Файл: Технологией интеграции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 16. Последовательность этапов реализации интегральной технологии.

Поскольку интеграция – это процесс, то его можно представить технологично. Под технологией интеграции мы понимаем совокупность упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой в результате взаимодействия ее субъектов рождаются новое содержание и способы деятельности, имеющие характеристики, не свойственные отдельным сферам образования и приводящие к целостности системы, обеспечивающей благоприятные условия для развития ее субъектов.

Актуальность разработки и внедрения интегративной технологии обучения вызвана и тем, что другие образовательные технологии при всей их значимости охватывают не весь образовательный процесс, а его отдельные стороны.

Технология имеет такие особенности:

  1. укрупнение дидактических единиц на основе блока уроков;

  2. планирование результатов обучения и основанной на них дифференциации.

Данная технология разработана Вячеславом Валерьяновичем Гузеевым для средней школы. Основной единицей учебного процесса интегрального типа служит не отдельный урок, а целый блок уроков по теме.

Учебный блок представляет собой форму сообщаемого учащимся материала (информация) по изучаемой теме или целому разделу. Обладает целостностью и завершенностью структуры процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление), а также способов деятельности.

Типовая структура блока уроков интегральной технологии обучения. Типовая — значит, наиболее частая. Возможны ее редуцированные варианты, возможно членение модулей на части, перебивка их другими, выпадение каких-то модулей на разных этапах учебного периода. Но среднестатистический блок уроков выглядит именно так:

  1. Вводное повторение. Актуализация соответствующей функциональной системы мозга – это значит, что надо загрузить в оперативную память учащихся те знания, умения и ценности, над которыми будут надстраиваться вновь изучаемые. Самая лучшая форма проведения – беседа. Учитель задает ученикам целесообразно подобранные вопросы, а они, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в своей памяти все необходимое.

  2. Изучение нового материала обязательного объема. При изучении нового материала в начале блока внимание уделяется только общеобязательному — основному объёму. Для этого модуля предпочтительная лекция. Основной материал (обязательный минимум) подается большим массивом.

  3. Тренинг-минимум. Модуль предназначен для тренировки умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения.

  4. Изучение нового материала дополнительного объема. Почти идеальной формой изучения является семинар. Составляется программа семинара, подбирается литература, по каждому вопросу назначаются докладчик, содокладчик, оппонент.

  5. Закрепление через развивающее дифференцированное обучение. Активно используется групповая работа. Для этого модуля создана новая форма урока – семинар-практикум. Каждая группа выполняет свои задания, при чем разного уровня, затем все вместе обсуждается.

  6. Обобщающее повторение. Форма проведения – консультация. «Тридцать вопросов учителю». Класс делится на группы, им предлагается за 10 минут составить по 30 вопросов к пройденной теме. Затем в форме эстафеты даются ответы на эти вопросы.

  7. Контроль. Контрольная работа содержит 2-3 задания минимального уровня, 1-2 задания 1-го уровня, 1 задание 2-го уровня. Задания выполняются строго по порядку от первого к последнему. Проверяется работа до первой ошибки.

  8. Коррекция. По оценке ученик локализует свою ошибку с точностью до уровня. На этом уроке ученики могут объединяться в группы и сообща искать ошибки в своих работах. Ученики, получившие высший балл, могут решать нестандартные задачи или помогать товарищам в поиске и коррекции ошибок.


Особое место автор технологии отводит домашним заданиям. В рассмотренных структурах уроков можно было обнаружить отсутствие задавания на дом и проверки домашних заданий. Это не случайность, а отражение особенностей домашней работы учащихся в интегральной технологии, в которой домашние задания с урока на урок почти не встречаются, а если задаются, то не обязательно всем — может быть всего нескольким ученикам в классе, но проверяются обязательно у каждого ученика, которому задаются. В наших условиях оказалось, что с возрастной границы приблизительно в 12-13 лет эффективнее задавать домашнюю работу сразу на весь блок уроков в его начале. Домашнее задание предлагается учащимся на границе изучения нового материала (основной объём) и первого закрепления (тренинг-минимум) сразу после того, как изложено основное содержание материала и даны образцы решения задач минимального уровня. Само задание представляет собой множество задач, состоящее из трёх частей: Минимум, Уровень I, Уровень 2 (слова «общий» и «продвинутый» до сведения учащихся не доводятся и в общении с ними учителем не употребляются: для учеников Уровень 1 — "на четыре", Уровень 2 — "на пять"). Все эти задачи размещаются на стенде и одновременно служат двум целям: составляют домашнее задание и знакомят учеников с планируемыми результатами обучения. Одновременно с заданием сообщается дата урока обобщающего повторения, чтобы ученики знали, каким временем они располагают, поскольку за этим уроком последует контрольный, а за ним — урок коррекции, и изучение темы закончится.

Каждый ученик имеет право:

• самостоятельно планировать свою домашнюю работу и по времени, и в объёме;

• выполнять любую часть, любую часть любой части, не выполнять ничего;

• расширять и дополнять задание задачами из других источников в расчёте на помощь учителя как эксперта.

После того, как задание обнародовано, учитель не возвращается к нему, не проверяет, не напоминает вплоть до урока обобщающего повторения, на котором ученики могут задать любые вопросы в связи со своей домашней работой.

Когда подойдёт время ставить итоговую оценку за учебный период (четверть, полугодие, год), учитываться будут от каждого блока уроков две оценки — средняя относительная в клетке урока обобщающего повторения и абсолютная контрольная. Таким образом, в интегральной технологии используется комбинация двух количественных оценочных шкал.

Можно заметить, что все уроки в рассмотренных модулях относительно мало зависят от результатов предшествующих им уроков, вследствие чего могут готовиться задолго до их проведения. Если когда-то учителю удалось найти хорошие примеры, приёмы, задачи и все это продолжает работать, то нет оснований отказываться от таких разработок ради «свежести» как таковой. По этой причине рассмотренная часть блока уроков называется постоянной. К ней же относится модуль контроля.



Уроки в остальных модулях таковы, что содержание каждого из них определяется результатами предыдущего. Она тесно завязана на мониторинг успешности учеников и внутреннее управление образовательным процессом. Эти вопросы рассмотрены в следующем разделе.

Проектирование учебного процесса в ИОТ возможно осуществлять по следующему алгоритму.

1. Структурировать учебный материал и в соответствии с программными требованиями разбить его на минимальные учебные единицы (несколько тем). Предусмотреть резерв времени к окончанию изучения темы. Резерв времени необходим для коррекции учебного процесса, если в его организации произошли изменения.

2. Составить структурный план блока уроков по изучаемой теме, в котором обязательно должны быть указаны даты консультации и тематического контроля.

3. Определить содержание:

  • обязательного (общеобразовательного) уровня планируемых результатов обучения и инструментарий, необходимый для его достижения;

  • дифференцированного обучения, где формулируются творческие, проблемные задания, темы рефератов, исследовательских проектов и др.;

  • дифференцированного домашнего задания, которое предлагается учащимся в начале изучения темы по всему блоку уроков.

4. Подобрать и подготовить демонстрационное оборудование, схемы, таблицы, технические средства обучения, дидактические, раздаточные материалы и т.п. по всей теме.

5. Подготовить измерители для контроля: многоуровневые задания для входного, промежуточного, тематического, корригирующего и других форм контроля; составить вопросы к зачетному занятию.

6. Составить предполагаемое поурочное планирование, здесь же сформулировать цели учебно-познавательной, организационной деятельности как учащихся, так и учителя.
Блок можно рассматривать как логически и технологически завершенную единицу, повторяющей в миниатюре его основные параметры.

Структура интегральной технологии представлена тремя этапами.

Первый этап — планирование блока на основе главных узловых проблем, законов и закономерностей. Блок включает диагностичные цели, содержание учебного материала, методы и средства их достижения; навыки и умения, приобретаемые в процессе урока; методическую подготовку учителя
, учебный материал, профессионально обработанный для восприятия учащимися.

Второй этап — взаимосвязь структурных компонентов блока, углубленное усвоение учебного материала, практикумы.

Структурные компоненты блока: школьная лекция (вводное повторение и концентрированное изучение нового материала) + семинар, конференция, самостоятельная работа с учебной литературой (углубленное изучение нового материала) + практическое занятие, практикум (предусматривает обучение учащихся приемам применения приобретенных знаний). Задания могут носить характер первоначального; освоения знаний, репродуктивного или творческого.

Третий этап — тематический зачет и развитие его форм. Проверяется степень усвоенности основных понятий, ведущих идей, уровень развитости умений работать с учебными материалами, формулами, производить расчеты и вычисления и т.д. Формы проведения зачета могут быть самыми разными, обусловленными спецификой учебного предмета и изучаемого учебного материала.

Эта технология была создана для обучения математике, затем успешно применена для обучения информатике и географии, потом — иностранному языку. Проявился значительный интерес к ней со стороны учителей многих других предметов. Масштабные эксперименты и опыт внедрения интегральной технологии привели к предположению, что в этой технологии имеется значительный потенциал, делающий её универсальной технологией личностно ориентированного обучения.