Файл: Методические указания по производству специальных геодезических работ на промышленном предприятии нижний новгород 2003 2 удк 528.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стереофотограмметрический метод предусматривает фотографирование наблюдаемого объекта с двух точек стояния (с некоторого базиса В, в результате чего получают пару перекрывающихся снимков. Базис фотосъемки следует располагать по возможности параллельно основной плоскости сооружения. Длину базиса выбирают равной 1/5 – 1/10 величины отстояния Y , что обычно составляет 3–5 и редком При съемке оптическая ось фотокамеры может устанавливаться в различное положение относительно горизонтальной плоскости и линии базиса. Различают следующие случаи фотосъемки
- нормальный (оси левой и правой фотокамер горизонтальны, перпендикулярны базису, а плоскость фотоснимков отвесна
- равномерно отклоненный (оси фотокамер отклонены влево или вправо на один и тот же угол
- конвергентный (оси фотокамер пересекаются под некоторым углом- равномерно наклонный (оси фотокамер наклонены на один и тот же угол
- общий (положение оптических осей фотокамер произвольно. Нормальный случай фотосъемки применяется наиболее часто. Фотосъемку длинных сооружений производят с нескольких, расположенных в створе изолированных или связанных между собой базисов. В последнем случае при оптимальных параметрах фотосъемки может быть значительно сокращен объем работ, поскольку правый фотоснимок первой стереопары будет служить левым фотоснимком второй стереопары и т.д. (рис.
б
а
Наблюдаемое сооружение
Рис.21. Схема стереофотограмметрического метода съемки (аи стереопара (б)
28
Щелемер В.П.Бомбчинского позволяет, кроме расстояния между марками, определять также превышение между ними. Для массового измерения ширины трещин можно рекомендовать микроскоп МПБ-2, шкала которого позволяет производить измерения трещин шириной до 6,5 мм Если доступ к наблюдаемой конструкции затруднен, то деформации измеряют дистанционно-оптическим способом. Для этого на одной стороне трещины закрепляют две марки 1 и 2, расстояние между которыми постоянно и является эталоном. На другой стороне трещины закрепляют третью марку 3. Измерения производят с помощью теодолита, у которого сетка нитей заменена окулярной шкалой. Сравнивая измеренное в делениях шкалы расстояние 2–3 с эталоном, определяют его величину в миллиметрах. При увеличении зрительной трубы теодолитах и расстоянии визирования дом точность способа составляет 1–1,5 мм ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ СЪЕМКА ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ Она включает следующие измерения
- определение планового положения подкрановых рельсов
- определение ширины колеи подкранового пути
- нивелирование подкрановых рельсов
- измерение смещения рельса соси подкрановой балки и расстояния от грани колонны до оси рельса.
Определение планового положения подкрановых рельсов заключается в определении их непрямолинейности и взаимного расположения способом непосредственных или косвенных измерений. Непосредственный способ предусматривает задание оптического, струнного или лучевого створа С
1
С
2
вблизи одного из рельсов и определении его непрямолинейности. Непрямолинейность другого рельса определяется косвенным способом – путем вычислений по значениям измерений ширины колеи подкранового пути (рис. Для удобства последующих вычислений створ С
1
С
2
рекомендуется располагать на одинаковых расстояниях l
1
= l
n
от начальной точки 1 и конечной точки n подкранового пути. Измерив против каждой колонны расстояния l
1
,l
2
,…,l
n от створа до оси рельса, а также ширину колеи
L
1
,L
2
,…,L
n
, вычисляют отклонения
Δ
l
i оси правого рельса от прямой линии как разности
Δ
l
i
= l
i
- l
n
, причем, при такой схеме измерений (риса) знак плюс этих разностей означает отклонение оси рельса от прямой линии влево, знак минус – вправо, а
Δ
l
1
=
Δ
l
n
= 0.
- нормальный (оси левой и правой фотокамер горизонтальны, перпендикулярны базису, а плоскость фотоснимков отвесна
- равномерно отклоненный (оси фотокамер отклонены влево или вправо на один и тот же угол
- конвергентный (оси фотокамер пересекаются под некоторым углом- равномерно наклонный (оси фотокамер наклонены на один и тот же угол
- общий (положение оптических осей фотокамер произвольно. Нормальный случай фотосъемки применяется наиболее часто. Фотосъемку длинных сооружений производят с нескольких, расположенных в створе изолированных или связанных между собой базисов. В последнем случае при оптимальных параметрах фотосъемки может быть значительно сокращен объем работ, поскольку правый фотоснимок первой стереопары будет служить левым фотоснимком второй стереопары и т.д. (рис.
б
а
Наблюдаемое сооружение
Рис.21. Схема стереофотограмметрического метода съемки (аи стереопара (б)
На сооружении маркируют контрольные точки так, чтобы четыре из них располагались по углам стереопары, а пятая – посредине между нижними точками. За начало пространственной фотограмметрической системы координат принимают оптический центр Л
объектива при положении фотокамеры на левой точке базиса. За ось Х принимают направление горизонтальной проекции базиса, за ось У – направление оптической оси фотокамеры в левой точке Лаза ось Z – вертикальную линию. В качестве пространственной геодезической системы координат может быть взята система координат сооружения (риса. На стереокомпараторе измеряют координаты намеченной точки С сооружения (x , z - на левом снимке и x
Л
Л П , П
- на правом снимке) иго- ризонтальный параллакс р = x - Л П . Зная фокусное расстояние f фотокамеры и горизонтальное проложение базиса В , вычисляют пространственные координаты точки С сооружения по формулам
f
p
B
Y
=
Л
x
p
B
X
=
Л
z
p
B
Z
=
,
, Нулевой и последующие циклы наблюдений производят с одних и тех же базисов при строго одинаковом ориентировании фототеодолита. По снимкам нулевого иго циклов, полученным с одного итого же базиса, измерив координаты x
0
, z
0
и x , z
i
i
точек сооружения, а также горизонтальные параллаксы р и р
i
, вычисляют деформации точек
⎟⎟
⎠
⎞
⎜⎜
⎝
⎛
−
=
−
=
Δ
0 0
1 1
p
p
Bf
Y
Y
Y
i
i
i
⎟⎟
⎠
⎞
⎜⎜
⎝
⎛
−
=
−
=
Δ
0 0
0
p
x
p
x
B
X
X
X
i
i
i
i
,
,
⎟⎟
⎠
⎞
⎜⎜
⎝
⎛
−
=
−
=
Δ
0 При условии строгого соблюдения единообразия установки фототеодолита на концах базиса можно определять величины смещений
Δ
Y
i
,
Δ
X ,
ΔΖ
i
i c точностью 2–3 мм Этого можно достичь, сооружая на концах базиса бетонные столбы со специальными центрами, дающими возможность устанавливать камеру и визирную марку однообразно и с высокой степенью точности. При этом оптимальное соотношение между базисом фотографирования В и отстоянием фотокамеры У от наблюдаемого объекта можно установить по формуле
f
m
m
Y
B
Y
p
2
=
, где m - погрешность определения горизонтального параллакса m
p У
- погрешность в определении отстояния на местности.
объектива при положении фотокамеры на левой точке базиса. За ось Х принимают направление горизонтальной проекции базиса, за ось У – направление оптической оси фотокамеры в левой точке Лаза ось Z – вертикальную линию. В качестве пространственной геодезической системы координат может быть взята система координат сооружения (риса. На стереокомпараторе измеряют координаты намеченной точки С сооружения (x , z - на левом снимке и x
Л
Л П , П
- на правом снимке) иго- ризонтальный параллакс р = x - Л П . Зная фокусное расстояние f фотокамеры и горизонтальное проложение базиса В , вычисляют пространственные координаты точки С сооружения по формулам
f
p
B
Y
=
Л
x
p
B
X
=
Л
z
p
B
Z
=
,
, Нулевой и последующие циклы наблюдений производят с одних и тех же базисов при строго одинаковом ориентировании фототеодолита. По снимкам нулевого иго циклов, полученным с одного итого же базиса, измерив координаты x
0
, z
0
и x , z
i
i
точек сооружения, а также горизонтальные параллаксы р и р
i
, вычисляют деформации точек
⎟⎟
⎠
⎞
⎜⎜
⎝
⎛
−
=
−
=
Δ
0 0
1 1
p
p
Bf
Y
Y
Y
i
i
i
⎟⎟
⎠
⎞
⎜⎜
⎝
⎛
−
=
−
=
Δ
0 0
0
p
x
p
x
B
X
X
X
i
i
i
i
,
,
⎟⎟
⎠
⎞
⎜⎜
⎝
⎛
−
=
−
=
Δ
0 При условии строгого соблюдения единообразия установки фототеодолита на концах базиса можно определять величины смещений
Δ
Y
i
,
Δ
X ,
ΔΖ
i
i c точностью 2–3 мм Этого можно достичь, сооружая на концах базиса бетонные столбы со специальными центрами, дающими возможность устанавливать камеру и визирную марку однообразно и с высокой степенью точности. При этом оптимальное соотношение между базисом фотографирования В и отстоянием фотокамеры У от наблюдаемого объекта можно установить по формуле
f
m
m
Y
B
Y
p
2
=
, где m - погрешность определения горизонтального параллакса m
p У
- погрешность в определении отстояния на местности.
НАБЛЮДЕНИЯ ЗАТРЕЩИНАМИ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ Наблюдения затрещинами могут производиться различными способами простейшими измерениями с помощью маяков (гипсовых, стеклянных, шлаковых, раздвижных металлических, с закладными металлическими частями и др с использованием деформетра, щелемера или отсчетного микроскопа дистанционно-оптическим методом. Простейшие измерения предусматривают периодическую фиксацию длины трещины при помощи штрихов, наносимых на конструкцию, и измерение ширины трещины миллиметровой линейкой. Точность таких измерений составляет 0,3-0,5 мм Применение маяков , изготовленных из цемента с примесью песка (для наружных конструкций, алебастра или гипса (для внутренних конструкций. Средние размеры маяков 15х8х1 см На риса показан один из таких маяков. Рис. Маяки гипсовый (аи пластинчатый раздвижной (б) На каждую трещину рекомендуется устанавливать два маяка один в наиболее широком месте, другой у ее конца. Перед установкой маяка на конструкции по обе стороны трещины необходимо сделать насечку. На маяке указывают его номер, дату установки, а в журнале отмечают местоположение и ширину трещины. Осмотр маяков производят через неделю после их установки, аза- тем периодически по мере развития трещины. Если трещина активна, то
а
б Пластины маяка в наложенном состоянии Трещина Трещина
а
б Пластины маяка в наложенном состоянии Трещина Трещина
на маяке через некоторое время образуется разрыв. Дату его появления фиксируют в журнале, а трещину перекрывают новым маяком, итак до тех пор, пока развитие трещины не прекратится. Такие маяки предназначены, в основном, для фиксации факта активности (или неактивности) наблюдаемой трещины. Пластинчатый раздвижной маяк (рис, б) предназначен для получения количественной характеристики поведения трещины. Он состоит из двух металлических пластинок толщиной 0,5 мм, одну из которых перед установкой на трещину закрашивают красной краской (к. После плотного наложения пластинок друг на друга и закрепления их на разных сторонах трещины, их совместно закрашивают белой краской (б. Если трещина активна, тона нижней пластинке через некоторое время появятся красные полоски. Их ширину периодически измеряют с помощью циркуля и масштабной линейки по двум направлениям вдоль и поперек трещины. Точность способа 0,1 мм. Маяки с металлическими закладными частями предназначены для определения взаимных смещений сторон трещины в трех направлениях. Примером может служить маяк игольчатый (рис. Рис. Маяк игольчатый конструкции Ф.А.Белякова Маяк представляет собой две прямоугольных гипсовых или алебастровых плиток размерами 10х6х2 см. В каждой из плиток закреплены остриями вверх по пять игл, выступающих на 1 мм над поверхностью. Плитки устанавливают на растворе по двум сторонам трещины так, чтобы иглы 1, 2, 3, 4 расположились примерно на одной прямой, а иглы 5,
6, 7, 8 – на другой прямой, параллельной первой.
6, 7, 8 – на другой прямой, параллельной первой.
Процесс наблюдения затрещиной заключается в периодическом прикладывании к иглам чистого листа бумаги, прикрепленного к куску фанеры. После надавливания на фанеру на листе остаются наколы, расстояние между которыми измеряют с помощью циркуля и поперечного масштаба. В результате этого могут быть получены
- приращения ширины трещины между иглами 6–7, 2–3 и 9–10 смещение по оси х
- продольное смещение сторон трещины путем засечки игл 3 и 10 с базиса игл 2–9 или путем засечки игл 2 и 9 с базиса 3–10 смещение по оси z);
- взаимное смещение вертикальных плоскостей (по оси у) путем измерения отклонений наколов игл 5–6 и 7–8 от прямой. Погрешность измерения приращений ширины трещины данным способом составляет 0,2–0,3 мм Результаты наблюдений затрещиной наносят на график хода ее раскрытия (рис. Рис. График хода раскрытия трещины Применение деформетров, щелемеров, отсчетного микроскопа позволяет определять расстояние между марками на конструкциях с точностью мм Заслуживает внимания деформетр Гугенбергера, в комплект которого входит инварная линейка для компарирования прибора, шаблон для идентичной установки отверстий марок настрого определенном расстоянии друг от друга и набор марок с предохранительными крышками.
- приращения ширины трещины между иглами 6–7, 2–3 и 9–10 смещение по оси х
- продольное смещение сторон трещины путем засечки игл 3 и 10 с базиса игл 2–9 или путем засечки игл 2 и 9 с базиса 3–10 смещение по оси z);
- взаимное смещение вертикальных плоскостей (по оси у) путем измерения отклонений наколов игл 5–6 и 7–8 от прямой. Погрешность измерения приращений ширины трещины данным способом составляет 0,2–0,3 мм Результаты наблюдений затрещиной наносят на график хода ее раскрытия (рис. Рис. График хода раскрытия трещины Применение деформетров, щелемеров, отсчетного микроскопа позволяет определять расстояние между марками на конструкциях с точностью мм Заслуживает внимания деформетр Гугенбергера, в комплект которого входит инварная линейка для компарирования прибора, шаблон для идентичной установки отверстий марок настрого определенном расстоянии друг от друга и набор марок с предохранительными крышками.
28
Щелемер В.П.Бомбчинского позволяет, кроме расстояния между марками, определять также превышение между ними. Для массового измерения ширины трещин можно рекомендовать микроскоп МПБ-2, шкала которого позволяет производить измерения трещин шириной до 6,5 мм Если доступ к наблюдаемой конструкции затруднен, то деформации измеряют дистанционно-оптическим способом. Для этого на одной стороне трещины закрепляют две марки 1 и 2, расстояние между которыми постоянно и является эталоном. На другой стороне трещины закрепляют третью марку 3. Измерения производят с помощью теодолита, у которого сетка нитей заменена окулярной шкалой. Сравнивая измеренное в делениях шкалы расстояние 2–3 с эталоном, определяют его величину в миллиметрах. При увеличении зрительной трубы теодолитах и расстоянии визирования дом точность способа составляет 1–1,5 мм ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ СЪЕМКА ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ Она включает следующие измерения
- определение планового положения подкрановых рельсов
- определение ширины колеи подкранового пути
- нивелирование подкрановых рельсов
- измерение смещения рельса соси подкрановой балки и расстояния от грани колонны до оси рельса.
Определение планового положения подкрановых рельсов заключается в определении их непрямолинейности и взаимного расположения способом непосредственных или косвенных измерений. Непосредственный способ предусматривает задание оптического, струнного или лучевого створа С
1
С
2
вблизи одного из рельсов и определении его непрямолинейности. Непрямолинейность другого рельса определяется косвенным способом – путем вычислений по значениям измерений ширины колеи подкранового пути (рис. Для удобства последующих вычислений створ С
1
С
2
рекомендуется располагать на одинаковых расстояниях l
1
= l
n
от начальной точки 1 и конечной точки n подкранового пути. Измерив против каждой колонны расстояния l
1
,l
2
,…,l
n от створа до оси рельса, а также ширину колеи
L
1
,L
2
,…,L
n
, вычисляют отклонения
Δ
l
i оси правого рельса от прямой линии как разности
Δ
l
i
= l
i
- l
n
, причем, при такой схеме измерений (риса) знак плюс этих разностей означает отклонение оси рельса от прямой линии влево, знак минус – вправо, а
Δ
l
1
=
Δ
l
n
= 0.
Рис. Схемы к определению планового положения подкрановых рельсов Если провести параллельно линии 1-n вторую линию на расстоянии, равном номинальному значению ширины колеи, то эта линия будет соответствовать проектному положению левого рельса по отношению к проектному положению 1-n правого рельса. В этом случае отклонения оси левого рельса от прямой линии будет равно
i
Δ
l
’
i
=
Δ
l
i
+L – L
i
0
, с учетом знака
Δ
l . Такой подход позволяет решать одновременно две задачи во- первых – осуществлять контроль прямолинейности подкрановых рельсов и их взаимной параллельности во-вторых – получать один из вариантов рихтовки подкранового пути в горизонтальной плоскости.
’
’ Отклонения левого рельса от линии 1 -n , соединяющей его начальную и конечную точки, можно определить по формуле
n
i
i
i
L
n
i
L
n
i
n
L
l
l
1 1
1 1
'
−
−
−
−
−
−
+
Δ
=
Δ
, c учетом знака
Δ
l
i
, где i – номер точки (оси, в которой произведены измерения число точек
i
Δ
l
’
i
=
Δ
l
i
+L – L
i
0
, с учетом знака
Δ
l . Такой подход позволяет решать одновременно две задачи во- первых – осуществлять контроль прямолинейности подкрановых рельсов и их взаимной параллельности во-вторых – получать один из вариантов рихтовки подкранового пути в горизонтальной плоскости.
’
’ Отклонения левого рельса от линии 1 -n , соединяющей его начальную и конечную точки, можно определить по формуле
n
i
i
i
L
n
i
L
n
i
n
L
l
l
1 1
1 1
'
−
−
−
−
−
−
+
Δ
=
Δ
, c учетом знака
Δ
l
i
, где i – номер точки (оси, в которой произведены измерения число точек
При произвольно ориентированном створе С С 2
(рис, б, отклонения оси правого рельса от прямой 1-n вычисляют по формуле
i
n
i
i
l
n
i
l
n
i
n
l
l
1 1
1 1
−
−
−
−
−
−
=
Δ
, а отклонения
Δ
l
’
’
’
i оси левого рельса от прямой 1 -n - по формуле
(
)
(
)
n
n
i
i
i
L
l
n
i
L
l
n
i
n
L
l
l
+
−
−
−
+
−
−
−
+
=
Δ
1 1
1 Створ С С 2
наиболее просто можно задать с помощью визирной оси зрительной трубы теодолита с увеличением не менее ха отклонения определить методом бокового нивелирования, используя разработанное на кафедре инженерной геодезии ННГАСУ специальное приспособление (рис. уровень упор Рис. Схема бокового нивелирования (ас приведением результатов коси рельса (б) ив Теодолит устанавливают вначале рельсового пути и с помощью нитяного или оптического отвеса берут по рейке приспособления отсчет
l
1
(риса. Переносят приспособление вконец рельсового пути и ориентируют визирную ось зрительной трубы теодолита по линии С
1
С
2
, наведя вертикальную нить сетки на отсчет по рейке l = l
n Последовательно устанавливая приспособление в заданных точках съемки, берут (с точностью 1 мм) отсчеты l и l
i,1
i,2
, приводя в соприкосновение с боковой гранью головки рельса вначале один упор (рис, б, а затем другой (рис, в. Среднее арифметическое из этих отсчетов даст приведенное коси рельса расстояние l до створа С С , а их разность равна
δ
, по величине которой (зная расстояние между упорами) можно определить ширину головки рельса q и судить о ее износе. При съемке подкрановых путей большой протяженности следует применять способ последовательных створов с перекрытием не менее двух точек предыдущего и последующего створов. Определение ширины колеи подкранового пути может осуществляться непосредственным или косвенным способами. Для непосредственного способа измерений используют стальную рулетку с постоянным натяжением 7 кг при величине пролета подкранового пути дом, и 10 кг - при большем пролете. Другой непосредственный способ предусматривает разбивку на кране базы известной длины с последующим измерением домеров от концов этой базы до осей подкрановых рельсов. Здесь ширина колеи равна сумме длин базы и двух домеров. Этот способ удобно реализовать с помощью разработанного на кафедре инженерной геодезии ННГАСУ специального приспособления. Из косвенных способов измерения ширины колеи наиболее распространенным на практике является способ четырехугольника, схема которого приведена на рис. Его сущность заключается в том, что по произвольным оптическим створам АА’ и ББ’ определяют непрямоли- нейность обоих рельсов методом бокового нивелирования (рис. Вначале и конце контролируемого участка измеряют расстояния аи вили ширину колеи L и L
1 Если стороны АА’ и ББ’ четырехугольника параллельны между собой, то есть авто ширину колеи вычисляют по формуле
, принимая l и l’
i
i
со знаком минус, если они направлены внутрь четырехугольника, и со знаком плюс – при противоположном направлении. Если створы АА’ и ББ’ не параллельны между собой, то есть а ≠ в, предыдущая формула примет следующий вид
(
)
'
1 1
i
i
i
l
l
a
b
n
i
a
L
+
+
−
−
−
+
=
(рис, б, отклонения оси правого рельса от прямой 1-n вычисляют по формуле
i
n
i
i
l
n
i
l
n
i
n
l
l
1 1
1 1
−
−
−
−
−
−
=
Δ
, а отклонения
Δ
l
’
’
’
i оси левого рельса от прямой 1 -n - по формуле
(
)
(
)
n
n
i
i
i
L
l
n
i
L
l
n
i
n
L
l
l
+
−
−
−
+
−
−
−
+
=
Δ
1 1
1 Створ С С 2
наиболее просто можно задать с помощью визирной оси зрительной трубы теодолита с увеличением не менее ха отклонения определить методом бокового нивелирования, используя разработанное на кафедре инженерной геодезии ННГАСУ специальное приспособление (рис. уровень упор Рис. Схема бокового нивелирования (ас приведением результатов коси рельса (б) ив Теодолит устанавливают вначале рельсового пути и с помощью нитяного или оптического отвеса берут по рейке приспособления отсчет
l
1
(риса. Переносят приспособление вконец рельсового пути и ориентируют визирную ось зрительной трубы теодолита по линии С
1
С
2
, наведя вертикальную нить сетки на отсчет по рейке l = l
n Последовательно устанавливая приспособление в заданных точках съемки, берут (с точностью 1 мм) отсчеты l и l
i,1
i,2
, приводя в соприкосновение с боковой гранью головки рельса вначале один упор (рис, б, а затем другой (рис, в. Среднее арифметическое из этих отсчетов даст приведенное коси рельса расстояние l до створа С С , а их разность равна
δ
, по величине которой (зная расстояние между упорами) можно определить ширину головки рельса q и судить о ее износе. При съемке подкрановых путей большой протяженности следует применять способ последовательных створов с перекрытием не менее двух точек предыдущего и последующего створов. Определение ширины колеи подкранового пути может осуществляться непосредственным или косвенным способами. Для непосредственного способа измерений используют стальную рулетку с постоянным натяжением 7 кг при величине пролета подкранового пути дом, и 10 кг - при большем пролете. Другой непосредственный способ предусматривает разбивку на кране базы известной длины с последующим измерением домеров от концов этой базы до осей подкрановых рельсов. Здесь ширина колеи равна сумме длин базы и двух домеров. Этот способ удобно реализовать с помощью разработанного на кафедре инженерной геодезии ННГАСУ специального приспособления. Из косвенных способов измерения ширины колеи наиболее распространенным на практике является способ четырехугольника, схема которого приведена на рис. Его сущность заключается в том, что по произвольным оптическим створам АА’ и ББ’ определяют непрямоли- нейность обоих рельсов методом бокового нивелирования (рис. Вначале и конце контролируемого участка измеряют расстояния аи вили ширину колеи L и L
1 Если стороны АА’ и ББ’ четырехугольника параллельны между собой, то есть авто ширину колеи вычисляют по формуле
, принимая l и l’
i
i
со знаком минус, если они направлены внутрь четырехугольника, и со знаком плюс – при противоположном направлении. Если створы АА’ и ББ’ не параллельны между собой, то есть а ≠ в, предыдущая формула примет следующий вид
(
)
'
1 1
i
i
i
l
l
a
b
n
i
a
L
+
+
−
−
−
+
=
Рис. Схема контроля планового положения подкрановых рельсов по способу четырехугольника Если при произвольно ориентированных створах АА’ и ББ’ вместо аи в измерены L и L
1
n
, то ширину колеи вычисляют по формуле
(
)
'
1 1
1 1
i
i
n
i
l
l
L
L
n
i
L
L
Δ
+
Δ
+
−
−
−
+
=
, где
Δ
l
i
и находят по формуле на стр для правого рельса. Нивелирование подкрановых рельсов может осуществляться геометрическим, тригонометрическим, гидростатическим методами или с использованием ориентированных горизонтальных оптических или лучевых створов. Наиболее распространенным на практике является метод геометрического нивелирования с использованием точного нивелира типа Н. Передача отметок с одного ряда рельсов на другой должна производиться не реже, чем через 70-100 м. Невязка в полигонах не должна превышать 3 мм . Из всего многообразия возможных схем геометрического нивелирования (рис) наиболее употребительны две из них, представленные на рис, в ирис, г. Первая схема применяется для труднодоступных путей, когда выход реечников на рельсы исключен. Здесь нивелир устанавливают на одном кране, а реечники перемещаются на другом. Точки К и К используются как связующие при нивелировании участка сне- скольких станций.
1
n
, то ширину колеи вычисляют по формуле
(
)
'
1 1
1 1
i
i
n
i
l
l
L
L
n
i
L
L
Δ
+
Δ
+
−
−
−
+
=
, где
Δ
l
i
и находят по формуле на стр для правого рельса. Нивелирование подкрановых рельсов может осуществляться геометрическим, тригонометрическим, гидростатическим методами или с использованием ориентированных горизонтальных оптических или лучевых створов. Наиболее распространенным на практике является метод геометрического нивелирования с использованием точного нивелира типа Н. Передача отметок с одного ряда рельсов на другой должна производиться не реже, чем через 70-100 м. Невязка в полигонах не должна превышать 3 мм . Из всего многообразия возможных схем геометрического нивелирования (рис) наиболее употребительны две из них, представленные на рис, в ирис, г. Первая схема применяется для труднодоступных путей, когда выход реечников на рельсы исключен. Здесь нивелир устанавливают на одном кране, а реечники перемещаются на другом. Точки К и К используются как связующие при нивелировании участка сне- скольких станций.
Рис. Схемы геометрического нивелирования подкрановых рельсов
Для доступных подкрановых путей применяют схему на рис, г Здесь нивелир устанавливают на одной из рельсовых нитей и производят веерообразное нивелирование всех точек контролируемого участка с одной станции. Обработка результатов нивелирования заключается в определении условных отметок головок рельсов. Для этого точке с минимальным отсчетом по рейке присваивается условная отметка 0 мм. Условные отметки других точек получают как разность минимального отсчета и отсчетов по рейке на этих точках. По условным отметкам головок рельсов строят продольные профили для каждой рельсовой нити, а также определяют разности отметок на соседних колоннах ив поперечных сечениях. Результаты определения непрямолинейности рельсов, ширины колеи и нивелирования отражаются на графике планово-высотного положения подкрановых путей (рис. Дополнительные измерения предусматривают измерение смещения рельса соси подкрановой балки измерение расстояния от грани каждой колонны до оси рельса определение взаимного смещения торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте. Они производятся с помощью линейки с точностью 1 мм. Кроме того, для составления проекта рихтовки подкрановых путей должны быть измерены расстояния от наиболее выступающих частей торцов крана до граней колонн или стен (должно быть не менее 60 мм от самой высокой точки крана до нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним (должно быть не менее 100 мм. Проект рихтовки подкрановых путей должен разрабатываться с учетом существующих допусков при их эксплуатации. Согласно РД 10-
138-97 Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин разность отметок головок подкрановых рельсов водном поперечном сечении 40 мм, на соседних колоннах 20 мм сужение или уширение колеи рельсового пути 15 мм отклонение оси рельсов от прямой линии в плане 20 мм взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте 2 мм зазоры в стыках рельсов при 0 Си длине рельса
12,5 мм не более 6 мм, при 20 Сне более 3 мм. Более полные сведения о геодезической съемке подкрановых путей можно почерпнуть из монографии Г.А.Шеховцова Современные методы геодезического контроля ходовой части и путей мостовых кранов
Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. унт, 1999.- 164 с.
138-97 Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин разность отметок головок подкрановых рельсов водном поперечном сечении 40 мм, на соседних колоннах 20 мм сужение или уширение колеи рельсового пути 15 мм отклонение оси рельсов от прямой линии в плане 20 мм взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте 2 мм зазоры в стыках рельсов при 0 Си длине рельса
12,5 мм не более 6 мм, при 20 Сне более 3 мм. Более полные сведения о геодезической съемке подкрановых путей можно почерпнуть из монографии Г.А.Шеховцова Современные методы геодезического контроля ходовой части и путей мостовых кранов
Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. унт, 1999.- 164 с.
Рис. График планово- высотного положения подкрановых путей
СОДЕРЖАНИЕ ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕФОРМАЦИЯМИ СООРУЖЕНИЙ
Определение осадок
. . . . . . . 3 Нивелирование
4 Абсолютная осадка . . . . . . . 5 Скорость протекания осадки
. . . . . . 5 Крен сооружения
. . . . . . . . 5 Прогиб сооружения . . . . . . . 6 Графики осадок марок
. . . . . . . 6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СМЕЩЕНИЙ
Створный метод
. . . . . . . . 6 Метод триангуляции . . . . . . . ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРЕНА СООРУЖЕНИЙ
По разности отметок осадочных марок . . . . 7 Способ вертикального проектирования . . . . 8 Способ координат.
. . . . . . . . 9 Способ углов . . . . . . . . 9 Способ направлений
. 10 Способ бокового нивелирования
. 13 Оптические приборы вертикального проектирования
. СЪЕМКА ПОДЗЕМНЫХ СЕТЕЙ
Съемка сетей, имеющих выводы
. Съемка сетей, не имеющих выводы
. 18
ФОТОГРАММЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОСАДКАМИ И СМЕЩЕНИЯМ
Фотограмметрический метод .
. 22
Стереофотограмметрический метод .
. 23 НАБЛЮДЕНИЯ ЗАТРЕЩИНАМИ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ Простейшие измерения .
. 25 Применение маяков
. 25 Пластинчатый раздвижной маяк.
. 26 Маяки с металлическими закладными частями
. 26 Применение деформетров, щелемеров, отсчетного микроскопа . 27 ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ СЪЕМКА ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ Определение планового положения подкрановых рельсов .
. 28 Определение ширины колеи подкранового пути
. 31 Нивелирование подкрановых рельсов .
. 32 Дополнительные измерения
. 34 Подписано в печать 18.03.02 Формат 60×90 1/16. Бумага газетная. Печать трафаретная. Уч. изд. л. Усл. печ. л 2,25. Тираж 100 экз. Заказ №_____ Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 603950,
Н.Новгород, Ильинская, 65
Полиграфцентр ННГАСУ, 603950, Н.Новгород, Ильинская, 65
Определение осадок
. . . . . . . 3 Нивелирование
4 Абсолютная осадка . . . . . . . 5 Скорость протекания осадки
. . . . . . 5 Крен сооружения
. . . . . . . . 5 Прогиб сооружения . . . . . . . 6 Графики осадок марок
. . . . . . . 6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СМЕЩЕНИЙ
Створный метод
. . . . . . . . 6 Метод триангуляции . . . . . . . ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРЕНА СООРУЖЕНИЙ
По разности отметок осадочных марок . . . . 7 Способ вертикального проектирования . . . . 8 Способ координат.
. . . . . . . . 9 Способ углов . . . . . . . . 9 Способ направлений
. 10 Способ бокового нивелирования
. 13 Оптические приборы вертикального проектирования
. СЪЕМКА ПОДЗЕМНЫХ СЕТЕЙ
Съемка сетей, имеющих выводы
. Съемка сетей, не имеющих выводы
. 18
ФОТОГРАММЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОСАДКАМИ И СМЕЩЕНИЯМ
Фотограмметрический метод .
. 22
Стереофотограмметрический метод .
. 23 НАБЛЮДЕНИЯ ЗАТРЕЩИНАМИ НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ Простейшие измерения .
. 25 Применение маяков
. 25 Пластинчатый раздвижной маяк.
. 26 Маяки с металлическими закладными частями
. 26 Применение деформетров, щелемеров, отсчетного микроскопа . 27 ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ СЪЕМКА ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ Определение планового положения подкрановых рельсов .
. 28 Определение ширины колеи подкранового пути
. 31 Нивелирование подкрановых рельсов .
. 32 Дополнительные измерения
. 34 Подписано в печать 18.03.02 Формат 60×90 1/16. Бумага газетная. Печать трафаретная. Уч. изд. л. Усл. печ. л 2,25. Тираж 100 экз. Заказ №_____ Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 603950,
Н.Новгород, Ильинская, 65
Полиграфцентр ННГАСУ, 603950, Н.Новгород, Ильинская, 65
1 2 3