Файл: Предмет, метод и система учебной дисциплины Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 738

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Предмет, метод и система учебной дисциплины «Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».

Предметом учебной дисциплины является деятельность органов прокуратуры, направленная на организацию и координацию работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Под методом в любой отрасли знаний и учебной дисциплине понимается совокупность аналитических приемов, способов получения объективного и достоверного знания о предмете исследования. Данное положение распространяется также и на предмет учебной дисциплины

Методом учебной дисциплины является те же методы изучения и познания, что для указанных учебных дисциплин (исторический, эмпирический, сравнительно правовой и др.

Систему дисциплину составляют общая и особенная части.

В общей части изучаются такие вопросы, как понятие координации правоохранительных органов, принципы координации, ее основные формы, полномочия и обязанности участников координаций, ее организация и другие.

Особенная часть посвящена конкретным формам координации, проводимым мероприятиям, осуществляемым в рамках координационной деятельности правоохранительных органов и др.

  1. Место учебной дисциплины «Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» среди других профессиональных дисциплин.

Данная дисциплина входит в цикл дисциплин, посвященных изучению деятельности прокуратуры (прокурорский надзор). Рассматриваемая дисциплина посвящена одному из направлений деятельности органов прокуратуры- координационная деятельность, являющееся частью организационной функции прокуратуры. В связи с этим рассматриваемая учебная дисциплина тесно связана с другими юридическими дисциплинами, такими как: «Правоохранительные органы», «Уголовное право», «Криминология», «Уголовный процесс», «Уголовно-исполнительное право», «Конституционное право России», «Исполнительное производство», «Административное право», «Прокурорский надзор».

  1. Основные понятия, используемые учебной дисциплиной «Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».


Понятие «координация» - вид деятельности прокуратуры, заключающийся в согласованной с ПО осуществление мероприятий в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации мер по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений

Секретариат- это постоянно действующий орган формируется в городе (районе), где для этого имеются кадровые и иные условия и возможности, а также на вышестоящих уровнях из представителей всех правоохранительных органов, являющихся членами координационного совещания, и утверждается на ближайшем заседании. Ведет документацию, извещает членов координационного совещания, организует подготовку и сбор предложений ПО, формирует планы, проводит анализ этих планов и решений координационного совещания

Координационные совещания- мероприятие, на которых выносятся вопросы, имеющие особое значение, обсуждаются проблемы, которые невозможно решить усилиями лишь одного ведомства.

Специальная цель координационной деятельности – обеспечение повышения эффективности борьбы ПО с преступностью

Регламент- нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо государственного органа и его подразделения.

Формы - конкретные виды взаимодействия правоохранительных органов с целью эффективной борьбы с преступностью в рамках координационной деятельности.

  1. Нормативные источники правового регулирования координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью.

Координационная деятельность осуществляется в соответствии:

  1. с Конституцией РФ

  2. ФЗ «О Прокуратуре РФ» (статья 8)

  3. Иные федеральные законы, регулирующие деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ФЗ о "О полиции", "О Федеральной службе безопасности", "О внешней разведке", УПК, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (определяют компетенцию, полномочия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, порядок осуществления уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности). Исходя из важности и значимости борьбы с терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, существенное значение для правового регулирования координационной дея-ти органов прокуратуры имеют Федеральные законы "О противодействии терроризму", "О противодействии коррупции" и др.

  4. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567

  5. Важным звеном правового регулирования координации наряду с перечисленными НПА являются совместные приказы, указания руководителей правоохранительных органов России.


Они определяют цели и задачи координации, ее основные направления, полномочия ее участников и так далее.

  1. Цели и задачи органов прокуратуры при осуществлении координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Координация проводится в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Основные задачи координационной деятельности:

•разработка и осуществление органами правоохранительной системы согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, качественному расследованию уголовных дел, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;

•объединение усилий и активизация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;

•устранение дублирования и параллелизма в их деятельности по противодействию преступности.

  1. Принципы координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется прокурором в соответствии с определенными принципами, по основным направлениям, которые закреплены в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (далее – Положение о координации). Наряду с организацией координации прокурор осуществляет и свою основную функцию – надзор за исполнением законов участниками координационной деятельности, законностью ведения ими борьбы с преступностью. Поэтому основным принципом организации и осуществления координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является соблюдение законности, включающее в себя безусловное и точное исполнение всеми ее участниками действующего законодательства, обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление, защиту прав и законных интересов каждого гражданина.


Основополагающим началом организации координации является равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий по борьбе с преступностью. Принцип равенства субъектов координации означает, что, несмотря на организаторскую роль прокурора в этой деятельности и выполнение им надзорной функции, он при осуществлении координационных полномочий не имеет преимуществ перед другими участниками и обладает одинаковыми с ними правами при выработке и принятии совместных решений, а также несет равную ответственность за результаты согласованной деятельности по борьбе с преступностью в части, касающейся деятельности органов прокуратуры. Вместе с тем соблюдение равенства прав участников координации не исключает самостоятельность и инициативу каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему полномочий в выборе средств и способов выполнения принятых решений, рекомендаций и проведения мероприятий.

К основным правилам организации координационной деятельности следует отнести также принцип гласности, информированности органов власти и населения о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Кроме перечисленных принципов координации, необходимо учитывать и следующие правила: о проведении этой деятельности непрерывно и постоянно по наиболее важным и значимым направлениям; подчинении ведомственных интересов общегосударственным; персональной ответственности за обеспечение результативности выполняемых мероприятий; гарантированности обеспечения конспирации в проведении совместных специальных операций и др.

Организация координационной деятельности, осуществляемой органами прокуратуры, строится с соблюдением принципа централизации прокурорской системы, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Каждый вышестоящий прокурор в пределах своей компетенции наделен правом координировать деятельность не только правоохранительных органов своего уровня, но и всех нижестоящих прокуроров и соответствующих их уровню правоохранительных органов по борьбе с преступностью. На практике подобные полномочия вышестоящих прокуроров реализуются посредством издания приказов, указаний, принятия решений на заседаниях коллегий, координационных совещаниях, которые являются обязательными для исполнения подчиненными прокурорами.



  1. Функции органов прокуратуры по осуществлению координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

К основным функциям органов прокуратуры по осуществлению координации относятся:

1) организация координационных совещаний лиц, руководящих различными правоохранительными органами;

2) постоянный текущий обмен информацией по проблемам борьбы с преступностью между различными ведомствами, органами и учреждениями охраны правопорядка;

3) организация следственно-оперативных групп, осуществляющих расследование преступлений;

4) осуществление совместных с иными органами охраны правопорядка мероприятий, нацеленных на выявление и пресечение преступлений, обнаружение и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений;

5) издание совместных указаний, приказов, распространение совместных информационных писем, ориентировок, подготовка иных документов организационно-распорядительного характера;

6) обеспечение взаимной помощи в поддержании собственной безопасности в ходе осуществления деятельности по борьбе с преступностью;

7) взаимное использование или объединение возможностей повышения квалификации и профессиональных навыков работников правоохранительных органов, организация совместных исследовательских проектов, конференций и т. д.;

8) совместные подготовка и издание сборников (бюллетеней) и иных документов информационного характера, способствующих обмену опытом в деятельности по борьбе с преступностью;

9) подготовка, т. е. разработка и утверждение совместно согласованных перспективных планов в отношении координационной деятельности;

10) выезды совместно с представителями иных правоохранительных органов в субъекты и регионы РФ с целью организации согласованных проверок, оказания помощи и поддержки в борьбе с преступностью местным органам охраны правопорядка;

11) выявление, изучение и распространение положительного опыта взаимодействия

  1. Основные направления координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; пути совершенствования координационной деятельности.