Файл: Практикум по решению задач по теме 9 Конституционные основы правового статуса Президента Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практикум по решению задач

по теме № 9 «Конституционные основы правового статуса

Президента Российской Федерации»
Задача № 1

После отклонения Государственной думой кандидатуры председателя Правительства, представленной Президентом РФ, возник вопрос: вправе ли Президент предложить Думе повторно кандидатуру того же лица для рассмотрения?

Дайте толкование соответствующих положений Конституции РФ.
Согласно ч. 4 ст. 111 Конституции РФ, - «После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы». Это означает, что президент вправе повторно предлагать кандидатуру одного и того же лица на пост председателя Правительства.

Моё толкование соответствующих положений Конституции РФ полностью совпадает с толкованием Конституционного суда от 11 декабря 1998 г. №28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации", а конкретно, - «По буквальному смыслу части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, оцениваемой во взаимосвязи с другими положениями этой статьи, словосочетание "трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации" может означать и трехкратное отклонение кандидатуры на должность, и трехкратное отклонение представленных лиц, предлагаемых на должность. Отсюда следует, что текст статьи 111 Конституции Российской Федерации сам по себе не исключает ни одного из двух названных вариантов.»
Задача № 2

Одна из республик в составе РФ приняла республиканский закон о референдуме, не соответствующий Конституции РФ.

Президент РФ отменил этот закон своим указом. Законодательный орган республики обратился в Конституционный суд РФ. В своем обращении он указал, что акты Президента РФ имеют подзаконный характер и, следовательно, не могут отменять законы. Кроме того, полномочия Президента РФ по отмене закона субъекта не предусмотрены Конституцией РФ. В свою очередь, Президент РФ утверждает, что в данной ситуации он действовал как гарант Конституции РФ, т. е. осуществлял свою конституционную функцию.


Вправе ли Президент РФ отменять законы субъектов РФ?

Допустимо ли наличие у Президента РФ полномочий, не закрепленных в Конституции РФ, и где в таком случае должны быть закреплены подобные полномочия?
Согласно ч. 2 ст. 85 Конституции РФ, - «Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.», но к сожалению законы субъектов не попадают под данную статью, и в принципе, согласно Конституции РФ, президент не вправе отменять законы субъектов РФ, так как это компетенция Конституционного суда РФ (согласно п. б ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». Отвечая на вопросы, касающихся допустимости полномочий, не закрепленных в Конституции РФ, - мой ответ да, т.к эти полномочия можно прописать в Федеральном Конституционном законе, либо же в Федеральном законе, но главное, чтобы это не противоречило Конституции РФ.

Задача № 3

Президент РФ официально заявил о том, что уходит в отставку (по общенациональным телевизионным каналам было передано соответствующее обращение Президента к гражданам).

Каков порядок отставки Президента РФ?

Должен ли какой-либо орган государственной власти юридически констатировать факт отставки Президента РФ?

В какой момент прекращаются полномочия главы государства?

Допускается ли отзыв главой государства решения об отставке?

Какие конституционно-правовые отношения возникают на основе указанного решения главы государства?
Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

По исторической практике, в России, президент, уходящий в отставку подписывает указ о прекращении своих полномочий, после чего в течении трех месяцев происходят выборы нового президента. Полномочия главы государства могут прекратиться в день заявления, и тогда их будет временно осуществлять

Председатель Правительства России. В данном случае, по классификации конституционно-правовым отношениям, этот прецедент можно отнести к юридическим действиям, а по назначению –к правоохранительным.
Задача № 4

Президент РФ длительное время (свыше шести месяцев) находился на больничном.

Допустимо ли в данном случае досрочное прекращение исполнения президентских полномочий в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья их осуществлять?

Если да, то какова процедура указанного мероприятия и каков будет круг ее участников?

Необходимо ли получать согласие Президента РФ на прекращение полномочий?
Согласно ст 92 Конституции РФ Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Из этого следует, что свыше 6 месяцев больничного президент может быть отрешен от должности.

Согласно ст 93 Конституции РФ  Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой

Согласие президента для этого получать не нужно
Задача № 5

Что выше по юридической силе — указ Президента РФ или закон субъекта РФ?
Указы президента РФ