Файл: Денежная система рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) Для денежных систем характерно прогнозирование и планирование денежного оборота. Она должна быть гибкой и соответствовать потребностям экономике: при росте объемов товаров и услуг денежная масса должна увеличиваться и наоборот.

3) Денежная эмиссия в современных условиях носит кредитный характер, то есть наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в результате проведения банками кредитных операций. Кредитный характер денежной эмиссии обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности и возвратности предоставляемых ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким образом, эмитированные денежные знаки обеспечены материальными активами.

4) Центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется правительству. Борьба с инфляцией является одной из основных задач центрального банка. Правительство, в силу возложенных на него задач, для финансирования различных программ может обращаться к центральному банку за дополнительными денежными средствами, которые не будут иметь материального подкрепления. Поэтому для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных противоречиях центрального банка и правительства выполняет парламент государства.
5) Денежные средства предоставляются правительству только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки правительства финансировать дефицит федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный банк должен кредитовать правительство под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.

6) Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота.

7) На территории государства допускается функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.


8) Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии.

9) Государством устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным оборотом, с другой – через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

10) Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты.

11) Государством определяется и порядок установления курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам


  1. ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА БАНКА РОССИИ


Основным элементом национальной платежной инфраструктуры является ПС БР, через которую осуществляются операции бюджетной и денежно-кредитной политики, государственные платежи и межбанковские расчеты всех российских кредитных организаций

Сегодня в ПС БР реализованы возможности самых современных RTGS-систем5: ‒ сервис срочных переводов, в котором в онлайн-режиме обрабатывается более 80% всего объема платежей; ‒ сервис несрочных переводов с расчетом каждые 30 минут; ‒ 20-часовой операционный день, один из самых продолжительных в мировой практике RTGS-систем6; ‒ гибкие инструменты управления ликвидностью, включая систему лимитов и пулы ликвидности.

Показатель доступности ПС БР по итогам 2020 года составил 99,99%7. Ключевую роль ПС БР подтверждает ее высокая доля в НПС – через нее проходит около 93% всего объема платежей всех платежных систем8. Каждый день ПС БР обрабатывает в среднем около 7 млн платежей. В зарубежных странах большинство межбанковских расчетов также осуществляется в RTGS центрального банка, доля которой по объему платежей во Франции составляет 92,2%, в Великобритании – 92,5%, в Германии – свыше 95%.

4


    1. Система быстрых платежей


Система быстрых платежей (СБП) запущена в январе 2019 года и предоставляет потребителям возможность быстро, безопасно и удобно в режиме 24/7/365 осуществлять онлайн-переводы по номеру мобильного телефона себе и другим людям независимо от того, в каком банке – участнике СБП у них открыты счета. В СБП банки предоставляют физическим лицам единые тарифы на моментальные переводы в пользу других физических лиц: ‒ до 100 тыс. рублей в месяц – бесплатно; ‒ свыше 100 тыс. рублей в месяц – не более 0,5% от суммы перевода, максимум 1,5 тыс. рублей за перевод. Наряду с переводами между потребителями, в СБП реализована возможность оплаты товаров, работ и услуг в том числе с использованием QR-кода, а также получения выплат от компаний. С начала 2019 года через СБП переведено более 1 трлн рублей.

За 2020 год число банков – участников СБП выросло почти в 6 раз (с 36 до 210). При этом количество и объем операций за 2020 год увеличились более чем в 10 раз. Развитие систем быстрых платежей является международным трендом. За последние 6 лет количество стран, в которых запущены системы быстрых платежей, выросло в 4 раза – на начало 2021 года они действуют в более 50 странах. Только в 2019 году новые системы быстрых платежей были запущены в 6 странах9, в 4 странах10 объем платежей в действующих системах вырос в два раза и более. В большинстве стран создание системы быстрых платежей инициируется центральным банком. Системы быстрых платежей не только ускоряют поступление средств конечным получателям, но и создают возможности для поставщиков платежных услуг по реализации новых онлайн-сервисов, стимулируя развитие других сегментов экономики. Так, по материалам компании FIS11, 85% фрилансеров, курьеров и работников по гражданско-правовым договорам согласны работать больше времени, если они будут оперативно (онлайн) получать заработанные средства.


    1. Национальная система платежных карт


Национальная система платежных карт (НСПК) обеспечивает обработку всех внутрироссийских операций с банковскими картами. При этом НСПК является оператором и операционным платежным клиринговым центром платежной системы «Мир». В рамках ПС «Мир» организован выпуск национальных платежных инструментов – карт «Мир», обеспечен их прием во всей сети на территории Российской Федерации, включая интернет-эквайринг. По состоянию на начало 2021 года было выпущено примерно 95 млн карт «Мир», что составило более 30% всех выпущенных в Российской Федерации платежных карт. При этом доля операций по картам «Мир» в общем объеме внутрироссийских операций платежными картами на 01.01.2021 возросла до 24%12.


Карты «Мир» выходят на международное пространство. Сегодня они принимаются во всех государствах ЕАЭС и в других странах13 популярных у российских граждан туристических направлений.


    1. Надежность платежной инфраструктуры


Надежное функционирование платежных систем важно для граждан, общества и государства. При большом объеме переводов в платежной системе серьезные нарушения в ее функционировании могут создать риски для стабильности всей финансовой системы страны. Особое значение имеет бесперебойное функционирование платежных систем, обеспечивающих расчеты с использованием розничных платежных инструментов, особенно банковских карт. Применяя риск-ориентированный подход Банк России устанавливает более высокие требования к платежным системам, имеющим особое значение для финансовой стабильности или доверия потребителей к безналичным платежам. Такие платежные системы признаются системно значимыми (ПС БР и ПС НРД) или социально значимыми (4 платежные системы). Банк России проводит регулярную оценку их соответствия требованиям законодательства о НПС и международных стандартов. Результаты проведенных оценок опубликованы на сайте Банка России и показывают высокий уровень соответствия14. Также оценку регулирования и функционирования значимых платежных систем в российской юрисдикции проводят международные организации. По результатам первого этапа мониторинга (самооценки) имплементации «Принципов для инфраструктур финансового рынка» регулирование платежных систем в России оценивается по 4-му (высшему) уровню соответствия требованиям международных стандартов.5


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, денежная система - это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно.

В процессе эволюции денежная система прошла несколько этапов, основными из которых является период металлического обращения и обращения денежных знаков. Самой стабильной и эластичной денежной системой была система золотомонетного стандарта. На его базе сформировался золотослитковый стандарт. Однако сохраняя за золотом роль денежного товара, он ограничивал его использование в обращении. В 1929--1933 гг. под ударами мирового экономического кризиса были ликвидированы все формы золотого монометаллизма.

Современная денежная система не имеет привязки к золоту. Основными мировыми валютами являются доллар США и Евро.


Денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, оказанные работы (услуги). Во втором же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют.

Денежная система РФ включает в себя: во-первых, официальную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения.

Основной элемент денежной системы РФ - официальная денежная единица (валюта) РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законодательством. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требований, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в РФ введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы, единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой, руководствуясь при этом основными направлениями денежно-кредитной политики РФ. Регулирование денежной системы также занимается ЦБ РФ.