Файл: Предмет, метод и система учебной дисциплины Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 738
Скачиваний: 33
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Предмет, метод и система учебной дисциплины «Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».
Предметом учебной дисциплины является деятельность органов прокуратуры, направленная на организацию и координацию работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Под методом в любой отрасли знаний и учебной дисциплине понимается совокупность аналитических приемов, способов получения объективного и достоверного знания о предмете исследования. Данное положение распространяется также и на предмет учебной дисциплины
Методом учебной дисциплины является те же методы изучения и познания, что для указанных учебных дисциплин (исторический, эмпирический, сравнительно правовой и др.
Систему дисциплину составляют общая и особенная части.
В общей части изучаются такие вопросы, как понятие координации правоохранительных органов, принципы координации, ее основные формы, полномочия и обязанности участников координаций, ее организация и другие.
Особенная часть посвящена конкретным формам координации, проводимым мероприятиям, осуществляемым в рамках координационной деятельности правоохранительных органов и др.
-
Место учебной дисциплины «Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» среди других профессиональных дисциплин.
Данная дисциплина входит в цикл дисциплин, посвященных изучению деятельности прокуратуры (прокурорский надзор). Рассматриваемая дисциплина посвящена одному из направлений деятельности органов прокуратуры- координационная деятельность, являющееся частью организационной функции прокуратуры. В связи с этим рассматриваемая учебная дисциплина тесно связана с другими юридическими дисциплинами, такими как: «Правоохранительные органы», «Уголовное право», «Криминология», «Уголовный процесс», «Уголовно-исполнительное право», «Конституционное право России», «Исполнительное производство», «Административное право», «Прокурорский надзор».
-
Основные понятия, используемые учебной дисциплиной «Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».
Понятие «координация» - вид деятельности прокуратуры, заключающийся в согласованной с ПО осуществление мероприятий в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации мер по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений
Секретариат- это постоянно действующий орган формируется в городе (районе), где для этого имеются кадровые и иные условия и возможности, а также на вышестоящих уровнях из представителей всех правоохранительных органов, являющихся членами координационного совещания, и утверждается на ближайшем заседании. Ведет документацию, извещает членов координационного совещания, организует подготовку и сбор предложений ПО, формирует планы, проводит анализ этих планов и решений координационного совещания
Координационные совещания- мероприятие, на которых выносятся вопросы, имеющие особое значение, обсуждаются проблемы, которые невозможно решить усилиями лишь одного ведомства.
Специальная цель координационной деятельности – обеспечение повышения эффективности борьбы ПО с преступностью
Регламент- нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо государственного органа и его подразделения.
Формы - конкретные виды взаимодействия правоохранительных органов с целью эффективной борьбы с преступностью в рамках координационной деятельности.
-
Нормативные источники правового регулирования координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью.
Координационная деятельность осуществляется в соответствии:
-
с Конституцией РФ -
ФЗ «О Прокуратуре РФ» (статья 8) -
Иные федеральные законы, регулирующие деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ФЗ о "О полиции", "О Федеральной службе безопасности", "О внешней разведке", УПК, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (определяют компетенцию, полномочия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, порядок осуществления уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности). Исходя из важности и значимости борьбы с терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, существенное значение для правового регулирования координационной дея-ти органов прокуратуры имеют Федеральные законы "О противодействии терроризму", "О противодействии коррупции" и др. -
Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567 -
Важным звеном правового регулирования координации наряду с перечисленными НПА являются совместные приказы, указания руководителей правоохранительных органов России.
Они определяют цели и задачи координации, ее основные направления, полномочия ее участников и так далее.
-
Цели и задачи органов прокуратуры при осуществлении координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Координация проводится в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Основные задачи координационной деятельности:
•разработка и осуществление органами правоохранительной системы согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, качественному расследованию уголовных дел, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;
•объединение усилий и активизация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
•устранение дублирования и параллелизма в их деятельности по противодействию преступности.
-
Принципы координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется прокурором в соответствии с определенными принципами, по основным направлениям, которые закреплены в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (далее – Положение о координации). Наряду с организацией координации прокурор осуществляет и свою основную функцию – надзор за исполнением законов участниками координационной деятельности, законностью ведения ими борьбы с преступностью. Поэтому основным принципом организации и осуществления координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является соблюдение законности, включающее в себя безусловное и точное исполнение всеми ее участниками действующего законодательства, обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление, защиту прав и законных интересов каждого гражданина.
Основополагающим началом организации координации является равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий по борьбе с преступностью. Принцип равенства субъектов координации означает, что, несмотря на организаторскую роль прокурора в этой деятельности и выполнение им надзорной функции, он при осуществлении координационных полномочий не имеет преимуществ перед другими участниками и обладает одинаковыми с ними правами при выработке и принятии совместных решений, а также несет равную ответственность за результаты согласованной деятельности по борьбе с преступностью в части, касающейся деятельности органов прокуратуры. Вместе с тем соблюдение равенства прав участников координации не исключает самостоятельность и инициативу каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему полномочий в выборе средств и способов выполнения принятых решений, рекомендаций и проведения мероприятий.
К основным правилам организации координационной деятельности следует отнести также принцип гласности, информированности органов власти и населения о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Кроме перечисленных принципов координации, необходимо учитывать и следующие правила: о проведении этой деятельности непрерывно и постоянно по наиболее важным и значимым направлениям; подчинении ведомственных интересов общегосударственным; персональной ответственности за обеспечение результативности выполняемых мероприятий; гарантированности обеспечения конспирации в проведении совместных специальных операций и др.
Организация координационной деятельности, осуществляемой органами прокуратуры, строится с соблюдением принципа централизации прокурорской системы, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Каждый вышестоящий прокурор в пределах своей компетенции наделен правом координировать деятельность не только правоохранительных органов своего уровня, но и всех нижестоящих прокуроров и соответствующих их уровню правоохранительных органов по борьбе с преступностью. На практике подобные полномочия вышестоящих прокуроров реализуются посредством издания приказов, указаний, принятия решений на заседаниях коллегий, координационных совещаниях, которые являются обязательными для исполнения подчиненными прокурорами.
-
Функции органов прокуратуры по осуществлению координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
К основным функциям органов прокуратуры по осуществлению координации относятся:
1) организация координационных совещаний лиц, руководящих различными правоохранительными органами;
2) постоянный текущий обмен информацией по проблемам борьбы с преступностью между различными ведомствами, органами и учреждениями охраны правопорядка;
3) организация следственно-оперативных групп, осуществляющих расследование преступлений;
4) осуществление совместных с иными органами охраны правопорядка мероприятий, нацеленных на выявление и пресечение преступлений, обнаружение и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений;
5) издание совместных указаний, приказов, распространение совместных информационных писем, ориентировок, подготовка иных документов организационно-распорядительного характера;
6) обеспечение взаимной помощи в поддержании собственной безопасности в ходе осуществления деятельности по борьбе с преступностью;
7) взаимное использование или объединение возможностей повышения квалификации и профессиональных навыков работников правоохранительных органов, организация совместных исследовательских проектов, конференций и т. д.;
8) совместные подготовка и издание сборников (бюллетеней) и иных документов информационного характера, способствующих обмену опытом в деятельности по борьбе с преступностью;
9) подготовка, т. е. разработка и утверждение совместно согласованных перспективных планов в отношении координационной деятельности;
10) выезды совместно с представителями иных правоохранительных органов в субъекты и регионы РФ с целью организации согласованных проверок, оказания помощи и поддержки в борьбе с преступностью местным органам охраны правопорядка;
11) выявление, изучение и распространение положительного опыта взаимодействия
-
Основные направления координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; пути совершенствования координационной деятельности.