Файл: Проведите анализ современных учебников для 2го класса (2 автора на выбор) начальной школы по чтению и литературе. Заполните таблицу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 401
Скачиваний: 45
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью)
Практическое задание № 1
по учебному курсу «Теории и технологии начального литературного образования2»
(наименование учебного курса)
Студент | Морозова Елена Владимировна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-1902б | |
| | |
Преподаватель | Сундеева Людмила Александровна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Практическое задание 1
Проведите анализ современных учебников для 2-го класса (2 автора на выбор) начальной школы по чтению и литературе. Заполните таблицу.
Программы Критерии анализа | Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. | Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. |
Разделы, предлагаемые для изучения | Часть 1: 1. Самое великое чудо на свете. 2. Устное народное творчество. 3. Люблю природу русскую. Осень. 4. Русские писатели. 5. О братьях наших меньших. 6. Из детских журналов. 7. Люблю природу русскую. Зима. Часть 2: 8. Писатели – детям. 9. Я и мои друзья. 10. Люблю природу русскую. Весна. 11. И в шутку, и всерьез. 12. Литература зарубежных стран | Часть 1: 1. О нашей родине. 2. Народная мудрость. 3. О детях и для детей. 4. Мир сказок. 5. Уж небо осенью дышало… 6. Снежок порхает, кружится… 7. Здравствуй, праздник новогодний! Часть 2: 8. О братьях наших меньших. 9. Лис Миккель и другие. 10. Семья и я. 11. Весна, весна, красная… 12. Там чудеса… |
Основные темы, нашедшие отражение в учебнике | Часть 1: 1. Книга как источник необходимых знаний. 2. Устное народное творчество, его жанры. 3. Осень как предмет изображения: загадки, стихотворения об осени. 4. Великие русские писатели: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л. Толстой. 5. Стихотворения и рассказы о животных. 6. Произведения из детских журналов (Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский). 7. Зима как предмет изображения: загадки, стихотворения, сказки о зиме. Новогодняя быль. Часть 2: 8. Произведения для детей (К. Чуковский, С. Маршак и др.). 9. Стихотворения и рассказы о дружбе и друзьях. Нравственно-этические представления. 10. Весна как предмет изображения: загадки, стихотворения о весне. 11. Юмористические стихотворения и рассказы для детей. 12. Произведения зарубежной литературы для детей: песенки в переводе С. Маршака, сказки | Часть 1: 1. Произведения патриотического характера: стихотворения, рассказы о Родине. 2. Устное народное творчество, его жанры. 3. Стихотворения и рассказы о детях. Разножанровые произведения для детей. 4. Сказки народные и авторские. 5. Осень как предмет изображения: загадки, стихотворения, рассказы об осени. 6. Зима как предмет изображения: стихотворения, рассказы, сказки о зиме. 7. Новогодний праздник: стихотворения и рассказы к празднику. Часть 2: 8. Произведения о животных (считалки, загадки, рассказы, сказки и др.). 9. Сказки народов мира. 10. Авторские и фольклорные произведения о семье. 11. Весна как предмет изображения: загадки, стихотворения о весне. 12. Волшебные сказки |
Жанры литературы, предназначенные для изучения | Фольклорные жанры: потешки и прибаутки, небылицы, песенки, считалки, загадки, пословицы и поговорки, скороговорки. Литературные жанры: сказки, рассказы, стихотворения, басни, поэма (отрывок), роман (отрывок) | Фольклорные жанры: песни (в том числе колыбельные), загадки, былины, шутки, считалки, потешки, пословицы и поговорки, небылицы, скороговорки, заклички. Литературные жанры: сказки, рассказы, стихотворения, басни |
Приемы и методы работы на уроке | Приемы: фронтальная беседа с учащимися (по прочитанному произведению, по вопросам с опорой на статью из учебника); самостоятельная работа учащихся с библиотечным фондом и отдельными произведениями; выразительное и смысловое чтение учащихся, обсуждение произведений, озаглавливание эпизодов, составление вопросов; самостоятельная парная и групповая работа учащихся, чтение по ролям; просмотр и обсуждение иллюстраций к произведениям; пересказ произведений (по вопросам, по плану и без него), характеризация героев, выявление разных жизненных позиций героев, их оценка; работа со словарем; чтение наизусть. Методы: метод проектов, словесный, наглядный, практический | Приемы: фронтальная беседа с учащимися по прочитанному произведению, озаглавливание фрагментов; работа над эпизодами по плану, пересказ (по плану и без него), анализ эпизодов; составление плана прочитанного текста (произведения), выделение опорных слов (словосочетаний); характеристика героев и их поступков; чтение наизусть и выразительное чтение произведений; работа с теоретическими понятиями, со словарем (словарная работа); работа с хрестоматией, поиск текстов в соответствии с заданием; просмотр и обсуждение иллюстраций к текстам; работа со схемами, таблицами; парная и групповая работа. Методы: словесный, наглядный, практический |
Произведения временных эпох, отобранные для чтения | Произведения устного народного творчества. Произведения, относящиеся к классической литературе XIX века (авторы: Ф. Тютчев, К. Бальмонт, А. Плещеев, А. Фет, А. Толстой, А. Пушкин, И. Крылов, Л. Толстой). Произведения, относящиеся к литературе серебряного (XIX–ХХ) века (авторы: С. Есенин, И. Бунин, А. Блок). Произведения русской литературы XX века (авторы: В. Брюсов, М. Пришвин, Е. Чарушин, Б. Житков, В. Бианки, Д. Хармс, В. Берестов, Н. Сладков, А. Шибаев, Б. Заходер, И. Пивоварова, С. Маршак, Ю. Владимиров, А. Введенский, А. Барто, С. Михалков, С. Дрожжин, К. Чуковский, Н. Носов, Э. Мошковская, Ю. Ермолаев, В. Осеева, Е. Благинина, С. Васильев, Г. Остер). Произведения современных авторов: И. Токмаковой, Я. Акима, В. Лунина, Э. Успенского. Произведения зарубежной литературы: произведения народов мира и авторские сказки XVII века (Ш. Перро), XIX века (Г. Х. Андерсен) и ХХ века (Э. Хогарт) | Произведения устного народного творчества. Произведения, относящиеся к классической литературе XIX века (авторы: И. Крылов, Л. Толстой, А. Пушкин, К. Баль-монт, В. Жуковский, М. Лермонтов, С. Аксаков, А. Майков, А. Плещеев, А. Чехов, Е. Баратынский, Ф. Тютчев). Произведения, относящиеся к литературе серебряного (XIX–ХХ) века (авторы: А. Ахматова, А. Куприн). Произведения русской литературы XX века (авторы: Ф. Савинов, С. Романовский, А. Прокофьев, А. Барто, С. Баруздин, Е. Пермяк, Н. Носов, Г. Сапгир, М. Зощенко, В. Сутеев, А. Митта, Л. Пантелеев, Г. Скребицкий, Э. Шим, Е. Трутнева, Н. Сладков, Н. Рубцов, М. Пришвин, З. Александрова, И. Соколов-Микитов, И. Беляков, С. Михалков, А. Гайдар, С. Маршак, С. Городецкий, Е. Благинина, П. Комаров, В. Бианки, М. Дудин, В. Осеева, Л. Воронкова, Ю. Коринец, В. Солоухин. Произведения зарубежной литературы: произведения народов мира и сказки XVII века (Ш. Перро), XIX века (Братья Гримм, Г. Х. Андерсен) |
Творческие виды деятельности в процессе работы над произведениями | Самостоятельное написание рассказа на определенную тему, с заданным окончанием или по рисункам. Сочинение колыбельной песни, потешки, стихотворения и др. Пересказ произведения от лица героя (с выбором подходящих слов и интонации). Чтение произведений по ролям, инсценировка. Написание статьи в школьную стенгазету. Иллюстрирование произведений. Коллективное и индивидуальное выполнение творческого проекта | Сочинение потешек, загадок, пословиц, считалок, сказок. Самостоятельное написание рассказа на определенную тему. Сочинение продолжения рассказа. Чтение произведений по ролям. Инсценировка сказок. Пересказ произведения от лица героя (с выбором подходящих слов и интонации). Разработка обложки к любимой книге. Коллективная подготовка конкурса на лучшего знатока загадок, участие в конкурсе |
Выводы. На основании проведенного сравнения могут быть сделаны следующие выводы. Разделы анализируемых учебников и темы, предлагаемые для изучения, частично пересекаются (например, изучаются фольклорные произведения, произведения, посвященные временам года, животным и т. д.). Ключевое отличие заключается в обращении Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого к произведениям из детских журналов, стихотворениям и рассказам о дружбе и друзьях (с акцентированием внимания на нравственно-этических представлениях), юмористическим стихотворениям и рассказам для детей. Данные произведения фрагментарно присутствуют в учебнике Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой, но они не вынесены в отдельные разделы, в отличие от произведений патриотического характера.
Характеризуя представленные жанры литературы, стоит отметить, что в учебнике Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой представлено значительное количество фольклорных жанров, а в учебнике Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого расширяется представление учащихся о литературных жанрах (ученики получают первые представления о поэмах и о романе в стихах).
Приемы и методы работы на уроке, творческие виды деятельности в целом схожи, однако в учебнике Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого отдельное внимание уделено проектному методу, а также парной и групповой работе учащихся. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова сконцентрировали внимание на построении анализа произведений по вопросам, схемам, таблицам.
Относительно сравнения произведений временных эпох стоит отметить, что в обоих учебниках уделено особое внимание фольклорным произведениям, а также произведениям ХХ века (преимущественно детской литературе). Однако Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова отразили в учебнике большее число авторов.