ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 1
МДК 01.01. Основы планирования и организации логистического процесса в организациях (подразделениях)
Тема: Решение задачи: «Построение матрицы BCG»
Норма времени: 90 мин.
Цель занятия: научиться проводить анализ рыночных позиций с помощью инструментов стратегического управления.
Умения и навыки, которые должны приобрести обучаемые на занятии: знать методику построения матрицы BCG, уметь строить матрицу по предложенным параметрам.
Оборудование: конспекты лекций, рабочие тетради, линейка, карандаш.
Содержание и порядок выполнения работы:
1. Постановка задачи.
Торговое предприятие специализируется на предоставлении населению товаров потребительского назначения. Объем реализации продукции в денежных единицах (ДЕ) за последние четыре года и доля рынка предприятия и его сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Объем реализации туристской продукции в денежных единицах (ДЕ) за последние 4 года
№ п/п | Продукция предприятия | Объем реализации по годам, тыс. руб. | Доля рынка, 2020 г., % | ||
2019 г. | 2020 г. | Предприятия | Конкурента | ||
1. | Консервы | 2900 | 2500 | 34 | 17 |
2. | Печенье | 590 | 649 | 33 | 2 |
3. | Конфеты | 90 | 130 | 5 | 7 |
4. | Макаронные изделия | 1850 | 2450 | 11 | 9 |
5. | Крупы | 280 | 448 | 15 | 10 |
6. | Овощи | 60 | 100 | 1 | 7 |
7. | Фрукты | 580 | 348 | 40 | 18 |
8. | Алкогольная продукция | 980 | 686 | 16 | 16 |
9. | Безалкогольная продукция | 900 | 400 | 2 | 4 |
Используя матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ или BCG), сформировать продуктовый портфель предприятия.
Рекомендации к решению задачи:
1. в качестве критериев при построении двухмерной матрицы BCG использовать темпы роста рынка (объемов продаж) предприятия и относительную долю рынка, продукта.
2. рассчитать темпы роста рынка (ТР). Они характеризуют движение продукции на рынке, т.е. изменение объемов реализации (объемов продаж), и могут быть определены по каждому продукту с помощью индекса темпа их роста за последний рассматриваемый период (2019 - 20208 гг.) или с помощью среднегодовых темпов их изменения
Индекс темпа роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализации продукции за 2020 г (текущий год) к объему ее реализации за 2019 г. (предыдущий год) и выражается в процентах или в коэффициентах роста.
3. рассчитать относительную долю предприятия на рынке (ОДР) по каждому виду продукции путем отношения доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы. Доли рынка предприятия или сильнейшего конкурента определяются как отношение объема реализации предприятия или сильнейшего конкурента к емкости рынка данной продукции соответственно.
4. Все полученные данные вносим в таблицу 2.
№ п/п | Продукция предприятия | Показатели | |
Темп роста | Относительная доля предприятия | ||
1. | Консервы | | |
2. | Печенье | | |
3. | Конфеты | | |
4. | Макаронные изделия | | |
5. | Крупы | | |
6. | Овощи | | |
7. | Фрукты | | |
8. | Алкогольная продукция | | |
9. | Безалкогольная продукция | | |
5. Построить матрицу ВСG
6. На основе анализа матрицы BCG сформировать продуктовую стратегию предприятия по отдельным видам продукции, которая может содержать следующие стратегические решения:
убрать из продуктового портфеля предприятия;
увеличить объем реализации, изменяя структуру продуктового портфеля;
изменить относительную долю на рынке; увеличить инвестирование;
ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными видами продукции и т.п.