Файл: Сущность понятия стресс истрессфакторы у студентов. 4.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 2
ГЛАВА 1. Сущность понятия «стресс» и стресс-факторы у студентов. 4
1.1. Основные понятия, виды, типы и симптомы стресса. 4
1.2. Стресс-факторы у студентов. 6
ГЛАВА 2. Нейтрализация стресса с помощью физических упражнений. 8
2.1 Физическая культура, стресс и их взаимосвязь. 8
2.2 Физические упражнения, снижающие стресс. 8
Заключение 11
Список используемых источников 13
Введение
Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Малоподвижный образ жизни или, говоря научным языком, гиподинамия вызывает множество неприятных, опасных для здоровья последствий: атрофия мышц, дисбаланс гормонов, угнетение нормального дыхания и пищеварения, нарушение работы мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы (например, гипертония), патология костной ткани (ломкость костей), ожирение, сколиоз, бессонница, проблемы со зрением и др. Вместе с физическими проблемами возникают и психические – депрессии, неврозы, снижение самооценки, информационные перегрузки и пр. [1].
Физические упражнения оздоравливают организм, являются средством восстановления психофизиологического состояния. Они особенно важны для студентов, которые, помимо работы за компьютером, долгое время (по 7-8 часов) проводят в сидячем положении, пока находятся на занятиях. Кроме ограниченности двигательной активности, студенты находятся в условиях напряжённого умственного труда, что без смены деятельности может привести к неврозам. Поэтому в ВУЗах предусмотрены занятия по физической культуре и спортивные секции, которые обеспечивают студентам необходимую физическую нагрузку и смену деятельности с умственной на физически активную [1].
Данная тема особенно актуальна в настоящее время, так как учебная деятельность студентов высших учебных заведений сегодня является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности. Повышенная мобилизация внутренних ресурсов, их перенапряжение могут приводить к сбоям в процессах психологической адаптации и, как следствие, нарушениям психического и соматического здоровья.
Цель реферата - исследовать стресс-факторы в процессе обучения студентов и средства нейтрализации их при помощи физических упражнений.
В соответствии с выдвинутой целью, в работе были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Проанализировать имеющуюся литературу, согласно цели работы;
2. Рассмотреть стресс-факторы у студентов;
3. Изучить воздействие физических упражнений на нейтрализацию последствий стресса у студентов.
В процессе написания реферата, применялись методы анализа литературных и интернет-источников, проанализировав которые была определена роль физических упражнений в нейтрализации у студентов стресс-факторов.
ГЛАВА 1. Сущность понятия «стресс» и стресс-факторы у студентов.
1.1. Основные понятия, виды, типы и симптомы стресса.
Всякий стимул, воздействующий на организм, вызывает ряд адаптационных (приспособительных) реакций организма и обладает специфическими (дрожь при холоде, повышение потоотделения при жаре) и неспецифическими (активизация работы надпочечников и выброс в кровь биологически активных веществ) действиями. Таким образом, все воздействующие агенты (стрессоры) кроме специфического эффекта вызывают неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Поэтому в настоящее время понятие «стресс» принято определять как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование [4].
Было бы ошибкой полагать, что стресс — это некая враждебная сила, которую всегда следует избегать. Не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может вызываться положительными событиями, вызывающими позитивные эмоции (праздник, переезд в новую квартиру). Эти состояния обозначают как «эустресс». Человеку всегда необходим стимул, для того чтобы сделать свою жизнь динамичной и наполненной, не бояться нестандартных ситуаций, не отказываться от новых возможностей и главное — добиваться цели. Эустресс — это тот заряд бодрости, который помогает нам справиться с делами в срок. Без него наша жизнь была бы серой и скучной [4].
Психологический стресс можно определить как феномен осознавания, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этими требованиями. Такое понимание психологического стресса первым ввел Р. Лазарус. Понятно, что всякое событие, нарушающее привычное течение жизни, может быть причиной стресса. К психическим стрессорам относится все, что может нас взволновать: несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, обман, утрата, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям и многое другое. Не только избыток раздражителей, но и их нехватка может действовать как стрессор. К таким стрессорам можно отнести монотонность, скуку, одиночество, изоляцию [4].
Психологические стрессы, как правило, появляются в ситуациях, связанных с переживанием сильных эмоций. Любая ситуация, которая внешне не имеет угрозы для человека, но вызывает сильные эмоции, становится причиной психологического стресса. Причем, не важно, положительные эмоции или отрицательные являются причиной — организм реагирует на отклонение от нормы в «плюс» или «минус» одинаково [4].
Сюда так же относиться стресс, не имеющий реальных причин, т. е. нафантазированный самим человеком. Причем, какими бы иллюзорными не были причины, сам стресс в таких случаях — абсолютно реален и с точки зрения организма и всех последствий ничем не отличается от стресса, вызванного реальными причинами. Более того, абсолютное большинство стрессов вызываются в той или иной мере выдуманными причинами [4].
Стресс — неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной. Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании [4].
У многих со словом «стресс» связаны только негативные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов:
-
Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса — без этого нашему организму пришлось бы тяжело. Например, чтобы утром подняться с кровати и пойти в школу, нужно полностью проснуться. А чтобы учиться продуктивно и с удовольствием, ученику необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина). Назовем это состояние «реакцией пробуждения» [4].
-
Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Например, если недосып уже хронический. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса» [4].
1.2. Стресс-факторы у студентов.
Выявлен целый спектр факторов возникновения учебного стресса у студентов вуза: большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей, неумение правильно организовать свой режим дня, нерегулярное питание, нежелание учиться, разочарование в профессии, строгие преподаватели и др. Для студента вуза проблемами и трудностями также могут быть следующие факторы: недостаток сна; несданные вовремя работы; большое количество пропусков; плохая успеваемость по определенной дисциплине; плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум) [5].
Интересные выводы были сделаны Котовой Г.Н. в ходе социально-гигиенического мониторинга влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде (исследование проводилось методом анонимного анкетирования среди молодых людей (1500 человек) в возрасте 16-29 лет, обучающихся в различных типах образовательных учреждений на территории Липецкой области в 2000 и 2010 гг.). Результаты медико-социального исследования показали, что за последние 10 лет значительно возросла частота учебных стрессов от неудовлетворенности студентов выбранной специальностью, увеличилось количество хронических стрессов и несоответствие здоровья молодых людей условиям и характеру учебного процесса. Заметно возросло влияние на здоровье молодых людей психологического климата учебной группы. Котова Г.Н утверждает, что сложившиеся в последние десятилетия факторы «материального» обеспечения обучения и фактор психосоциального благополучия стали более существенными социально-гигиеническими факторами образа жизни молодых людей [5].
Студенты, следующие чрезмерно высоким стандартам деятельности в сочетании с запретом на ошибку и черно-белой оценкой результатов, воспринимающие других людей как чрезмерно требовательных, в ситуации обучения на первом курсе вуза испытывают сильный повседневный стресс, так как любая даже незначительная ошибка интерпретируется как полный крах [5].
Наиболее резко выраженной формой учебного стресса является экзаменационный стресс. В последние годы получены убедительные доказательства того, что он оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. Психологическое напряжение в этот период сопровождается избыточной мобилизацией всех ресурсов организма [2].
Наиболее частые проявления учебного стресса – плохой сон, ощущение постоянной нехватки времени, плохое настроение, депрессия, низкая работоспособность, повышенная утомляемость; наименее частые – затруднение дыхания, проблемы с желудочно-кишечным трактом, головная боль, нарушение социальных контактов, проблемы в общении, напряжение или дрожание мышц [5].
ГЛАВА 2. Нейтрализация стресса с помощью физических упражнений.
2.1 Физическая культура, стресс и их взаимосвязь.
С физиологической точки зрения, спорт играет важную роль в преодолении стресса, помогая направить энергию в полезное русло и безопасно ее использовать. Кроме того, на физиологическом уровне происходит:
– выработка эндорфинов; во время переживания стресса у человека повышается уровень кортизола — гормона стресса, и отмечается нехватка эндорфинов, гормонов радости, которые образуются во время занятий спортом;
– насыщение органов и тканей кислородом;
– регуляция уровня сахара (глюкозы) в крови [4].
При любой физической нагрузки в организме вырабатываются эндорфины, «гормоны счастья». Действительно, выработка эндорфинов положительно влияет на эмоциональный фон, помогает избавиться от подавленного настроения [4].
Стресс сопровождается обилием негативных эмоциональных переживаний: гневом, злостью, обидой. Занятие спортом тоже является стрессом для организма, который с успехом вытесняет стресс психологический. Энергия активности направляется не на разрушительные действия, как это бывает при сильном раздражении, а на совершенствование своего тела и сопровождается положительными эмоциями [4].
2.2 Физические упражнения, снижающие стресс.
Чтобы справиться со стрессом с помощью занятий спортом, необходимо учитывать несколько моментов:
– умеренность нагрузки, чтобы не перегружать организм до истощения;
– начинать занятие с общей физической разминки суставов, чтобы предотвратить повреждения;
– правильно оценивать свои физические возможности и ставить достижимые цели, что позволит добиться повышения самооценки, получения удовлетворения от результата;
– сосредотачиваться на процессе, например, следить за своим дыханием, напряжением и работой мышц, что позволяет отвлечься от негативных мыслей и переживаний;
– заниматься как индивидуально, так и в группе, чтобы иметь возможность ощутить поддержку, сопричастность;
– исключить азартные и агрессивные виды спорта, содержащие соревновательный аспект [3].
Наиболее полезны физические упражнения, выполняемые на свежем воздухе: на улице, в парке, в лесу и т. д., так как когда человек находится на солнце, то в его организме вырабатывается серотонин, который также повышает эмоциональный фон [6].
Занятия гимнастикой и плаванием способствуют оздоровлению позвоночника, улучшают кровоснабжение тканей, укрепляют мышцы и связки, снимают напряжение, уменьшают нагрузку на межпозвоночные диски и тем самым предупреждают развитие остеохондроза и связанных с ним болей, а в следствие, и уменьшают как саму возможность возникновения дистрессов, так и их неблагоприятные воздействия на организм [4].
Йога — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния [7].
В йоге очень много направлений и техник. Одни представляют комплекс динамических упражнений, вторые статических, третьи сосредоточены на дыхании, а четвертые посвящены медитации. Такой разнообразный выбор позволит каждому найти более подходящее ему направление. На занятиях йогой используются упражнения, направленные на снятие мышечных спазмов с тех зон, которые в первую очередь реагируют на стресс (тазовый пояс, плечевой пояс, живот, мышцы вдоль позвоночника и др.) Эти упражнения перемежаются с техниками глубокой релаксации. Йога как бы «моделирует» нормальную физиологическую реакцию на стресс, позволяя завершить цепочку реакций и избавиться таким образом от последствий стресса [7].
Бег — один из способов передвижения (локомоции) человека и животных; отличается наличием так называемой «фазы полета» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей. Во время бега работают практически все мышцы и суставы [8].
Данный вид спорта практически не требует никакого снаряжения и материальных затрат, но при этом приносит неоценимую пользу организму. При занятиях бегом укрепляется весь мышечный скелет, улучшается работа сердечно сосудистой и дыхательной систем, укрепляется иммунитет. Кроме того, бег способствует выработке гормона счастья, эндорфина, благодаря чему повышается эмоциональный фон.
В процессе тренировок у студентов развиваются уверенность в себе и своих силах, волевые качества, такие как настойчивость, целеустремлённость, смелость, решительность, самодисциплина и инициативность, повышается самооценка. Регулярные занятия командными видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол, регби и др.) способствуют развитию у человека коммуникативных способностей, наблюдаются порывы к творчеству, самостоятельность в принятии решений, чувство долга и ответственности перед коллективом и обществом [1].
Также важно помнить: чтобы достичь хороших результатов и быть здоровым, необходимо соблюдать режим учёбы и отдыха, отказаться от вредных привычек, правильно, сбалансированно питаться, закаливаться, совершать прогулки на свежем воздухе. Всё перечисленное является факторами, которые тоже укрепляют здоровье, или, иначе говоря, здоровым образом жизни [1].
Заключение
В соответствии с выдвинутой целью, мной были решены следующие задачи: анализ литературы, согласно цели работы, рассмотрение стресс-факторов у студентов и изучение воздействия физических упражнений на нейтрализацию последствий стресса у студентов.
Для студента вуза проблемами и трудностями в основном являются следующие факторы: недостаток сна; несданные вовремя работы; экзамен; большое количество пропусков; плохая успеваемость по определенной дисциплине; плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум).
Физическая культура и спорт оказывают положительное влияние на организм человека, в частности студента, укрепляют здоровье, причём как физическое, так и психическое. Благодаря спорту и физическим упражнениям повышается иммунитет, улучшается работа сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и опорно-двигательной систем, изменяется отношение к жизни – оно становится более оптимистичным. Так, студенты, которые занимаются спортом или выполняют физические упражнения для поддержания здоровья, как правило, более работоспособны, жизнерадостны и выносливы, чем те, кто игнорирует физическую нагрузку, ведёт малоподвижный образ жизни и не даёт мозгу отдохнуть от умственного труда. Образ жизни второй категории студентов в дальнейшем приводит к повышенной раздражительности, сонливости, неврозам, нарушениям сна и иным последствиям. Поэтому физическая культура или спорт обязательно должны присутствовать в жизни каждого студента, а лучше – в жизни каждого человека.
Список используемых источников
1.https://apni.ru/article/1396-vliyanie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-na-zdor . Последнее обновление 11.11.2020. Статья «Влияние физической культуры и спорта на здоровье студента».
2.https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19678 . Дата публикации 21.06.2019. Статья «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ»
3.https://moluch.ru/archive/362/81116/ . Дата публикации 16.05.2021. Статья Васильевой Л. О. «Физические упражнения против стресса».
4.https://moluch.ru/young/archive/16/1129/ Дата публикации 03.03.2018. Апалькова А. М., Полынский В. В., Герасимова Н. А. Занятия спортом (физической культурой) как средство профилактики стресса // Юный ученый. — 2018. — №2. — С. 140-144.
5.https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/17690/1/prfks_2017_117.pdf . Дата публикации 07.11.2017. Статья Захаренкой Т.А., Кулькой Е.И «УЧЕБНЫЙ СТРЕСС: ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ».
6.Коротаева, М. Ю. Физическая культура против стресса / М. Ю. Коротаева. — Текст: непосредственный // аллея науки. — 2018. — № 4.
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/Йога#:
:text=
Введение 2
ГЛАВА 1. Сущность понятия «стресс» и стресс-факторы у студентов. 4
1.1. Основные понятия, виды, типы и симптомы стресса. 4
1.2. Стресс-факторы у студентов. 6
ГЛАВА 2. Нейтрализация стресса с помощью физических упражнений. 8
2.1 Физическая культура, стресс и их взаимосвязь. 8
2.2 Физические упражнения, снижающие стресс. 8
Заключение 11
Список используемых источников 13
Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса — без этого нашему организму пришлось бы тяжело. Например, чтобы утром подняться с кровати и пойти в школу, нужно полностью проснуться. А чтобы учиться продуктивно и с удовольствием, ученику необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина). Назовем это состояние «реакцией пробуждения» [4].
Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Например, если недосып уже хронический. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса» [4].
योग%2C%20IAST%3A%20yoga)%20—%20понятие,ортодоксальных%20школ%20(даршан)%20философии%20индуизма . Последнее обновление 24.09.2022. Статья «Йога».
8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Бег . Последнее обновление 18.11.2022. Статья «Бег».