Файл: " История и развитие дополнительного образования детей в России ".rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. История и теория дополнительного образования детей в современной России
2.1 Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-21 века
В конце 90-х гг. внешкольные учреждения становятся одним из основных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в социуме. Период 1989–1990 гг. характеризуется качественно новым научнопрактическим поиском путей совершенствования управления социальнопедагогической деятельностью учреждения и его финансово-экономической основы. Стало очевидным, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им большей финансовой и хозяйственной самостоятельности в решении жизненно важных вопросов: в выборе содержательных видов деятельности, установлении структуры и штатного расписания, в вопросах оплаты труда (1, с. 23). Для решения возникших проблем стал необходимым экспериментальный поиск путей и средств модернизации организационноэкономического механизма, установление оптимальных путей развития внешкольных учреждений, разработка основ документационного обеспечения и установления нового правового статуса. Эти проблемные стороны жизнедеятельности внешкольных учреждений особенно обострились в условиях реформирования экономики страны и перехода ее к рыночным отношениям в середине 80–90 годов. Период начавшейся «ломки» устоев и властных партийных структур оказал значительное влияние на деятельность внешкольных учреждений как открытых социально-педагогических систем, в большей степени учитывающих факторы воздействия внешней среды, постоянно на них ориентирующихся и оперативно изменяющих содержание социальнопедагогической деятельности. В быстро меняющемся постсоветском обществе возникли потребность во введении нового направления образования – дополнительного. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с 1992 года начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы. После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей (15, с. 14).
В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн. детей). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года №752 в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей (12, с. 35). Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10–25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.
При общем сокращении числа обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации контингент воспитанников учреждений дополнительного образования детей увеличивается. Так на 1 января 2008 г. 10,9 млн. детей занимались художественным и научно-техническим творчеством, эколого-биологической, учебно-исследовательской деятельностью, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением и т.п., что составило 49,1% от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет (в 1997 г. – соответственно 8,9 млн. человек, или 28,7%).
Кроме того, заметно увеличилось количество объединений (кружков) учреждений дополнительного образования детей, организованных на базе других образовательных учреждений. Если в 1997 г. насчитывалось 155 тыс. таких объединений (2,5 млн. чел.), то в 2007 г. – уже 240 тыс. объединений (3,7 млн. чел.) (12, с. 34–35).
Каждое образовательное учреждение, независимо от его организационно – правовой формы, типа и вида, является неотъемлемым элементом системы образования, вмести с органами управления образованием и совокупностью преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. В соответствии с Законом «Об образовании» учреждения дополнительного образования детей названы в ряду разных типов образовательных учреждений, деятельность которых регулируется основе уставом каждого конкретного образовательного учреждения. Основные задачи учреждения дополнительного образования:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественного от 6 до 18 лет;
адаптация к жизни общества;
формирования общей культуры;
организация содержательного досуга (9, с. 4).
Учреждения дополнительного образования детей – социальнопедагогическая система, которая создана обществом, функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам. Освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптация к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям. Деятельность учреждения дополнительного образования детейсогласованное упорядочение различных видов деятельности педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающий), осуществляемой индивидуальными и совокупными субъектами (педагогическими коллективами отделов, клубов, иных творческих объединений), входящими в состав, структуру конкретного учреждения. В настоящее время система дополнительного образования детей находятся в стадии развития, несмотря на многие сложности.
Одновременно в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое является важным фактором гуманизации всей системы образования.
Дополнительное образование создает условия для развития уникальности личности, ее различных способностей. Именно в этой сфере возможно организовать личностно – равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность (12, с. 34). В качестве иллюстрации вышесказанного нами изучен и обобщен опыт работы одного из учреждений дополнительного образования детей г. Магнитогорска. История Правобережного центра дополнительного образования детей г. Магнитогорска началась с открытия Дома пионеров и школьников Правобережного района в 1976 году. В течение двух лет учреждение не имело своего здания, а кружки и секции работали на базе школ и детских клубов района. 29 октября 1978 года в день 60-летия Комсомола дети получили в подарок прекрасное здание на улице Галиуллина. Интерьер Дома пионеров создавался художниками «Художественного фонда», а в 1983 году по проекту архитектора Волобуева были возведены солнечные часы, ставшие местом паломничества многих мальчишек и девчонок.
Начали работать 34 кружка, в которых занимались около тысячи ребят. В 1991 году Дом пионеров и школьников был переименован в Правобережный дом творчества для детей и юношества. А в 2000 году Центру присвоен его нынешний статус – МОУ ДОД «Правобережный центр дополнительного образования детей» г. Магнитогорска. В 2005 году на базе учреждения открыт межшкольный методический центр, реализующий проект ИСО. В настоящее время Центр – многопрофильное, конкурентоспособное учреждение высшей категории, в котором занимаются 4491 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. В нем реализуется 119 образовательных программ, по которым работают 122 педагога. «Правобережный Центр дополнительного образования детей» организует работу детских творческих объединений (кружков, секций, клубов, учебных групп, ансамблей, студий и др.) для воспитанников 6–18 лет. Работают детские творческие объединения по восьми образовательным направленностям: научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической, туристскокраеведческой, эколого-биологической, культурологической, естественнонаучной.
Кроме образовательной деятельности организуется также методическая и культурно-досуговая.
Основными направлениями деятельности Центра являются: развитие и реализация творческого потенциала участников образования, реализация личностно-развивающей воспитательной системы ПбЦДОД, использование возможностей социума в воспитательной системе и образовательной деятельности учреждения, реализация программы информатизации учреждения, использование современных педагогических технологий, реализация программы по профессиональному самоопределению и предпрофильной подготовки старшеклассников. Образование в Центре ориентировано на раскрытие природных склонностей обучающихся, развитие их личностного и творческого потенциала, воспитание личности, нацеленной на самопознание, самообразование и самореализацию. Более семи тысяч детей и подростков занимаются в 462 кружках и клубных объединениях. Каждый может найти себе дело по душе.
Дети имеют в своем распоряжении теплицу, «живой уголок», детский кинотеатр «Солнышко», компьютерный класс, актовый и спортивный залы, тренажерный и танцевальный залы, игротеку, читальный зал, библиотеку и другие хорошо оборудованные кабинеты.
По просьбе родителей детей 4–7 лет в 1990 году в Доме творчества была открыта Субботняя Школа радости.
В школе радости ребята учатся общаться друг с другом, на занятиях ИЗО, музыки поют красоту окружающего мира, укрепляют здоровье в плавательном бассейне.
Психолог проводит коррекционную работу с детьми и просветительскую деятельность с родителями. В 1991 году впервые в Магнитогорске Правобережный Дом творчества совместно с образовательной фирмой «АРТ» открыл гимназию для дошкольников.
Своей целью педагоги гимназии ставят целенаправленную психическую и практическую подготовку ребенка к школе.
Дети 5–6 лет под руководством лучших педагогов занимаются творчеством и английским языком, учатся петь рисовать, плавать, читать и считать, грамотно говорить и фантазировать, участвуют в праздниках и игровых программах.
С целью с целью социальной защиты детей методистами Дома творчества в 90-х гг. были разработаны программы «Здоровье», «Летний отдых детей», «Одаренные дети» и другие. В настоящее время Центр – базовое учреждение в районе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Совместно с районной и городской ГИБДД и администрацией района создан методический кабинет по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма, который проводит ежегодно среди школьников района смотр агитбригад по ПДД, соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо», конкурс рисунков «Мы идем по улице», рейды по школам и другое.
Все это способствует снижению детского дорожнотранспортного травматизма. Лагерь дневного пребывания «Самоцветы» стал летний «визитной карточкой» Центра. Ежегодно, начиная с 1989 года, 300 детей отдыхают в нем летом, занимаются спортом и творчеством с замечательными педагогами. Девиз коммунарской методики «Все делать творчески, иначе зачем?!». В учреждении разработаны и успешно внедряются программа «Личностно-развивающая воспитательная система» (лауреат VII областного конкурса воспитательных систем), проект «Программа информатизации центра». В 2008 году ПбЦДОД стал победителем конкурсного отбора образовательных учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Грант губернатора Челябинской области получен за реализацию социального проекта «Город. Творчество. Дети». В 2008 году Правобережный Центр дополнительного образования детей получил грант губернатора Челябинской области Сумина П.И. как учреждение, реализующее инновационные образовательные программы. 2008 год был годом 90-летия отечественной системы дополнительного образования детей. Таким образом, дополнительное образование прошло большой путь развития от отдельных кружков до целой системы учреждений, в которых обучаются, воспитываются и развиваются дети всех возрастов от дошкольников до молодежи.