Файл: Психологические особенности подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Психологические особенности подростков
Подростковый возраст часто называют «трудным», однако точнее было бы говорить, что у детей в этот период есть некоторые специфические проблемы, обусловленные как физиологическими, так и психологическими причинами. Не лишне отметить, что американские психологи в последние годы заявляют, что нет проблемы так называемого «кризиса подросткового возраста»: дети в этот период имеют не больше психических нарушений, чем в предыдущие и последующие периоды. Во многом, с их точки зрения, это связано с возросшей педагогической культурой родителей, которые все чаще демонстрируют правильное понимание особенностей подростков и стратегий взаимодействия с ними.

Центральное новообразование (изменение в личности) в этом возрасте - чувство взрослости. Его определение само по себе содержит некоторое противоречие, конфликтность, что так присуще личности в этот период. Чувство взрослости - это стремление подростка к признанию его взрослости со стороны окружающих и в то же время ощущение, что по-настоящему взрослым он пока не является. С одной стороны, у многих подростков параметры тела приближены к взрослым, уровень интеллекта в 15 лет также можно считать равным взрослому, а с другой - он не может вести самостоятельную жизнь, обязан выполнять прежние обязанности (учиться, в частности), материально зависим от родителей и т. п. Поэтому подростковый  период  называют  возрастом  «психологического кентавра»: подросток расстался с детским миром, но во взрослый мир доступ ему пока весьма ограничен.

Иногда стремление выглядеть взрослым приводит к тому, что подросток «срисовывает» взрослую атрибутику поведения: курение, нецензурная лексика и пр. 

Чувство взрослости, как специфическое новообразование самосознания – стержневая особенность личности, её структурный центр, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и их отношениях.

Психолог Драгунова Т.В. [29] выделяет следующие виды взрослости:

  1. Подражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и причёске, косметика и украшения, приёмы кокетства, способы отдыха. Это самые лёгкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю весёлой, лёгкой жизни социологи называют «низкой культурой досуга», при этом позитивные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.

  2. Равнение подростков – мальчиков на качество «настоящего мужчины». Это – сила, смелость, мужество и т.д. Средства самовосприятия часто становится занятия спортом.

  3. Социальная зрелость. Возникает в условиях сотрудничества ребёнка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, их благополучие принимает характер жизненной ценности. Начало подросткового возраста – очень благоприятное время для включения подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

  4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объём знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Ученье приобретает личный смысл и приобщается в самообразование.

На основе чувства взрослости, подросток «разворачивает» новую ведущую деятельность Д.Б.Эльконин назвал её интимно-личностное общение. Одна из наиболее значимых сфер отношений подростков – общение со сверстниками.

В отрочестве, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства, подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят школу особых социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии, осознанию себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретённому другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в обществе, в общении.

Чтобы осуществлять эти стремления, ему необходима личная свобода и личная потребность. При этом по отношении к родителям подросток занимает негативную позицию. В семье он стремится к своей независимости, праву поступать по-своему. А среди сверстников - скорее конформист, соглашатель. Подросток проявляет чрезмерную зависимость от норм, принятых в привлекательной группе сверстников.

В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируется свой кодекс чести. В целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь ценится верность, честь и карается предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней, осуществляется в максимальных формах. Подросток жёстко оценивает сверстников, которые в своём развитии ещё не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы. Группа создаёт чувство «МЫ», которое поддерживается подростком и укрепляется в его внутренней позиции.

В исследованиях Д.Б.Эльконина было показано, что именно в подростковом возрасте общение – сознательное экспериментирование собственными отношениями с другими людьми. Общение понимается именно как межличностное взаимодействие. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности. Именно в связи с этим общение подростка со взрослыми выделяют как отдельную область его жизни, складывающуюся также под влиянием возникающего чувства взрослости. Подросток начинает оказывать сопротивление по отношению к ранее выполнимым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую, в их понимании, со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Но, несмотря, на внешнее противодействие, проявляемое по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особенно благоприятной, является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае, взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше понять себя. В связи с лёгкой ранимостью подростка, для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддерживания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно столь близкое общение.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения.

Как отмечает психолог В.С.Мухина, общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени, оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведёт к неадекватности реакций подростка.

Характерными для подросткового возраста является имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определённого успеха, причём в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону.

Несмотря на то, что подросток стремится оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства значимого взрослого, ценностные ориентации, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят, в первую очередь, от позиций родителей.

В то же время, стремление подростков к эмансипации от близких взрослых, характеризуется, с одной стороны, потребностью в любви и заботе, но с другой, они испытывают сильные желания быть самостоятельными, равными со взрослыми в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувства взрослости своего ребёнка.

Основные сложности в общении - это конфликты, возникающие из-за родительского контроля за поведением, учёбой подростка, его выбором друзей.

Контроль может быть принципиально различным. Крайние самые неблагоприятные для развития ребёнка случаи – жёсткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребёнок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

В психологии изучены некоторые нормативные поведенческие реакции, которые свойственны подросткам. Слово «нормативные» в данном случае имеет синоним «типичные». Иными словами, если ребенок в этом возрасте демонстрирует одну из названных поведенческих реакций, то это является нормальным явлением и не должно вызывать беспокойства родителей. Хотя необходимо отметить, что каждая из реакций может тревожить в случае ее гипертрофированного проявления, когда эта характеристика поведения приводит к дезадаптации (начинает мешать школьному обучению, приводит к тому, что подросток вообще уходит из дома, и пр.). В других случаях ее не принято считать патологической.

Итак, перечислим специфические подростковые поведенческие  реакции.

1. Реакция группирования - стремление принадлежать к группе сверстников и желание проводить с ними свободное время. Если в младшем школьном возрасте дружеские связи детей были неустойчивыми и ситуативными, то в подростковом возрасте становится важным иметь друзей, которые, как правило, объединяются в небольшие группы. Принадлежность к группе является важнейшей потребностью подростка, и препятствование ее удовлетворению со стороны родителей может крайне обострить следующую в этом списке реакцию.

2. Реакция эмансипации - стремление к автономии, независимости от взрослых. Поскольку центр эмоциональной жизни подростка перенесен в группу сверстников и подросток в силу возрастных особенностей становится критичным в отношении взрослых, его желание дистанцироваться от них является естественным. Выделяют три формы эмансипации подростков: поведенческую (вести себя не в соответствии с указаниями родителей, а по собственному усмотрению), эмоциональную (меньше доверительных бесед с родителями о том, что его волнует, тревожит и пр.) и ценностную (критическое отношение к тем ценностям, которые проповедуют родители, и заявление, что он думает по-другому). Психологи в этой связи рекомендуют предоставлять детям больше самостоятельности и продолжать оказывать доверие и поддержку, чтобы все три формы эмансипации не увеличивались до тревожной степени.

3. Реакция имитации - склонность к подражанию значимым для подростка людям. Этими людьми могут быть как кумиры кино, эстрады и пр., так и сверстники. Последнее хорошо иллюстрирует факт единообразия в одежде у подростков. В этом возрасте «быть как все» является типичным для личности подростка.

4. Реакция протеста - пассивные или активные действия, направленные в адрес взрослого, в случаях, если последний слишком ограничивает независимость подростка или ведет себя неуважительно по отношению к его личности. Здесь могут быть как уход от общения со взрослым, так и действия, косвенно или прямо вредящие самому взрослому или  его имуществу.

5. Хобби-реакция - склонность подростков к разным увлечениям и их частой смене. Традиционно выделяют следующие типы увлечений: интеллектуально-эстетические, спортивные, коллекционирование, информативно-коммуни-кативные. Психологи с тревогой отмечают, что в последние годы подростки, в основном, отдают предпочтение последнему виду увлечений, которое заключается в том, чтобы провести время за незатейливыми разговорами в компании сверстников, посмотреть телевизор, сходить на дискотеку. Не в последнюю очередь это связано, по-видимому, с экономическими причинами (известно, что в настоящее время большинство  детских  кружков  и секций являются платными).

 6. Реакции, связанные с половым созреванием. Вместе с половым влечением возникают желание нравиться лицам противоположного пола и центрация на собственной внешности. Поэтому подросток может много времени проводить у зеркала, остро переживать недостаток одежды. Девочки начинают демонстрировать «женственный» тип поведения, а мальчики - «мужской» (иногда и те, и другие делают это в преувеличенном виде).

В целом следует отметить, что кризисных проявлений в поведении подростка можно избежать, если взрослые на протяжении всего возраста (как, впрочем, и предыдущих возрастов) будут демонстрировать ребенку свою поддержку и уважение к его личности.






Все взрослые знают, что подросток эгоцентричен, т.е. в центр мира ставит себя. Это относится к здоровым, так и к подросткам, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии. Как это проявляется в поведении?

Одной из особенностей подростка является то, что он пытается предвосхитить реакции других людей на себя. Эти предвосхищения зависят от того, как подросток относится к себе. Подросток считает, что другие будут относиться к нему точно так же, как и он сам, и поэтому он постоянно конструирует «воображаемую аудиторию», центром внимания которой он сам и является.

Понятие «воображаемая аудитория», по мнению американского психолога Элкинда, способствовало объяснению многого из подросткового поведения. Стремление к уединению и нежелание подростка раскрываться в некоторой степени может быть реакцией на ощущение, что он постоянно находится под критическим взором других людей. Наличие «воображаемой аудитории» также помогает выяснить, что аффект, который характерен для подростка и часто волнует его, - это стыд как реакция на постоянное внимание со стороны «воображаемой аудитории».

Подросток из-за тех серьезных изменений, которым он подвергается, более всего интересуется собой. Соответственно он полагает, что другие люди озабочены его поведением и внешним видом, так же, как и он сам.

В то время, как подростку не удается отличить предмет своего мышления от предмета мыслей других, он очень хорошо дифференцирует собственные чувства. Он оценивает себя и особенно свои чувства как нечто уникальное, особенное: только он может так страдать, любить, ненавидеть. Попытки многих родителей сблизиться со своими детьми были отвергнуты со словами «ты все равно не поймешь, что я чувствую». Эта вера в уникальность своих переживаний была названа Элкиндом «личным мифом», - «это история, которую подросток рассказывает себе о себе же самом, но которая не является правдой». «Личный миф», считает Элкинд, составляет второй компонент эгоцентризма в подростковом возрасте.

В дополнение к этому,другой психолог Р. Энрайт ввел новый компонент - «сфокусированность на самом себе» - как общую подростковую тенденцию к сосредоточению внимания на своих чувствах, мыслях.

Легко предположить, что наши подростки должны быть более эгоцентичными из-за переживания явных и мнимых дефектов своего тела или духа. Данная проблема актуальна ввиду распространенности детской инвалидности и отчужденности аномальных людей от остального мира.



Однако в научной литературе есть и совершенно иные данные.

Действительно, невостребованность молодых инвалидов на рынке труда и их социальная изоляция препятствуют формированию у них активной жизненной позиции. У многих подростков-инвалидов не складывается устойчивая положительная самооценка. У части не формируется «базовое» чувство доверия к миру. В связи с этим нередко инвалиды детства воспринимают людей как недоброжелательное окружение. Многие подростки и молодые люди, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, не живут полнокровной жизнью, у них не формируется достаточная мотивация и навыки общения, результатом чего являются их замкнутость, отгороженность от людей.

Происходит то, о чем предупреждают философы, изучающие отношение государства и общества к инвалидам детства: намечается раскол, социальное расслоение общества и маргинализация аномальных людей, очевидной становится недостаточность терпимости и заботы общества об инвалидах, у людей с ограниченными возможностями появляются чувства заброшенности и отчужденности от остального общества. Как отмечают культурологи, социальная дезадаптация приводит к «болезненно переживаемым отклонениям от нормы, утрате привычных контактов со своей средой обитания, нарушению способности играть свойственные человеку жизненные роли».

В этих условиях возможно формирование у подростков-инвалидов «диффузной» (нечеткой) идентичности и длительная задержка на эгоцентрической позиции. Следует ли полагать, что феномен эгоцентризма, свойственный подростковому возрасту, заостряется у инвалидов детства? Как соотносятся у них эгоцентрическая позиция и социоцентрические интересы?

Результаты исследований этой проблемы психологами следующие. Вопреки ожиданиям, суммарный показатель по эгоцентрическим шкалам у подростков инвалидов ниже, чем у учащихся 11 класса общеобразовательной школы (различие статистически незначимо). Не повлияло на результаты подростков-инвалидов и присутствие в их группе студентов колледжа.

В группе инвалидов ниже средние показатели по шкалам «воображаемая аудитория», «сфокусированность на себе» и несоциальная активность и несколько выше по параметрам «личный миф» и политические интересы. Однако значимые расхождения получены только по шкале «сфокусированность на себе» (p


Для того, чтобы понять, почему в группе подростков с ограниченными возможностями занижены показатели по шкале «воображаемая аудитория», обратимся к поведению испытуемых во время опроса. Некоторые утверждения, относящие к этой шкале, вызывали у подростков отрицательные эмоциональные реакции, о чем можно судить по их высказываниям. Например, в ответ на утверждение: «Стараться понять, говорят ли двое обо мне, если они смотрят в мою сторону», подростки говорили: «Вот уж меня не интересует, что говорят те двое обо мне», или даже более резко: «Мне на это наплевать». Привлекает внимание низкий процент оценок «чрезвычайно важно», относящихся к утверждениям шкалы «Воображаемая аудитория» - всего 15%, в то время как оценок «чрезвычайно важно», относящихся к утверждениям шкал «Личный миф» и «Сфокусированность на себе» - по 33,3%.

Сравнительно заниженные показатели подростков-инвалидов по шкале «Воображаемая аудитория», по-видимому, связаны с особой ситуацией их социального развития. Изоляция от общества не создает предпосылок для формирования направленности внимания подростка на реакции окружающих в отношении его поведения и внешнего облика. Можно предположить действие «защитных» механизмов: подросток-инвалид намеренно игнорирует оценку своей личности другими людьми, свыкнувшись с мыслью, что он «не такой, как все окружающие». В данном случае уместнее говорить не о преодолении этого компонента эгоцентризма, а о вытеснении стремления импонировать другим людям из сферы осознаваемого. О меньшей значимости для подростков-инвалидов компонента «воображаемая аудитория» свидетельствует и низкий процент предпочтений (подчеркнутых утверждений), относящихся к этой шкале, которые подростки посчитали для себя наиболее важными.

Проявление «личного мифа» даже несколько более выражено у испытуемых с отклонениями в развитии, чем у нормы. Вероятно, эта эгоцентрическая черта является общей для всех подростков, независимо от отклонений в развитии. Отечественный психолог И.С. Кон пишет, что в ранней юности приходит осознание своей уникальности, неповторимости, непохожести на других и в связи с этим возникает чувство одиночества или страха одиночества. Применительно к подросткам с ограниченными возможностями можно предположить обратное: длительное переживание инвалидами одиночества является той почвой, которая усиливает у них переживание собственной уникальности, т.е. такой компонент эгоцентризма как «Личный миф».

При исследовании старших подростков-инвалидов получены значимые различия в пользу 11-классников общеобразовательной школы, т.е. показатель «Сфокусированности на себе» у инвалидов значимо выше, чем у их здоровых сверстников. Как пишет Эрик Эриксон, «индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой и в рамках значимой для них типологии; в то же время он оценивает их суждения о нем с точки зрения того, как он воспринимает себя в сравнении с ними и с типами, значимыми для него». Таким образом, подросток-инвалид, в меньшей мере ориентируясь на мнения окружающих людей, в то же время менее склонен концентрироваться на своих мыслях и переживаниях.


По параметру «Политические интересы» подростки-инвалиды демонстрировали более высокий уровень заинтересованности, чем их обычные сверстники. По полученным данным, показатели по шкале «Несоциальная активность» у подростков с отклонениями в развитии ниже по сравнению с их здоровыми сверстниками. Более низкий показатель по суммарной эгоцентрической шкале и выраженность социоцентрических (политических) интересов у подростков-инвалидов свидетельствует в пользу того, что феномен эгоцентризма у них преодолен в большей степени, чем у учащихся 11-го класса общеобразовательной школы. надежные различия обнаружились между результатами, Подростки-инвалиды считают самыми важными для себя высказывания, касающиеся несоциальной активности и политических интересов.

Судя по предпочтениям, «Сфокусированость на себе» в возрастном отношении наиболее поздно развивающийся компонент эгоцентризма, связанный с ростом самосознания старших подростков. Но и в этом случае высказывания по шкале «Несоциальная активность» предпочтительнее для подростков-инвалидов, чем по шкале «Сфокусированность на себе».

Подростки-инвалиды выбирают, прежде всего, несоциальную активность, а затем политические интересы, в противовес эгоцентрическим устремлениям.

Предпочтения инвалидов свидетельствуют о большей выраженности у них несоциальной активности (более всего подростков-инвалидов привлекают те виды деятельности, которые не требуют участия других людей и в которых они предоставлены сами себе), а также политических интересов, нежели проявлений компонентов эгоцентризма.

Эти данные свидетельствуют о том, что подростков-инвалидов нужно изучать, а не приписывать им какие-то поведенческие реакции. Как правило, они мало чем отличаются от поведения обычных, здоровых подростков, только оценивают их взрослые по иной шкале, либо завышая, либо занижая меру ответственности подростка за поступок.