнием членов предложения. На какие две группы делятся члены предложения? Расскажите о главных! Прочитайте предложение, назовите в нём грамматическую основу:
Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.
-О каких членах данного предложения идет речь? (Ответы записывают в тетрадь, затем вместе проверяем)
1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?
2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого - глагола, отвечает на вопрос где?; выражено существительным с предлогом.
3. Зависит от сказуемого - глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?; выражено наречием.
Слайд 16.
Определение «разноцветные»
- Расскажите об определении как члене предложения!
Обстоятельство «на осинке»
Обстоятельство «бесшумно»
- Дайте определение обстоятельству!
- Какого второстепенного члена не оказалось в этом предложении? (Дополнения)
- Дайте определение дополнению!
Слайд 17.Используя эти знания, составьте новое предложение, предварительно решив следующие грамматические задачи:
1) из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветероквзять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
2) из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом
взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
3) добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;
4) из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (с другим предлогом).
Слайд 18.
Итогом становится предложение - Тихая ночь опустилась на город.
- Охарактеризуйте его (пов., невоскл., распр., простое) Осложнённое? А чем может быть осложнено простое предложение?
Слайд 19.
-Определите, простыми или сложными являются предложения: Книга - лучший товарищ.
Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
Прошла гроза, и выглянуло солнышко.
-Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
Слайд 20. А чем эти предложения отличаются от предыдущих? Докажите, что это предложения:
1. Наступает вечер. 2. Вечереет. 3. Вечер.
- Назовите вид предложений по наличию – отсутствию второстепенных членов предложения.
Слайд 21. Игра интерактивная на тему «Нераспространённые предложения»
Слайд 22.После достаточной подготовки
(Самостоятельная работа с текстом). На экране и на индивидуальных карточках один и тот же текст (читает его подготовленный ученик). Не записывая его, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, графически объясните их постановку. (проверка после сдачи работ)
Осенью в городе
Часто шли трамваи по городу. Кроме трамваев, ходили троллейбусы автобусы, идущие из города на дачи. Люди могли ост..новить их, подняв руку.
В специально отведённых м..стах собирались дачники группами. Их было видно изд..лека. И автобус ост..навливался сам.
Ос..нью автобусы в..зли к..ртошку огурцы помидоры виноград.
Всё дышало густым ар..матом ос..ни падающими зол..тыми листьями. Была засыпана земля а п..зднее пот..нуло дымом костров. Жгли засохшие листья сучья, высохшие за лето. Тр..щали рассыпались в воздух.. мелкие искры.
3. Итоговый тест по вариантам.
Тест по теме “Синтаксис. Пунктуация”
Вариант 1
В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
-
А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать. -
Б) Сад отцветал и темнел. -
В) А дорога расстилается и шумит густая рожь. -
Г) Лучи солнца греют лицо и руки.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно, то есть без союза:
-
А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль. -
Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина. -
Г) Все живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь. -
Д) Солнце сияло и грело, но не пекло.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:
-
А) Музыка в траве приутихла. -
Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя. -
В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха. -
Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись.
4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):
-
А) Делайте, что хотите, отвечал им сухо Дубровский. -
Б) Ты бледна, Маша, заметил отец. -
В) Нет, я поеду! решительно сказала Наташа. -
Г) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы?
Проверка знаний. Тест по теме “Синтаксис. Пунктуация”
Вариант 2
В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
-
А) Река была неглубокая и широкая. -
Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. -
В) Веселые шутки и смех разносились по долине. -
Г) Лес пахнет дубом и сосной.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом:
-
А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким ледком. -
Б) Зацвел багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем. -
Г) Веселые шутки и смех разносились по долине. -
Д) Туча росла, мигала тусклыми молниями.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно: