Файл: 5 в случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблицы:
Параметр сравнения | ФГОС ООО | ФГОС СОО |
Требования к условиям реализации программ обучения | (п.34-40) 35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ; формирования функциональной грамотности обучающихся …, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий; использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, направленных в том числе на воспитание обучающихся и развитие различных форм наставничества; 35.3. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационнообразовательной среде Организации … … Доступ к информационным ресурсам информационнообразовательной среды Организации обеспечивается в том числе посредством сети Интернет. 35.4. В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда). Далее: условия функционирования и требования к электронной среде Организации . 35.5. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы 36. Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной. 36.1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с учебным планом. 37.3. Организация должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников, …., на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю <14>, входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений. | Требования ФГОС СОО к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют:
Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды как совокупности условий:
Условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность:
|
Требования к структуре основной образовательной программы | (п.25-33) Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Структура включает обязательную часть – 70% и часть, формируемую за счет участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору – 30%. Содержание ряда предметов предлагается структурировать в виде учебных модулей, порядок, объем которых определяются Организацией. Чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, Организация определяет самостоятельно. Структура программы ООО, в том числе адаптированной, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией. НЕТ направлений внеурочной деятельности. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, Организация определяет самостоятельно. Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела: Целевой (структура без изменений) содержательный (структура без изменений) организационный (структура без изменений) Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования; принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов; общую характеристику программы основного общего образования. процессе государственной итоговой аттестации. | 13. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования, обеспечивающие достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. 14. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает:
Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего (полного) общего образования и включать программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает:
Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования. 15. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трёх разделах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 40 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 60 % от общего объёма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. 16. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа среднего (полного) общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. Реализация основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляется образовательным учреждением в рамках урочной и внеурочной деятельности как самим учреждением, так и другими образовательными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, формируемого учредителем. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, основная образовательная программа среднего (полного) общего образования может предусматривать:
При организации указанных видов деятельности могут использоваться на основе государственного (муниципального) задания возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования обучающихся. Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением. |
Требования к результатам обучения | ( п.41-45, с п. 45.1 по предметам Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода. ФГОС определяет элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) освоения программ основного общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на следующем уровне образования. Личностные результаты, включающие: осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания Патриотического воспитания Духовно-нравственного воспитания Эстетического воспитания Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудового воспитания Экологического воспитания Ценности научного познания Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Метапредменые результаты: - освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); - способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; - готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, - к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории; Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: 2) базовые исследовательские действия: 3) работа с информацией: Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: 2) совместная деятельность Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация 2) самоконтроль 3) эмоциональный интеллект 4) принятие себя и других Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения) Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны: 1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы основного общего образования; 2) являться содержательной и критериальной основой для разработки: - рабочих программ учебных предметов, учебных курсов … учебному модулю; - рабочей программы воспитания; - программы формирования универсальных учебных действий обучающихся; - системы оценки качества освоения обучающимися; в целях выбора средств обучения и воспитания, учебно-методической литературы. Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования определяется после завершения обучения в процессе государственной итоговой аттестации. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания. Предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования. ДАЛЕЕ перечень предметных результатов по предметным областям и предметам. предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Предметные результаты освоения программы основного общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях на основе их преемственности и единства их содержания обеспечивают возможность изучения учебных предметов углубленного уровня, в том числе по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в целях эффективного освоения обучающимися иных учебных предметов базового уровня, включая формирование у обучающихся способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (далее - свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности. перечень предметных результатов по предметным областям и предметам, в том числе по уровням обучения. Требования к предметным результатам: формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений; формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований); определяют минимум содержания основного общего образования, изучение которого гарантирует государство; определяют требования к результатам освоения программ основного общего образования по учебным предметам "Математика", "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология" на базовом и углубленном уровнях; усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки; учитывают особенности реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп. |
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне:
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны:
|
Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)
Практическая работа № 2 «Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».
Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»
Проанализируйте видеоурок (по выбору) или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.
Предмет, класс | Тема анализируемого учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | | |||||||
Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | |||||
География | Атмосфера | -Включает обучающихся в учебную деятельность; - Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; - Обеспечивает в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; - Обеспечивает усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества; Осознание ранее изученного материала. | Проблемно-диалоговое взаимодействие. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. е. | Фронтальная форма работы, диалог. | Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают, классифицируют. | Постановка проблемных вопросов по образу жизни жителей Африки. Анализ предложенных высказываний на слайдах. | - Учитывать разные мнения. - Планирование учебного сотрудничества с товарищем; - Инициативное сотрудничество в поиске информации; - Управление поведением партнёра, приходить к общему мнению при работе в группе; - Планирование учебного сотрудничества, учитывать разные мнения при совместной работе; | Индивидуальная/фронтальная; - Метод группового познания; | Учитель через систему вопросов обозначает проблему, ученики принимают проблему. Учитель управляет поисковой деятельностью Знания частично даются в готовом виде. | |
Биология | Газообмен, дыхание в клетке | Учитель организует: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление. | В ходе этого вида деятельности ученик учится изучать окружающий мир, анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, классифицировать, выделять главное из текста или видеоматериала, формулировать цели познавательной деятельности, определять проблему, искать наиболее эффективные пути ее решения. Овладев этим навыком, ребенок умеет аргументировано отстаивать свою точку зрения, подводить итог деятельности, оценивать свой труд. | В ходе этого вида деятельности ученик учится изучать окружающий мир, анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, классифицировать, выделять главное из текста или видеоматериала, формулировать цели познавательной деятельности, определять проблему, искать наиболее эффективные пути ее решения. Овладев этим навыком, ребенок умеет аргументировано отстаивать свою точку зрения, подводить итог деятельности, оценивать свой труд | Трудно переоценить важность этого вида деятельности, поскольку она развивает умение правильно выстраивать взаимоотношения с людьми, разрешать конфликтные ситуации, учитывать и принимать мнение оппонента, эффективно сотрудничать со сверстниками и учителем. Дети могут быть слишком застенчивыми или слишком напористыми, что приводит к изоляции или конфликта. Задача педагога – научить их эффективной коммуникации. | В ходе этого вида деятельности ученик учится изучать окружающий мир, анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, классифицировать, выделять главное из текста или видеоматериала, формулировать цели познавательной деятельности, определять проблему, искать наиболее эффективные пути ее решения. Овладев этим навыком, ребенок умеет аргументировано отстаивать свою точку зрения, подводить итог деятельности, оценивать свой труд | | | | |
14>