Файл: Проведите анализ современных учебников для 2го класса (2 автора на выбор) начальной школы по чтению и литературе. Заполните таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 45

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью)

Практическое задание № 1
по учебному курсу «Теории и технологии начального литературного образования2»

(наименование учебного курса)


Студент

Морозова Елена Владимировна







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-1902б













Преподаватель

Сундеева Людмила Александровна







(И.О. Фамилия)






Тольятти 2022
Практическое задание 1

Проведите анализ современных учебников для 2-го класса (2 автора на выбор) начальной школы по чтению и литературе. Заполните таблицу.

Программы

Критерии анализа

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.

Разделы, предлагаемые для изучения

Часть 1:

1. Самое великое чудо на свете.

2. Устное народное творчество.

3. Люблю природу русскую. Осень.

4. Русские писатели.

5. О братьях наших меньших.

6. Из детских журналов.

7. Люблю природу русскую. Зима.

Часть 2:

8. Писатели – детям.

9. Я и мои друзья.

10. Люблю природу русскую. Весна.

11. И в шутку, и всерьез.

12. Литература зарубежных стран

Часть 1:

1. О нашей родине.

2. Народная мудрость.

3. О детях и для детей.

4. Мир сказок.

5. Уж небо осенью дышало…

6. Снежок порхает, кружится…

7. Здравствуй, праздник новогодний!

Часть 2:

8. О братьях наших меньших.

9. Лис Миккель и другие.

10. Семья и я.

11. Весна, весна, красная…

12. Там чудеса…

Основные темы, нашедшие отражение в учебнике

Часть 1:

1. Книга как источник необходимых знаний.

2. Устное народное творчество, его жанры.

3. Осень как предмет изображения: загадки, стихотворения об осени.

4. Великие русские писатели: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л. Толстой.

5. Стихотворения и рассказы о животных.

6. Произведения из детских журналов (Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский).

7. Зима как предмет изображения: загадки, стихотворения, сказки о зиме. Новогодняя быль.

Часть 2:

8. Произведения для детей (К. Чуковский, С. Маршак и др.).

9. Стихотворения и рассказы о дружбе и друзьях. Нравственно-этические представления.

10. Весна как предмет изображения: загадки, стихотворения о весне.

11. Юмористические стихотворения и рассказы для детей.

12. Произведения зарубежной литературы для детей: песенки в переводе С. Маршака, сказки

Часть 1:

1. Произведения патриотического характера: стихотворения, рассказы о Родине.

2. Устное народное творчество, его жанры.

3. Стихотворения и рассказы о детях. Разножанровые произведения для детей.

4. Сказки народные и авторские.

5. Осень как предмет изображения: загадки, стихотворения, рассказы об осени.

6. Зима как предмет изображения: стихотворения, рассказы, сказки о зиме.

7. Новогодний праздник: стихотворения и рассказы к празднику.
Часть 2:

8. Произведения о животных (считалки, загадки, рассказы, сказки и др.).

9. Сказки народов мира.

10. Авторские и фольклорные произведения о семье.

11. Весна как предмет изображения: загадки, стихотворения о весне.

12. Волшебные сказки

Жанры литературы, предназначенные для изучения

Фольклорные жанры: потешки и прибаутки, небылицы, песенки, считалки, загадки, пословицы и поговорки, скороговорки.

Литературные жанры: сказки, рассказы, стихотворения, басни, поэма (отрывок), роман (отрывок)

Фольклорные жанры: песни (в том числе колыбельные), загадки, былины, шутки, считалки, потешки, пословицы и поговорки, небылицы, скороговорки, заклички.

Литературные жанры: сказки, рассказы, стихотворения, басни

Приемы и методы работы на уроке

Приемы: фронтальная беседа с учащимися (по прочитанному произведению, по вопросам с опорой на статью из учебника); самостоятельная работа учащихся с библиотечным фондом и отдельными произведениями; выразительное и смысловое чтение учащихся, обсуждение произведений, озаглавливание эпизодов, составление вопросов; самостоятельная парная и групповая работа учащихся, чтение по ролям; просмотр и обсуждение иллюстраций к произведениям; пересказ произведений (по вопросам, по плану и без него), характеризация героев, выявление разных жизненных позиций героев, их оценка; работа со словарем; чтение наизусть.

Методы: метод проектов, словесный, наглядный, практический

Приемы: фронтальная беседа с учащимися по прочитанному произведению, озаглавливание фрагментов; работа над эпизодами по плану, пересказ (по плану и без него), анализ эпизодов; составление плана прочитанного текста (произведения), выделение опорных слов (словосочетаний); характеристика героев и их поступков; чтение наизусть и выразительное чтение произведений; работа с теоретическими понятиями, со словарем (словарная работа); работа с хрестоматией, поиск текстов в соответствии с заданием; просмотр и обсуждение иллюстраций к текстам; работа со схемами, таблицами; парная и групповая работа.

Методы: словесный, наглядный, практический

Произведения временных эпох, отобранные для чтения

Произведения устного народного творчества.

Произведения, относящиеся к классической литературе XIX века (авторы: Ф. Тютчев, К. Бальмонт, А. Плещеев, А. Фет, А. Толстой, А. Пушкин, И. Крылов, Л. Толстой).

Произведения, относящиеся к литературе серебряного (XIX–ХХ) века (авторы: С. Есенин, И. Бунин, А. Блок).

Произведения русской литературы XX века (авторы: В. Брюсов, М. Пришвин, Е. Чарушин, Б. Житков, В. Бианки, Д. Хармс, В. Берестов, Н. Сладков, А. Шибаев, Б. Заходер, И. Пивоварова,

С. Маршак, Ю. Владимиров, А. Введенский, А. Барто, С. Михалков, С. Дрожжин, К. Чуковский, Н. Носов, Э. Мошковская, Ю. Ермолаев, В. Осеева, Е. Благинина, С. Васильев, Г. Остер).

Произведения современных авторов: И. Токмаковой, Я. Акима, В. Лунина, Э. Успенского.

Произведения зарубежной литературы: произведения народов мира и авторские сказки XVII века (Ш. Перро), XIX века
(Г. Х. Андерсен) и ХХ века
(Э. Хогарт)

Произведения устного народного творчества.

Произведения, относящиеся к классической литературе XIX века (авторы: И. Крылов, Л. Толстой, А. Пушкин, К. Баль-монт, В. Жуковский, М. Лермонтов, С. Аксаков, А. Майков, А. Плещеев, А. Чехов, Е. Баратынский, Ф. Тютчев).

Произведения, относящиеся к литературе серебряного (XIX–ХХ) века (авторы: А. Ахматова, А. Куприн).

Произведения русской литературы XX века (авторы: Ф. Савинов, С. Романовский, А. Прокофьев, А. Барто, С. Баруздин, Е. Пермяк, Н. Носов, Г. Сапгир, М. Зощенко, В. Сутеев, А. Митта, Л. Пантелеев, Г. Скребицкий, Э. Шим, Е. Трутнева, Н. Сладков, Н. Рубцов, М. Пришвин, З. Александрова, И. Соколов-Микитов, И. Беляков, С. Михалков, А. Гайдар, С. Маршак, С. Городецкий, Е. Благинина, П. Комаров, В. Бианки, М. Дудин, В. Осеева, Л. Воронкова, Ю. Коринец, В. Солоухин.

Произведения зарубежной литературы: произведения народов мира и сказки XVII века (Ш. Перро), XIX века (Братья Гримм, Г. Х. Андерсен)

Творческие виды деятельности в процессе работы над произведениями

Самостоятельное написание рассказа на определенную тему, с заданным окончанием или по рисункам.

Сочинение колыбельной песни, потешки, стихотворения и др.

Пересказ произведения от лица героя (с выбором подходящих слов и интонации).

Чтение произведений по ролям, инсценировка.

Написание статьи в школьную стенгазету.

Иллюстрирование произведений.

Коллективное и индивидуальное выполнение творческого проекта

Сочинение потешек, загадок, пословиц, считалок, сказок.

Самостоятельное написание рассказа на определенную тему.

Сочинение продолжения рассказа.

Чтение произведений по ролям.

Инсценировка сказок.

Пересказ произведения от лица героя (с выбором подходящих слов и интонации).

Разработка обложки к любимой книге.

Коллективная подготовка конкурса на лучшего знатока загадок, участие в конкурсе



Выводы. На основании проведенного сравнения могут быть сделаны следующие выводы. Разделы анализируемых учебников и темы, предлагаемые для изучения, частично пересекаются (например, изучаются фольклорные произведения, произведения, посвященные временам года, животным и т. д.). Ключевое отличие заключается в обращении Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого к произведениям из детских журналов, стихотворениям и рассказам о дружбе и друзьях (с акцентированием внимания на нравственно-этических представлениях), юмористическим стихотворениям и рассказам для детей. Данные произведения фрагментарно присутствуют в учебнике Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой, но они не вынесены в отдельные разделы, в отличие от произведений патриотического характера.

Характеризуя представленные жанры литературы, стоит отметить, что в учебнике Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой представлено значительное количество фольклорных жанров, а в учебнике Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого расширяется представление учащихся о литературных жанрах (ученики получают первые представления о поэмах и о романе в стихах).

Приемы и методы работы на уроке, творческие виды деятельности в целом схожи, однако в учебнике Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого отдельное внимание уделено проектному методу, а также парной и групповой работе учащихся. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова сконцентрировали внимание на построении анализа произведений по вопросам, схемам, таблицам.

Относительно сравнения произведений временных эпох стоит отметить, что в обоих учебниках уделено особое внимание фольклорным произведениям, а также произведениям ХХ века (преимущественно детской литературе). Однако Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова отразили в учебнике большее число авторов.