ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 16. Последовательность этапов реализации интегральной технологии.
Поскольку интеграция – это процесс, то его можно представить технологично. Под технологией интеграции мы понимаем совокупность упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой в результате взаимодействия ее субъектов рождаются новое содержание и способы деятельности, имеющие характеристики, не свойственные отдельным сферам образования и приводящие к целостности системы, обеспечивающей благоприятные условия для развития ее субъектов.
Актуальность разработки и внедрения интегративной технологии обучения вызвана и тем, что другие образовательные технологии при всей их значимости охватывают не весь образовательный процесс, а его отдельные стороны.
Технология имеет такие особенности:
-
укрупнение дидактических единиц на основе блока уроков; -
планирование результатов обучения и основанной на них дифференциации.
Данная технология разработана Вячеславом Валерьяновичем Гузеевым для средней школы. Основной единицей учебного процесса интегрального типа служит не отдельный урок, а целый блок уроков по теме.
Учебный блок представляет собой форму сообщаемого учащимся материала (информация) по изучаемой теме или целому разделу. Обладает целостностью и завершенностью структуры процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление), а также способов деятельности.
Типовая структура блока уроков интегральной технологии обучения. Типовая — значит, наиболее частая. Возможны ее редуцированные варианты, возможно членение модулей на части, перебивка их другими, выпадение каких-то модулей на разных этапах учебного периода. Но среднестатистический блок уроков выглядит именно так:
-
Вводное повторение. Актуализация соответствующей функциональной системы мозга – это значит, что надо загрузить в оперативную память учащихся те знания, умения и ценности, над которыми будут надстраиваться вновь изучаемые. Самая лучшая форма проведения – беседа. Учитель задает ученикам целесообразно подобранные вопросы, а они, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в своей памяти все необходимое. -
Изучение нового материала обязательного объема. При изучении нового материала в начале блока внимание уделяется только общеобязательному — основному объёму. Для этого модуля предпочтительная лекция. Основной материал (обязательный минимум) подается большим массивом. -
Тренинг-минимум. Модуль предназначен для тренировки умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. -
Изучение нового материала дополнительного объема. Почти идеальной формой изучения является семинар. Составляется программа семинара, подбирается литература, по каждому вопросу назначаются докладчик, содокладчик, оппонент. -
Закрепление через развивающее дифференцированное обучение. Активно используется групповая работа. Для этого модуля создана новая форма урока – семинар-практикум. Каждая группа выполняет свои задания, при чем разного уровня, затем все вместе обсуждается. -
Обобщающее повторение. Форма проведения – консультация. «Тридцать вопросов учителю». Класс делится на группы, им предлагается за 10 минут составить по 30 вопросов к пройденной теме. Затем в форме эстафеты даются ответы на эти вопросы. -
Контроль. Контрольная работа содержит 2-3 задания минимального уровня, 1-2 задания 1-го уровня, 1 задание 2-го уровня. Задания выполняются строго по порядку от первого к последнему. Проверяется работа до первой ошибки. -
Коррекция. По оценке ученик локализует свою ошибку с точностью до уровня. На этом уроке ученики могут объединяться в группы и сообща искать ошибки в своих работах. Ученики, получившие высший балл, могут решать нестандартные задачи или помогать товарищам в поиске и коррекции ошибок.
Особое место автор технологии отводит домашним заданиям. В рассмотренных структурах уроков можно было обнаружить отсутствие задавания на дом и проверки домашних заданий. Это не случайность, а отражение особенностей домашней работы учащихся в интегральной технологии, в которой домашние задания с урока на урок почти не встречаются, а если задаются, то не обязательно всем — может быть всего нескольким ученикам в классе, но проверяются обязательно у каждого ученика, которому задаются. В наших условиях оказалось, что с возрастной границы приблизительно в 12-13 лет эффективнее задавать домашнюю работу сразу на весь блок уроков в его начале. Домашнее задание предлагается учащимся на границе изучения нового материала (основной объём) и первого закрепления (тренинг-минимум) сразу после того, как изложено основное содержание материала и даны образцы решения задач минимального уровня. Само задание представляет собой множество задач, состоящее из трёх частей: Минимум, Уровень I, Уровень 2 (слова «общий» и «продвинутый» до сведения учащихся не доводятся и в общении с ними учителем не употребляются: для учеников Уровень 1 — "на четыре", Уровень 2 — "на пять"). Все эти задачи размещаются на стенде и одновременно служат двум целям: составляют домашнее задание и знакомят учеников с планируемыми результатами обучения. Одновременно с заданием сообщается дата урока обобщающего повторения, чтобы ученики знали, каким временем они располагают, поскольку за этим уроком последует контрольный, а за ним — урок коррекции, и изучение темы закончится.
Каждый ученик имеет право:
• самостоятельно планировать свою домашнюю работу и по времени, и в объёме;
• выполнять любую часть, любую часть любой части, не выполнять ничего;
• расширять и дополнять задание задачами из других источников в расчёте на помощь учителя как эксперта.
После того, как задание обнародовано, учитель не возвращается к нему, не проверяет, не напоминает вплоть до урока обобщающего повторения, на котором ученики могут задать любые вопросы в связи со своей домашней работой.
Когда подойдёт время ставить итоговую оценку за учебный период (четверть, полугодие, год), учитываться будут от каждого блока уроков две оценки — средняя относительная в клетке урока обобщающего повторения и абсолютная контрольная. Таким образом, в интегральной технологии используется комбинация двух количественных оценочных шкал.
Можно заметить, что все уроки в рассмотренных модулях относительно мало зависят от результатов предшествующих им уроков, вследствие чего могут готовиться задолго до их проведения. Если когда-то учителю удалось найти хорошие примеры, приёмы, задачи и все это продолжает работать, то нет оснований отказываться от таких разработок ради «свежести» как таковой. По этой причине рассмотренная часть блока уроков называется постоянной. К ней же относится модуль контроля.
Уроки в остальных модулях таковы, что содержание каждого из них определяется результатами предыдущего. Она тесно завязана на мониторинг успешности учеников и внутреннее управление образовательным процессом. Эти вопросы рассмотрены в следующем разделе.
Проектирование учебного процесса в ИОТ возможно осуществлять по следующему алгоритму.
1. Структурировать учебный материал и в соответствии с программными требованиями разбить его на минимальные учебные единицы (несколько тем). Предусмотреть резерв времени к окончанию изучения темы. Резерв времени необходим для коррекции учебного процесса, если в его организации произошли изменения.
2. Составить структурный план блока уроков по изучаемой теме, в котором обязательно должны быть указаны даты консультации и тематического контроля.
3. Определить содержание:
-
обязательного (общеобразовательного) уровня планируемых результатов обучения и инструментарий, необходимый для его достижения; -
дифференцированного обучения, где формулируются творческие, проблемные задания, темы рефератов, исследовательских проектов и др.; -
дифференцированного домашнего задания, которое предлагается учащимся в начале изучения темы по всему блоку уроков.
4. Подобрать и подготовить демонстрационное оборудование, схемы, таблицы, технические средства обучения, дидактические, раздаточные материалы и т.п. по всей теме.
5. Подготовить измерители для контроля: многоуровневые задания для входного, промежуточного, тематического, корригирующего и других форм контроля; составить вопросы к зачетному занятию.
6. Составить предполагаемое поурочное планирование, здесь же сформулировать цели учебно-познавательной, организационной деятельности как учащихся, так и учителя.
Блок можно рассматривать как логически и технологически завершенную единицу, повторяющей в миниатюре его основные параметры.
Структура интегральной технологии представлена тремя этапами.
Первый этап — планирование блока на основе главных узловых проблем, законов и закономерностей. Блок включает диагностичные цели, содержание учебного материала, методы и средства их достижения; навыки и умения, приобретаемые в процессе урока; методическую подготовку учителя
, учебный материал, профессионально обработанный для восприятия учащимися.
Второй этап — взаимосвязь структурных компонентов блока, углубленное усвоение учебного материала, практикумы.
Структурные компоненты блока: школьная лекция (вводное повторение и концентрированное изучение нового материала) + семинар, конференция, самостоятельная работа с учебной литературой (углубленное изучение нового материала) + практическое занятие, практикум (предусматривает обучение учащихся приемам применения приобретенных знаний). Задания могут носить характер первоначального; освоения знаний, репродуктивного или творческого.
Третий этап — тематический зачет и развитие его форм. Проверяется степень усвоенности основных понятий, ведущих идей, уровень развитости умений работать с учебными материалами, формулами, производить расчеты и вычисления и т.д. Формы проведения зачета могут быть самыми разными, обусловленными спецификой учебного предмета и изучаемого учебного материала.
Эта технология была создана для обучения математике, затем успешно применена для обучения информатике и географии, потом — иностранному языку. Проявился значительный интерес к ней со стороны учителей многих других предметов. Масштабные эксперименты и опыт внедрения интегральной технологии привели к предположению, что в этой технологии имеется значительный потенциал, делающий её универсальной технологией личностно ориентированного обучения.