Файл: Контрольная работа По дисциплине Управление качеством.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Контрольная работа

По дисциплине «Управление качеством»

Выполнила: студентка группы 7103-23

Заочного отделения, факультет ФТЛПМ

Валеева Камилла Ринатовна

Шифр студенческого билета 072251

г. Казань, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. Качество как экономическая категория и объект управления

2. Сертификация продукции в системе качества

3. Улучшение качества продукции как фактор интенсификации экономики

4. Уровни управления предприятием в процессе обеспечения качества "Звезды качества"
1. Качество как экономическая категория и объект управления

Качество как экономическая категория отражает совокупность особенностей продукции, которые обуславливают меру ее пригодности удовлетворять потребности человека соответственно его назначению.

Рядом с качеством существует понятие технического уровня определенных видов продукции. Это понятие по содержанию уже предыдущего, т. к. охватывает совокупность только технико-эксплуатационных характеристик. Его показатели устанавливаются за проектирование (разработку) преимущественно новых орудий труда (машин, оборудования, приспособлений, транспортного оборудования и др.) и отражаются в специальных картах технического уровня, которые используются в процессе изучения рынка и определения спроса на новые товары, составление бизнес-планов, рекламных материалов и др.

Объективная необходимость обеспечения необходимого качества в процессе проектирования, изготовление и использование новых товаров инициирует использование в производственно-хозяйственной деятельности предприятий определенной системы показателей, которые дают возможность определять и контролировать уровень качества всех видов продукции (рис. 1.).


Рис. 1. Система и состав показателей качества продукции
Уровень качества - количественная характеристика меры пригодности того или иного вида продукции для удовлетворения конкретного спроса на нее как сравнить с соответствующими базовыми показателями при фиксированных условиях потребления. Оценка качества продукции предполагает определение абсолютного, относительного, перспективного и оптимального его уровней.

Абсолютный уровень качества того или иного выбора находят исчислением выбранных для его измерения показателей, не сравнивая их с соответствующими показателями аналогичных выборов. Определение абсолютного уровня качества является недостаточным, т. к. сами по себе абсолютные значения измерителей качества не отражают меры ее соответствия современным требованиям. Поэтому одновременно определяют относительный уровень качества отдельных видов продукции, которые изготавливаются (проектируются), сравнивая его показатели с абсолютными показателями качества наилучших отечественных и зарубежных аналогов. Зато уровень качества продукции под влиянием научно-технического прогресса и требований потребителей должен постоянно расти. В связи с этим возникает необходимость оценки качества изделий, исходя из ее перспективного уровня, который учитывает приоритетные направления и темпы развития науки и техники. Для новых видов продукции и, прежде всего орудий труда целесообразно определять также оптимальный уровень качества, т. е. такой ее уровень, с помощью которого общая величина общественных затрат на производство и использование (эксплуатацию) продукции при определенных условиях потребления была бы минимальной.

В зависимости от назначения определенные виды продукции имеют специфические показатели качества. Наряду с этим используются показатели для оценки многих видов изделий, а также измерители относительного уровня качества всей продукции, которая производится предприятием. С учетом таких обстоятельств все показатели качества изделий делятся на две группы: первая - дифференцированные показатели, среди которых выделяются наиболее распространенная цепочка одиночных показателей качества ; вторая - общие показатели качества всего объема продукции, которые производит предприятие.



Понятие «качество продукции» как экономическая категория и объект экономической науки тесно связано с категорией потребительской стоимости, проявляющейся лишь в процессе использования товара. К. Маркс писал: « Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью. Но эта полезность не висит в воздухе. Обусловленная свойствами товарного тела, она не существует вне этого последнего. Поэтому товарное тело… само есть потребительная стоимость или благо».

Качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, обуславливает степень их пригодности для использования по назначению.

Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество – это пригодность к использованию. Данное определение включает в себя четыре элемента:

восприятие потребителями проекта (дизайна) товара;

степень, с которой товар соответствует проекту /спецификациям;

доступность товара для приобретения, его надежность и ремонтопригодность;

доступный сервис.

Арман Фейгенбаум определяет качество как «решение потребителя, а не инженера или маркетолога. Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром, и измеряется в соответствии с удовлетворением его требований. Требования могут быть выражены явно или неявно, могут быть сознательными или неосознаваемыми, объективными или субъективными. Представление о качестве постоянно меняется, не стоит на месте на конкурентном рынке».

Понятие «управление» - распространенный, но нестандартизированный в общем смысле термин. В разных источниках содержаться многообразные его определения. Под управлением если рассматривать в широком смысле понимается общая функция организационных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы, достижение цели. Высокое качество продукции может быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством – целевой подсистеме управления предприятием. Она подразумевает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели – создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при минимальных затратах.


Управление качеством – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при её разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него (ГОСТ 15467-79). Управлять качеством – значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса).

Управление качеством продукции – составная часть управления производством в целом, одна из его ветвей, функций. Поэтому она развивается и выполняется в рамках действующей системы управления и заключается в выработке политики в области качества, четкой и хорошо организованной работе по выявлению спроса, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции. Эта отрасль науки в соответствии с общей теорией управления оперирует понятиями «система», «среда», «программа» и другие.

Совокупность свойств и уровень качества, которые следует задать, достичь и обеспечить, чтобы они соответствовали характеру потребности и при этом обеспечивали эффективность производства и потребления, доступность цены для потребителя, нормальную себестоимость и достаточную прибыльность продукции.

2. Сертификация продукции в системе качества

Сертификация – это процедура подтверждения соответствия продукта или услуги требованиям качества и безопасности. Сертификацию проводит независимая организация, которая путем тестовых испытаний и экспертной оценки определяет, соответствует ли продукция установленным для нее стандартам и правилам. Официальным удостоверяющим документом, выдаваемым органом по сертификации, является Сертификат соответствия. Сертификация – это процедура, посредством которой третья сторона даёт письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям. Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Функции сертификации заключаются в разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия. Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.


Объекты сертификации:

-Продукция потребительского и производственно-технического назначения;

-Работы и услуги;

-Системы качества.

Сертификат соответствия – документ, подтверждающий соответствие объекта сертификации всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Этот документ практически означает допуск товара на рынок.

Порядок проведения сертификации товаров и услуг.

В системе ГОСТ Р предусмотрен следующий порядок сертификации товаров и услуг:

-подача заявки на сертификацию в орган по сертификации.

-Решение по заявке

-Отбор образцов и их испытания

-Аттестация производства

-Решение о выдаче сертификата

-Оформление, регистрация, выдача сертификата и лицензии на использование знака соответствия

-Маркировка продукции (упаковки) знаком соответствия

-Инспекционный контроль продукции и производства.

Сертификация систем управления качеством

Принципы сертификации систем качества:

-Добровольность;

-Объективность оценок;

-Воспроизводимость результатов оценок;

-Информативность;

-Конфиденциальность.

-Объекты оценки

-Деятельность по обеспечению качества;

-Качество продукции;

-Производственная система.

Деятельность по управлению и обеспечению качества оценивается на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9000.
3. Улучшение качества продукции как фактор интенсификации экономики
Повышения качества или интенсификация производства ‑ не самоцель, а средство для повышения эффективности производства и более полного удовлетворения на этой основе потребностей общества. Эта цель достигается как путём экономии производственных ресурсов, так и в результате улучшения качества продукции – средств производства, предметов потребления, услуг.

Неуклонный рост качества продукции – это и средство, и результат интенсификации производства.

Пути повышения качества: