ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 8.1. Действительные причастия настоящего времени
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного (какой? какая? какое? какие?): облака
(какие?) плывущие, дом (какой?) построенный.
Действительные причастия бывают образованы от глаголов в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов
-ущ- (-ющ-) –
-ащ- (-ящ-)
Начальная форма глагола (что делать?) | Настоящее время глагола множественное число (что делают?) | Суффиксы | Действительное причастие |
Писать | Пиш-ут | - ущ - | Пишущий |
Заниматься Читать | Занима-ются Чита-ют | - ющ - | Занимающийся (-аяся, -ееся, -иеся) |
Лежать | Леж-ат | – ащ – | Лежащий (- ая, – ее, – ие) |
Находиться | Наход-ятся | – ящ – | находящийся (- аяся, – ееся, - иеся) |
Упражнение 1. (Устно) Прочитайте слова, повторите:
жить – живущий, живущая, живущие;
писать – пишущий, пишущая, пишущие;
смотреть – смотрящий, смотрящая, смотрящие;
давать – дающий, дающая, дающие;
выполнять – выполняющий, выполняющая, выполняющие.
Упражнение 2. (Письменно) Назовите глаголы, от которых образованы следующие причастия:
Образец: читающий - читать, строящий – строить, пишущий – писать
Рассказывающий, разговаривающий, проверяющий, гуляющий, ждущий, продающий; работающий, решающий, создающий, пишущий, принимающий участие, любящий, рисующий, ждущий, играющий, мечтающий; производящий, преодолевающий, сооружающий, имеющий, выполняющий, совершающий, развивающийся, преобразующий, осваивающий, добывающий.
Образование причастие по падежам
Единственное число | |||||
| Мужской род | Женский род | Множественное число | ||
Им.п. | (какой?) читающий студент | ( какая?) читающая студентка | (какие?) читающие студенты | ||
Р.п. | (нет какого?) читающего студента | (нет какой?) читающей студентки | ( нет каких?) читающих студентов | ||
Д.п | (дать какому?) читающему студенту | (дать какой?) читающей студентке | (дать каким?) читающим студентам | ||
В.п. | (вижу какого?) читающего студента | (вижу какую?) читающую студентку | ( вижу каких?) читающих студентов | ||
Т.п. | (доволен каким?) читающим студентом | (доволен какой?) читающей студенткой | (доволен какими?) читающими студентами | ||
П.п. | (думать о каком?) о читающем студенте | (думать какой?) о читающей студентке | (думать о каких?) о читающих студентах |
Упражнение 3. Прослушайте предложения и поставьте вопросы к выделенным словам. (Письменно)
Образец: — Студент, смотрящий программу «Время», приехал из Китая. — Какой студент приехал из Китая
? — Смотрящий телевизор.
1. Студент, сидящий здесь, приехал из Ганы.
2. Студентка, сидящая здесь, приехала из Москвы.
3. Студенты, сидящие здесь приехали из Лаоса.
4. Студент, читающий книгу, изучает русский язык
ЗАПОМНИТЕ!
Студент, читающий книгу = (какой?) который читает книгу
Студентка, читающая книгу = (какая?) которая читает книгу
Студенты, читающие книгу = (какие?) которые читают книгу
Упражнение 4. Трансформируйте следующие предложения, употребляя причастия. (Письменно)
Образец: 1. Студентка, которая рисует, учится в нашей группе.
Рисует – рисовать (нач. форма) – рисуют ( мнж.ч. наст. вр.) = рисующая (суффикс -ющ)
Рисующая
1. Вчера к нам приходили студенты, которые сдают экзамен по русскому языку.
2. В коридоре стоят студенты, которые изучают арабский язык.
3. Студент, который сидит в парке и читает газету, учится в нашей группе.
4. В аудиторию вошел преподаватель, который хорошо знает испанский язык.
5. Студентка, которая танцует на вечере, учится на историческом факультете.
6. Это мой друг, который хорошо поет русские народные песни.
Упражнение 5. Вместо точек вставьте причастия в нужной форме (устно)
а) живущий
1. Я пишу своему другу, … в Киев. (пишу какому?)
2. Я часто вспоминаю о своем друге, … сейчас в Лондоне. (вспоминаю о каком?)
3. Вчера у меня был друг, … в центре Москвы. (какой друг?)
4. Ольга получила письмо от брата, … сейчас в Европе. ( от брата какого?)
б) работающий
1. Студенты, … ежедневно, учатся хорошо. (какие студенты?)
2. Мы читали рассказ о молодежи, … в Сибири. (о какой молодежи?)
3. Я познакомился с девушкой, … в нашей библиотеке. (с какой девушкой?)
4. Нам очень интересно беседовать со старым мастером,… на заводе в Москве. (с мастером каким?)
в) молодой человек, участвующий в строительстве нового города в Сибири
1. Корреспондент газеты «Московский комсомолец» познакомился... . ( познакомился с кем?)
2. Конечно, он интересовался жизнью ... . ( чьей жизнью?)
3. Корреспондент попросил ... рассказать о своей бригаде. (попросил кого?)
4. Корреспонденту понравилось, с какой гордостью говорил о своих товарищах ... . ( говорил кто?)
5. Скоро в газете «Московский комсомолец» появится статья о ... . ( о ком?)
г) молодая журналистка, пишущая о проблемах молодѐжи
1. ...получила задание написать о молодых рабочих на одной из сибирских строек. ( кто?)
2. ... хотелось поближе познакомиться с жизнью молодых строителей. ( кому?)
3. Рабочие тоже были рады познакомиться ... . (с кем?)
4. Встречи, беседы с молодыми рабочими дали возможность ... написать интересную статью. ( кому?)
5. Через некоторое время в газете «Комсомольская правда» появилась статья ... . ( о ком?)
6. Имя ... стало известным, все заговорили ... . ( чьё?)
д) корреспондент, пишущий статью об известном ученом
1. Всем знакомо имя … (чьё?)
2. Студенты пригласили на вечер … ( кого?)
3. Мой друг живет в одном доме с … ( с кем?)
4. Моя сестра познакомилась с … ( с кем?)
5. Я хочу рассказать о … ( о ком?)
6. Много вопросов задали … ( о ком?)
е) журналистка, пишущая книгу о лауреате Нобелевской премии
1. Мы познакомились с …( с кем?)
2. В дом ученых приехала .. ( кто?)
3. Участники встречи задали много вопросов… ( о ком?)
4. Мои друзья беседовали с … ( с кем?)
5. Ученые рассказали о своей работе…( кому?)
Упражнение 6. Замените причастия на активную конструкцию со словом «который» (письменно).
Образец: Игрушки, сделанные из бумаги - игрушки, которые сделаны из бумаги
-
Врач, читающий лекцию -
Хирург, работающий в операционной. -
Люди, сдающие кровь -
Врач, проверяющий мне легкие. -
Больной, находящийся в больнице.
Упражнение 7. а) Прочитайте текст. Замените причастные оборотов предложения на слово «который». ( устно)
Однажды в разговоре с друзьями Хуан сказал, что ему нравятся люди, хорошо знающие и любящие своѐ дело, много читающие.Газета «Московский комсомолец» послала своего корреспондента в молодой сибирский город Усть-Илимск. Газета, ждущая от корреспондента интересных статей, дала ему задание написать о работе и отдыхе жителей Усть-Илимска .В этом городе основная часть жителей — молодѐжь. Корреспондент провѐл несколько вечеров во Дворце культуры.
В этом Дворце всегда много молодых людей, проводящих здесь свободное время. Туда на дискотеку приходят юноши и девушки, любящие танцевать, а в кинозал Дворца могут прийти люди, желающие посмотреть новый фильм. В дискуссионном зале собирается молодѐжь, обсуждающая интересные для себя проблемы. Во Дворце много разных кружков, в которые приходят и взрослые, и школьники. Ребята и взрослые, любящие рисовать, два раза в неделю приходят в изокружок, а в музыкальном кружке собираются все любители, интересующиеся музыкой. В шахматном кружке всегда много народа, особенно в воскресенье, когда вместе собираются взрослые и дети, играющие в шахматы/
В 1950 году Мать Тереза, албанка по происхождению, основала Орден милосердия. Этот орден, находящийся в Индии, известен во всем мире. Монахини, входящие в орден, помогают всем нуждающимся людям. Орден, объединяющий 4,5 тысяч монахинь, содержит 568 больниц, приютов и детских домов/