Файл: Доклад на тему Русское искусство послевоенных лет. Развитие исторического жанра. Историкобытовые картины Ю. М. Непринцева. Творчество А. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное образовательное учреждение

Высшего образования
Государственный социально-гуманитарный университет

Кафедра «Психологического и социально-педагогического образования»

Доклад на тему

«Русское искусство послевоенных лет. Развитие исторического жанра.

Историко-бытовые картины Ю.М. Непринцева. Творчество А.А.

Пластова. Работы С.А.Чуйкова. Пейзажи Г.Г. Нисского. Образы людей

творческого труда в портретах П.Д. Корина. Графика. Иллюстрации

В.А.Фаворского к «Слову о полку Игореве» (1950), к «Маленьким

трагедиям» А.С.Пушкина (1961). Скульптура. Архитектура.»

Докладчик:

Студент(ка) группы 21СП-з-11

Кудинова Е.А.
Проверил:

Преподаватель Воронова Н.И.


Коломна,2021г.

Русское искусство послевоенных лет. Развитие исторического жанра

Кончилась война. Художники вернулись в мастерские. Рядом с шинелями легли на дно сундучков вещевые мешки, в которых еще совсем недавно хранились блокноты или связки бумаг с документальными зарисовками павших и живых однополчан, покинутых и вновь отбитых у врага деревень, бесконечных дорог. Быстрые, порой небрежные зарисовки в блокнотах военных лет теперь воплощались в картины, гравюры, скульптурные памятники, взволнованно рассказывающие о недавних боях и их участниках.

С переходом к мирному строительству жизнь поставила новые ответственные и сложные задачи перед искусством. Надо было осмыслить историческое значение победы над фашизмом, запечатлеть героические усилия советских людей, восстанавливающих фабрики и заводы, города и села, развивающих социалистическое общество, средствами искусства воспитывать коммунистическое мировоззрение у народных масс. Этим и определялись основное содержание и характер искусства в те годы.

Большой жизненный опыт, накопленный в годы Великой Отечественной войны, активное участие в созидательной деятельности народа
, возросшие эстетические требования советских людей — все это способствовало повышению идейного содержания и художественной выразительности произведений советских мастеров искусства. Развивая ранее накопленные традиции, они создали в театре и кино, в живописи, скульптуре и музыке произведения, прославляющие подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны, достойно отражающие творческий благородный труд современников. Первые послевоенные годы явились новым важным этапом в поступательном развитии социалистического реализма. В те годы во всех областях искусства были созданы большие художественные ценности. Появилось новое поколение художников, прошедшее закалку в битвах Великой Отечественной войны и создавшее произведения, вошедшие в сокровищницу советского искусства.
Историко-бытовые картины Ю.М. Непринцева

Юрий Михайлович Непринцев родился в Тифлисе, в 1909 году. С детства влюблённый в живопись, своё осмысленное творческое становление он начал в ленинградской студии Савинского. Затем было обучение в Академии художеств под руководством выдающегося мастера и педагога И.И. Бродского.

Картины художника Юрия Михайловича Непринцева (1909—1996) узнаваемы по необыкновенно точным и ярким образам, будничным сюжетам, военной тематике. Богатый опыт живописца вобрал в себя незабываемые годы учёбы в академии, память фронтовых дорог и осаждённого Ленинграда, атмосферу мирной жизни. Пожалуй, самой известной картиной Непринцева называют «Отдых после боя».
Внешний облик центрального персонажа напоминает литературного героя А. Твардовского — Василия Тёркина. Образ этот был интересен и другим художникам, например О. Верейскому и И. Бруни. Рисунки О. Верейского мастерски иллюстрировали поэму «Василий Тёркин» и приобрели огромную популярность. Многие художники и скульпторы стали ориентироваться на созданный Верейским образ.
Творчество А.А. Пластова

Пластов А. А. родился в 1893 в с. Прислониха Симбирской губ. Лучшие его картины стали классикой русской живописи XX в. Пластов – великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов и останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов. В 1931 г. у Пластова А. А. сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда – и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов – несколько сотен. В основном это портреты односельчан. Художник много и плодотворно работает в 1930 -х гг. , но первые свои шедевры он создает в военные годы. Аркадий Александрович – природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника – увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры.



В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны ("Фашист пролетел", 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы ("Жатва", "Сенокос", 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии). Картина "Сенокос" прозвучала как красочный гимн наступившей мирной жизни, радости народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний войны. В картине "Жатва" – тема войны скрыта, она – в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле. Во время войны художник жил и работал в селе Прислониха. Полотно Пластова "Фашист пролетел" (1942) – одно из наиболее тревожащих и незабываемых произведений живописи.
Работы С.А.Чуйкова

Народный художник СССР. Действительный член Академии Художеств СССР. Лауреат Государственных премий СССР, премии имени Токтогула и международной премии имени Дж. Неру.

Родился в семье военного писаря. В 1924-1930 гг. учился в московском ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские) у Р.Р. Фалька. В 1930-1932 гг. преподавал в Институте пролетарских изобразительных искусств. Был одним из создателей и председателем правления Союза Художников Киргизской ССР (1933–1937, 1941–1943). Совершил творческие поездки в Индию (1952, 1957).

Всесоюзную славу художнику принесли произведения о жизни и быте киргизского народа. Картина «Дочь советской Киргизии» (1948) была известна каждому гражданину Советского Союза, репродуцировалась в школьных учебниках, журналах и других изданиях.
Пейзажи Г.Г. Нисского

Георгий Григорьевич Нисский (Georgy Nissky; родился 21 января 1903 года — умер 18 июня 1987 года) — яркий художник-пейзажист советской эпохи. Творчество Георгия Нисского связано с железнодорожной тематикой, изображением морской стихии. На картинах мастера природа предстает не только в первозданном виде, она пронизана красотой человеческого труда.

Во время Великой Отечественной войны живописец жил в Москве, создавал агитационные плакаты и картины. В них он выражал веру в предстоящую победу, укрепляя тем самым народный патриотизм.
Образы людей творческого труда в портретах П.Д. Корина


П. Д. Корин - одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском искусстве XX в. Родился он в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев. Жизненная стезя была предопределена. Однако талант требовал развития. Корин перебирается в Москву, в 1911 г. становится помощником М. В. Нестерова в работе над росписью церкви Марфо-Мариинской обители. Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство как духовный подвиг, а также другая "встреча" - с творчеством А. А. Иванова, преклонение перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту отдать всю жизнь служению искусству, достичь высот мастерства, стать продолжателем великих традиций русской живописи.

В годы Великой Отечественной войны художник обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Образы воинов - защитников не просто родной земли, но духовных идеалов России - привлекают Корина. Таков Александр Невский - центральная фигура знаменитого одноименного триптиха (1942), - в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения.
Графика

Графика тех времён, наоборот складывалась из работ мастеров военного и послевоенного периодов.

Одним из более массовых и "боевых" видов советского изобразительного искусства явилась сатирическая графика. Активно развивалась политическая карикатура, посвященная международной тематике, которая работала для "Правды" и других центральных газет. Кукрыниксы создают целый ряд значимых работ сатирической направленности - "Уолл-стрижка" (1948), "У постели больного" (1948), "Донна Франко" (1949). Также они создают иллюстрации, например, "Дама с собачкой" (1941-8), акварели к "Фоме Гордееву" (1949). Давид Дубинский делал иллюстрации к повестям Гайдара "Р.В. С." и "Чук и Гек", позже к "Поединку" Куприна (1959-60). Конец творчества Фаворского выпадает на эти годы: он создает свои произведения в технике работы по дереву ("Слово о Полку Игоревом", 1950; "Маленькие трагедии", 1961).
Скульптура

После войны происходит усиление монументальных тенденций. Николай Томский создает монументы генерала Апанасенко (Белград, 1949) и Черняховского (Вильнюс, 1950 - перевезен в Воронеж). В них сочетается мера сходства и лепка, гармония скульптуры с архитектурным постаментом, четкость и выразительность.

Были установлены не только памятники героям войны, но и историческим персонажам и деятелям культуры. В 1953 был
воздвигнут Памятник Юрию Долгорукому, в 1958 году - Маяковскому. Михаилом Аникушиным был создал памятник Пушкину (1957), изображенного в позе чтеца. В 1940-50-х был воздвигнут памятник Чайковскому у Консерватории.
Архитектура

Архитекторы послевоенного периода занимались восстановлением разрушенных зданий и параллельно создавали новые. Они восстанавливали города, стараясь исправить их старые недостатки.

Большое внимание уделялось совершенно новому ген. плану застройки Сталинграда (Волгограда), полностью уничтоженного во время войны. Алабян и Симбирцев предложили свои идеи. На плане города появился центральный ансамбль - площадь Борьбы, аллея Героев, пропилеи с огромной лестницей к Волге. В одну систему были объединены промышленные районы. Смысл народного подвига выразился в обновлённых чертах возродившегося города. Новые застройки сливались с древнерусскими шедеврами - это я вилось главной чертой плана восстановления города Советские критики 1970-х годов говорили: "в сложном процессе выработки архитектуры восстановления городов, в целом безусловно положительном, назревала тем не менее опасность некоторой мании грандиозности, "принявшей эстафету" от черт гигантомании, свойственной ряду произведений довоенной архитектуры. Получила развитие и тенденция к излишнему декоративизму, квалифицированному позднее как украшательство". Такими явились московские высотки, самой удачной было признано здание признавали здание МГУ, архитекторами были Борис Иофан (смещён с должности главного архитектора), Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков В.Н. Насонов. Оформлением фасадов скульптурами занималась мастерская Мухиной.

В то время главной проблемой всё же оставалось обычное жильё, оно было разрушено войной. Было запущено массовое жилищное строительство. Поначалу оно было малоэтажным, так как отсутствовала необходимая производственно-техническая база. Архитекторы экспериментируют с поквартально застройкой. Например, район Песчаных улиц, архитекторы Зиновий Розенфельд, В. Сергеев. Впоследствии этот эксперимент перенимают и другие города.

В эти годы, как, впрочем, и в годы войны, продолжалось строительство Московского и начинается строительство Ленинградского метро, станции которого украшают известные живописцы-монументалисты и скульпторы.