Файл: Жизнь и творчество П. Мондриана. Влияние творчества Пита Мондриана на архитектуру, моду и интерьерный дизайн. Роль объединения Де Стейль в развитии беспредметного искусства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное образовательное учреждение
Высшего образования
Государственный социально-гуманитарный университет
Кафедра «Психологического и социально-педагогического образования»
Доклад на тему
«Жизнь и творчество П. Мондриана. Влияние творчества Пита
Мондриана на архитектуру, моду и интерьерный дизайн. Роль
объединения «Де Стейль» в развитии беспредметного искусства.
Фигуры Т.ван Дуйсберга, Г. Ритвельда и др.»
Докладчик:
Студент(ка) группы 21СП-з-11
Кудинова Е.А.
Проверил:
Преподаватель Воронова Н.И.
Коломна,2021г.
Биография Пита Мондриана
Один из основоположников абстракционизма, художник Пит Мондриан, родился 7 марта 1872 года в городе Амерсфорте провинции Утрехт в Нидерландах. Ныне Мондриан считается самым известным уроженцем этого небольшого местечка.
Полное имя — Питер Корнелиус Мондриан. Мальчик рано проявил любовь к рисованию, и отец поддержал увлечение сына. На раннем этапе художественным образованием ребенка занимался он сам и дядя — художник-пейзажист Фриц Мондриан.
В 20-летнем возрасте Питер начал учебу в Академии художеств Амстердама (1892-1897). Кроме столицы Нидерландов важные этапы его жизни и творчества связаны дважды с Парижем: 1911-1914 и 1919-1938 гг., а затем Лондоном: 1938-1940 гг. Последние годы прошли в Нью-Йорке: 1940-1944 гг.
В первом периоде своего творчества Мондриан писал пейзажи, изображая на своих полотнах природу Нидерландов. При этом он неустанно искал новое, мечтал о другом — прогрессивном искусстве для современного мира, и постоянно экспериментировал. В разное время своего формирования как художника, он испытывал влияние импрессионизма, творчества Ван Гога, кубизма Пикассо. Мондриана увлекало теософское учение Елены Блаватской. Постепенно его картины становились своеобразными по линии, цвету, ритму. Он упрямо шёл в искусстве своим путем и, в конце концов, навсегда отошел от натуралистичной, сюжетной и фигуративной живописи.
В результате Пит Мондриан выработал собственный абстрактно-геометрический стиль — неопластицизм. Пространство холста он заполнял композициями, состоящими из плоских разновеликих клеток, полученных пересечением под прямым углом прямых горизонтальных и вертикальных линий. Площадь образованных линиями плоскостей он закрашивал только тремя основными цветами спектра — желтым, красным, синим.
В 1938 году к власти пришли нацисты. Мондриан бежал из Парижа в Лондон, потому что его искусство было признано ими дегенеративным. В 1940 году перебрался ещё дальше — в Нью-Йорк. Там в 1942 году состоялась его персональная выставка, единственная при жизни.
На него произвел впечатление энергичный мегаполис с его бурной жизнью, джаз и танец буги-вуги. Это увлечение проявилось в его работах. В 1943 году он написал картину «Бродвейский буги-вуги». Расположение линий и мелких клеточек на полотне напоминает план улиц нью-йоркского района Манхэттен.
Свой последний шедевр — картину «Победа буги-вуги» художник не завершил. 1 февраля 1944 года он умер от воспаления легких.
Личная жизнь Пита Мондреана прошла вне семьи. Детей и жены у него не было.
Творчество Пита Мондриана
Выработанный Мондрианом стиль повлиял на развитие изобразительного искусства в целом и на творчество многих художников. Такие направления как оп-арт и минимализм своими истоками восходят к неопластицизму. Достижения Мондриана нашли отражение в архитектуре, рекламе и печати, оформлении интерьеров, дизайне мебели, в моде и даже предметах утилитарного назначения.
Искусство художника, что совсем неожиданно, оказалось не чуждо компьютерщикам. Дэвид Морган-Мар придумал язык программирования, код которого выглядит как абстрактный рисунок, схожий с «решетками» картин Пита Мондриана. Программист назвал этот язык именем художника — Piet.
Интересный пример применения мондриановских мотивов есть и в нашей столице. В январе 2016 года в Новой Москве на красной ветке метро открыта станция «Румянцево», в интерьерах которой использованы витражи с элементами абстрактных картин Мондриана.
Влияние творчества Пита Мондриана на архитектуру, моду и интерьерный дизайн
Питу Мондриану мы обязаны многим. Пит (Питер) Мондриан стоял у истоков абстракционизма, был одним из основателей движения «Стиль». Пит Мондриан слыл теоретиком искусства и даже создал новое направление, назвав его неопластицизмом. Собственно, оно и легло в основу всех знаменитых работ Мондриана — бесконечные квадраты, прямоугольники, четко прорисованные линии и три основных обязательных цвета: красный, синий и желтый, разбавленные порой белым и черным.
Именно эти оттенки, по мнению Мондриана, олицетворяли гармонию мира. Пит Мондриан так и создавал свои композиции — вначале рисовал черные сетки, а потом закрашивал некоторые элементы определенными цветами.
Широкой публике такой геометрический способ самовыражения пришелся по душе далеко не сразу — Мондриан еще долгое время был вынужден писать нелюбимые им пейзажи, чтобы элементарно заработать себе на жизнь. Сегодня же Пит Мондриан является примером для подражания практически во всех областях искусства — от моды до архитектуры. Так, в 30-х годах прошлого столетия модельер Лола Прусак создала коллекцию сумок и чемоданов, используя абстракцию Мондриана. В свои сумки она добавила те же основные цвета, что и использовал художник в своих работах.
В 60-х годах прошлого века модельер Ив Лоран создал коллекцию платьев. Эти платья не имели рукавов и воротников, они были декорированы цветными клетками большого размера, которые можно встретить на произведениях художника.
Роль объединения «Де Стейль» в развитии беспредметного искусства
Художественное направление «Де Стейл», которое также именуется неопластицизмом, просуществовало лишь 14 лет.
Движение появилось благодаря сотрудничеству трех единомышленников: художников Пита Мондриана и Тео ван Дусбурга, а также столяра-краснодеревщика и архитектора Геррита Ритфелда.
Первый манифест группы «Стейль» призывал к новому равновесию между индивидуальным и всеобщим и к освобождению искусства как от рамок традиции, так и от культа индивидуальности. Вдохновленные в равной мере философской мыслью Спинозы и голландским кальвинизмом, они искали культуру, которая бы преодолела трагедию индивидуализма, основываясь на непреложных законах.
Универсальное и утопическое стремление было сформулировано в афоризме: «Цель природы человек, цель человека стиль!». Преследовали идеи эстетики неопластицизма Шунмакерса, который писал в «Новом образе мира»: «Тремя главными цветами являются желтый, синий и красный. Они единственные существующие цвета… Желтый это движение луча (вертикаль)… Синий контрастный цвет по отношению к желтому (горизонтальный небесный свод)… Красный соединение желтого и синего». Также он обосновывает ограниченность неопластицизма прямоугольными элементами.
Очень важное значение для второй фазы движения, продолжавшейся до 1925 г., имела встреча ван Дусбурга с Лисицким. За два года до этой встречи, сотрудничая с
Казимиром Малевичем и витебской школой супрематизма, Лисицкий разработал собственную форму элементаристской выразительности. Хотя русский и голландский элементаризм имел совершенно разные корни (в первом случае супрематизм, во втором неопластицизм), знакомство с Лисицким повлияло на все дальнейшее творчество ван Дусбурга. Именно Ван Дусбург предложил Лисицкому стать членом «Стиля».
В 1923 г. ван Дусбург и ван Эстерен продемонстрировали ярко выраженный архитектурный неопластицизм на выставке своих работ, проходившей в парижской галерее Леонса Розенберга под названием «Современные усилия». Выставка прошла с успехом и впоследствии еще раз демонстрировалась в Париже, а затем в Нанси.
С 1917 по 1931 год группа выпускала журнал «Де Стейл» (De Stijl), в котором последовательно публиковала свою эстетическую программу. Её главной чертой была установка на радикальное обновление искусства до самых его основ путём изменения человека изнутри и его жизненных условий снаружи. Художник не должен замыкаться в своём творчестве и работать изолированно в своём ателье, но как технический специалист конкретно атаковать современные ему общественные и экономические условия жизни с целью их обновления. Художественное произведение прежде всего должно иметь рационально-утилитаристский акцент и быть разработано трезво, ясно и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности» своего предназначения и хозяйственной функции. При этом догматически провозглашаемыми основными элементами живописи являлись: прямой угол и три цвета, красный, жёлтый и синий, к которым в качестве дополнительных или фоновых могли быть добавлены чёрный и белый.
Последняя фаза деятельности «Стиля», относящаяся к 1925-1931 гг., характеризовалась драматическим разладом между Мондрианом и ван Дусбургом, возникшим из-за того, что последний в серии «контркомпозиций», завершенных в 1924 г., ввел в свою живопись диагонали. К этому времени былое единство взглядов было разрушено как из-за непрерывной полемической деятельности ван Дусбурга, так и из-за его произвольного изменения неопластического канона.
После 1925 г. Ритфелд почти не поддерживал связей с ван Дусбургом. Однако его творчество развивалось в том же направлении от элементаризма дома Шредер и первых созданных им предметов мебели к более «вещественным» решениям, основанным на использовании технических достижений.
В 1926-1928 годы ван Дусбург работает совместно с Гансом Арпом и Софией Тобер-Арп над перестройкой и оформлением ночного ресторана «Обетт» в Страсбурге. Это кафе является последним сколько-нибудь значительным произведением неопластицизма..
В дальнейшем те художники, которые еще были близки к «Стилю» (в том числе ван Дус-бург и Ритфелд) все в большей степени стали поддаваться влиянию «Новой вещественности. Собственный дом ван Дусбурга, построенный в Медоне около 1929 г., едва ли соответствует любому из 16 пунктов его манифеста 1924 г. Это просто утилитарная студия из блоков с железобетонным каркасом, поверхностно напоминающая «жилище ремесленника» , которое уже было создано Ле Корбюзье в начале 1920-х гг.
К 1930 г. идеал неопластицизма воссоединение искусства и жизни и слияние всех искусств был оставлен и возвращен к своим истокам в абстрактной живописи, к «конкретному искусству» в позициях ван Дусбурга.
Год спустя, в возрасте 48 лет, ван Дусбург скончался в санатории в Давосе, в Швейцарии, а вместе с ним угасла и движущая сила неопластицизма. Из зачинателей «Стейля» лишь Мондриан остался верен принципам движения прямоугольность и основные цвета были составной частью его зрелых работ. Этим он продолжал отстаивать гармонию неосуществимой утопии.
Окончательно группа распалась в 1931 году. Возможно, ее размеры не были столь значительны и сравнимы с кубистами, однако, именно объединение «Де стейль» сыграло одну из важных ролей в формировании интернационального стиля, оказало влияние на модернизм.