Файл: Рабочая программа по информатике для обучающихся с овз с умственной отсталостью легкой степени (7 класс) создана на основе Федерального закона от 29. 12. 2012 273фз Об образовании в Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) повышенный уровень достижения планируемых результатов, отметка «хорошо»
(отметка «4»);
2) высокий уровень достижения планируемых результатов, отметка «отлично»
(отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
1) пониженный уровень достижений, отметка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
2) низкий уровень достижений, отметка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения/освоения учебного материала можно рассматривать как выполнение не менее 50 % заданий базового уровня или получения 50
% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения обучающихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
В качестве одной из основных форм контроля рассматривается тестирование:
- за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
- за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
Используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) проходить в конце изучения учебного курса в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы.
Информационное обеспечение:
Оборудование:
1. Компьютер;
2. Проектор;
3. Интерактивная доска.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа согласно учебному плану рассчитана на 34 часов за учебный год: 1 час в неделю.
Срок реализации Адаптированной рабочей программы 1 год.
Адаптированная рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно- методическим комплектом.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Использование компьютерных технологий расширяет возможности обучающихся с проблемами здоровья в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации обучающихся. Работа по формированию алгоритмического мышления и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков, с использованием компьютерных технологий, в специальной школе – веление времени.
При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков обучающегося. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья будут успешнее адаптироваться в современном обществе, в котором всё более решающую роль играют компьютерные технологии.
5. Планируемые результаты освоения учебного материала
Освоение обучающимися Адаптированной программы, которая создана на основе
ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения Адаптированной рабочей программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающихся, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения Адаптированной рабочей программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предметные:
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
Личностные результаты освоения Адаптированной рабочей программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающихся, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения Адаптированной рабочей программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предметные:
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
- пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
- запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Обучающиеся должны:
выполнять основные действия с файлами и папками (копировать, перемещать, создавать, удалять, восстанавливать, сохранять, искать, создавать ярлык);
выделять двойным щелчком нужное слово;
выделять строку текста;
заменять один фрагмент текста на другой;
изменять размер, тип, начертание, цвет шрифта выделенного фрагмента текста;
применять различные варианты выравнивания абзацев текста;
переносить данные из одной программы в другую;
выбирать, настраивать и пользоваться инструментами и палитрой графического редактора;
редактировать созданные рисунки;
создать и запустить простую презентацию.
6. Содержание учебного предмета
Содержание программы 7 класс
1. Введение (2ч.)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Информация вокруг нас
.
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
2. Практика работы на компьютере (4ч.)
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации.
Электронная почта.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Черные ящики.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Клавиатурный тренажер».
Практическая работа №2 «Работаем с электронной почтой».
Практическая работа №3 «Ищем информацию в сети Интернет».
Раздел 2. Работа с простыми информационными объектами (26ч.)
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации
(текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление,
перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий
(сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.
Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Вспоминаем приемы управления компьютером».
Практическая работа №5 «Создаем и сохраняем файлы».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Создаем простые таблицы».
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию».
Практическая работа №15 «Создаем слайд-шоу»
Раздел 3. Итоги года (2ч.)
Повторение изученного в 7 классе.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий
(сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.
Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Вспоминаем приемы управления компьютером».
Практическая работа №5 «Создаем и сохраняем файлы».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Создаем простые таблицы».
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию».
Практическая работа №15 «Создаем слайд-шоу»
Раздел 3. Итоги года (2ч.)
Повторение изученного в 7 классе.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.
№
п/п
Разделы
Количеств
о часов
Количество контрольных
и практических работ
1.
Введение.
2
-
2.
Практика работы на компьютере.
4 3
3.
Работа с простыми информационными объектами.
26 12 4.
Итоги года.
2 1
Всего:
34 16
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2011);
2. Программа основного общего образования по информатике под редакцией Л. Л. Босова, А.
Ю. Босова. «Информатика. Программа для основнойшколы 5-6 классы. 7-9 классы», БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013;
3. Учебник «Информатика. 5 класс. / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова / М.: БИНОМ / Лаборатория знаний / 2013 и «Рабочая тетрадь. 5класс. / М.: БИНОМ / Лаборатория знаний / 2014г.
Тематическое планирование
№ урока
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во часов
Дата
1 2
3 4
5 6
7 8-9 10-11 12 13-14 15-16 17-18 19 20-21 22-23 24 25-26 27-28 29-30 31-32 33 34
1. Введение (2ч.)
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Компьютер — универсальная машина для работы с информацией.
Информация вокруг нас.
2.
Практика работы на компьютере
(4ч.)
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Включение и выключение ПК.
Меню. Запуск программ.
Практическая работа №1 «Клавиатурный тренажер».
Поиск информации и её хранение.
Практическая работа №2
«Работаем с электронной почтой».
Практическая работа №3 «Ищем информацию в сети Интернет».
3.
Работа с простыми информационными объектами (26ч.)
Работа в Word. Текстовый редактор.
Практическая работа №4
«Вспоминаем приемы управления компьютером».
Правила ввода текста.
Практическая работа №5 «Создаем и сохраняем файлы».
Слово, предложение, абзац. Практическая работа №6 «Вводим текст».
Приемы редактирования.
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Перемещение и удаление фрагментов. Практическая работа №8
«Работаем с фрагментами текста».
Форматирование символов и абзацев. Практическая работа №9
«Форматируем текст».
Вставка в документ таблицы. Практическая работа №10 «Создаем простые таблицы».
Компьютерная графика. Простейший графический редактор.
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».
Преобразование фрагментов. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами».
Устройства ввода графической информации. Практическая работа
№13 «Планируем работу в графическом редакторе».
Мультимедийная презентация.
Анимация. Практическая работа №14 «Создаем анимацию».
Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Практическая работа №15 «Создаем слайд-шоу»
4. Итоги года. (2ч.)
Повторение изученного в 7 классе.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.
1 1
1 1
1 1
1 2
2 1
2 2
2 1
2 2
1 2
2 2
2 1
1