ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
«Дошкольная педагогика,прикладная психология»
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.02 Специальное (дефектологическое образование)
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Дошкольная дефектология
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №1
по учебному курсу «Специальная дошкольная педагогика»
(наименование учебного курса)
Студент | Маскальченко Валерия Олеговна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбд-2101а | |
| | |
Преподаватель | Удалова Ирина Петровна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Практическое задание 1
Тема 2: Воспитание, образование и развитие детей с
нарушением слуха
Формулировка задания 1
Разработайте разделы Адаптированной образовательной программы для
ребенка Х с нарушением слуха, получающего образование в инклюзивном
классе (или дошкольной группе) совместно с нормированными детьми.
Разделы адаптированной образовательной программы для разработки:
1 Материально-техническое обеспечение получения образования
2 Программно-методическое обеспечение
3 Формы и методы организации инклюзивного образования
Организация, реализующая АООП, должна обеспечить материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в том числе: осуществлять все виды деятельности слабослышащего или позднооглохшего ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
В Организации, реализующей адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей, создается соответствующее материально-техническое обеспечение.
Под материально-техническим обеспечением понимаются такие условия реализации АООП, которые отражают:
- общие характеристики инфраструктуры дошкольного образования;
- специфические характеристики: организации пространства; организации временного режима обучения; организации рабочего места; технических средств обучения; специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов, компьютерных инструментов обучения, отвечающих особым образовательным потребностям слабослышащих и позднооглохших детей.
Материально-технические условия реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей должны обеспечивать:
1) возможность достижения слабослышащими и позднооглохшими детьми требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы, установленных ФГОС дошкольного образования;
2) соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
- санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);
- социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, кабинетов специалистов, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
- пожарной и электробезопасности;
- требований охраны труда;
3) возможность для беспрепятственного доступа слабослышащих и позднооглохших детей к информации, объектам инфраструктуры образовательной организации.
Оснащение образовательного процесса на ступени дошкольного образования обеспечивают образовательные организации за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств самостоятельно.
Организация пространства
Пространство (здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста, должно соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:
- участку (территории) образовательной организации (площадь, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательной организации и их оборудование);
- зданию образовательной организации (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени дошкольного образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности, сна и отдыха).
В дошкольной образовательной организации должны быть кабинеты специалистов - учителя-дефектолога (сурдопедагога), педагога-психолога, помещения для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, медицинский кабинет; помещение для питания воспитанников; помещения, предназначенные для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, актовый зал; спортивный зал; площадка на территории образовательной организации для занятий и прогулок на свежем воздухе.
Организация временного режима обучения
При составлении режима дня и распорядка необходимо соблюдение требований СанПин к максимально допустимому объему образовательной нагрузки.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и вторую половину дня (по 8-10 мин.). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулок.
Продолжительность непрерывно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 минут – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дняв младшей и средней группах не превышает 30-40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первой половине дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.
Организация рабочего места.
Рабочее место слабослышащего и позднооглохшего ребенка в дошкольной образовательной организации должно занимать такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо педагога и большинства сверстников. Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено.
Обязательным условием является обеспечение ребенка современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой индивидуального и группового пользования.
Технические средства обучения.
Результативность работы с глухими и слабослышащими детьми во многом зависит от использования качественной звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, слухо-речевых тренажеров для фронтальных и малогрупповых и индивидуальных занятий, индивидуальных слуховых аппаратов.
Для слабослышащих и позднооглохших детейиспользуются технические средства коллективного и индивидуального пользования: электроакустическая аппаратура; сурдотехнические средства обучения и реабилитации; электроакустические комплексы; световые маяки; индукционные системы; системы вызова помощника; табло - бегущая строка; информационные киоски (напольные); FМ-системы; реабилитационное оборудование; радиосистемы, которые обеспечивают связь слуховых аппаратов детей через приёмник с передатчиком и микрофоном педагога.
Постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов является одним из важных компонентов слухоречевой среды в дошкольной образовательной организации.
Для коллективного пользования используют проводные и беспроводные системы, работающие на радиопринципе или инфракрасном излучении.
Современная проводная аппаратура коллективного пользования позволяет подобрать для каждого ребёнка оптимальный режим усиления за счёт разнообразных изменение частотных и динамических характеристик звукового сигнала.
Для создания оптимальных условий восприятия помещения, в которых проводятся занятия, оборудуются стационарной индукционной петлей, создающей внутри себя магнитное поле, преобразующееся в слуховых аппаратах в акустические сигналы. Это позволяет воспринимать звуки вне зависимости от их удалённости от их источника.
Аппаратура, работающая на инфракрасном излучении, позволяет детям воспринимать речь педагога с одной интенсивностью вне зависимости от расстояния, на которое он удалён от ребёнка. Однако это возможно лишь в том помещении, где установлены инфракрасные излучатели.
Преодолеть недостатки помогает использование аппаратуры,работающей на радиопринципе.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей оставляет за образовательной организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации АООП.
Специальные учебники, рабочие тетради, дидактические материалы.
Выбор специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов определяется этапом обучения и содержанием занятий для слабослышащих и позднооглохших детей. Их комплексы соответствуют тематическому принципу для каждого занятия, возрасту и индивидуальным особенностям развития, доступны для восприятия детей.
Недостаток, а иногда и отсутствие необходимых дидактических материалов и пособий(игрушек, картинных словарей, табличек, аппаратуры, визуальных технических средств) играеттормозящую рольв процессе специального обучения слабослышащих и позднооглохших детей. Обеспечение дошкольных групп компенсирующей и комбинированной направленности для слабослышащих и позднооглохших детей методическими материалами без учета возраста, ведущего нарушения и структуры дефекта обучающихся мешает достижению нужного уровня и качества овладения речью, подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.
Компьютерные инструменты обучения.